наверх
24.04.202414:52
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Финансы поют. Сложно понять, где строят, а где ремонтируют дороги – эксперт

(обновлено: )44801
Экс-председатель Государственной службы автомобильных дорог Украины Вадим Гуржос прокомментировал заявление премьер-министра о проверках дорожных организаций и спрогнозировал, что виновных ждут разве что показательные процессы.

Все дорожные организации осенью проверят на предмет использования средств, выделенных на автодороги. Об этом заявил премьер-министр Владимир Гройсман.

Министр отметил, что начат масштабный ремонт дорог в стране, но очень важно, чтобы "Укравтодор" очень эффективно использовал каждую копейку.

Читайте также: Foreign Policy: судите по стране по ее дорогам, в Украине — катастрофа

Глава Кабмина пообещал выбрать до 7 объектов для проверки. Для этого закажут специальные экспертизы, а также привлекут правоохранителей в случае выявления нарушений.

Заявление премьера в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал экс-председатель Государственной службы автомобильных дорог Украины Вадим Гуржос.

С какой целью премьер анонсировал проверку дорожных организаций?

— Я думаю, что это не анонсирование проверки, это некое предупреждение ни о чем и в никуда. Система финансирования автомобильных дорог, за которую ответственен "Укравтодор", предполагает достаточно жесткий контроль и со стороны Госказначейства, со стороны самого "Укравтодора", и нецелевое использование этих средств практически невозможно. Это если уже откровенный криминал.

Если речь идет о каких-то отмываниях или злоупотреблениях, это совершенно другое дело. Я думаю, что, наверное, по просьбе премьер-министра какие-то нарушения могут найти. В действительности масштабных нарушений никогда при строительстве или ремонте автомобильных дорог не выявлялось, потому что сама система выстроена с достаточно жестким контролем. Это невозможно сделать. Вопрос другой, что анонсируется 17-19 миллиардов на ремонт и строительство, но при этом не разделяется, сколько идет на строительство, сколько на ремонт, на какой ремонт: текущий или капитальный ремонт, это разные понятия. Поэтому, когда нам говорят, что будет отремонтировано в этом году и построено 1700 километров дорог, это тоже информация достаточно неполная, и сделать какой-то вывод: много денег или мало выделено, достаточно сложно.

А реально ли бухгалтериям до осени "замести следы" по документам?

— Скорее всего, им заметать ничего не нужно. Для того, чтобы получить деньги с госбюджета на ремонт и строительство, необходимо пройти достаточно сложные этапы. Деньги выделяются Госказначейством из специального фонда, они зачисляются на специальный счет в Госказначействе, потом они переводятся в региональные областные казначейства, они хранятся на счетах областных казначейств и перечисляются службам автомобильных дорог только под акты выполненных работ. А непосредственно уже акты выполненных работ также проверяются специалистами, в том числе из казначейства, и службами автомобильных дорог. И если какие-то злоупотребления есть, то они достаточно скрыты и выявить их будет сложно. И могу гарантировать, что такие масштабные проверки, которые анонсированы, выявят мелкие, незначительные нарушения, по просьбе премьер-министра какие-то компании согласятся с этими нарушениями, заплатят штрафы, возможно, их ждут какие-то мелкие поборы местными чиновниками.

А как можно проверить качество материалов?

— Здесь есть нюансы и гарантировать, что материалы используются именно высокого качества, достаточно сложно. Сам материал идет на ремонт и строительство, а строительства практически нет в этом году. Основные материалы это битум и щебень. Вот с битумом есть проблемы, он всегда является основным компонентом в асфальто-бетонной смеси, а качество его иногда подводит дорожников. Но это опять-таки не от дорожников зависит, это зависит от производителей и относительно хороший битум покупается в Белоруссии. Украинские заводы, к сожалению, не научились делать хороший битум, самый лучший битум обычно возили из-за рубежа, самые дорогие битумы находятся в Венесуэле, но Украине это не по карману. Поэтому, если мы говорим о входном контроле материалов, здесь есть вопросы.

То есть здесь открывается поле для злоупотреблений?

— Нет, здесь нет поля для злоупотреблений, здесь, скорее, нет выбора у украинских подрядчиков или строителей. Они берут или то, что уже есть на рынке Украины, допустим, тот же Кременчугский НПЗ, у него покупать относительно некачественный, но он соответствует украинским ГОСТам для ремонта и строительства дорог. Поэтому это не есть злоупотребление, тут речь может идти о качестве и долговечности дорог, потому что именно битум дает один из основных показателей качества.

Владимир Гройсман за растрату денег пригрозил чиновникам тюрьмой. Эти угрозы только на словах или мы увидим конкретные процессы?

— Я думаю, разве что показательные, а в действительности растраты не может быть, потому что я уже говорил в начале, сама система выделения, распределения и выплаты денег подлежит достаточно строгому государственному контролю и нецелевое использование этих денег невозможно.

Ранее главный редактор журнала Деньги.ua Александр Крамаренко в эфире радиостанции Голос Столицы раскритиковал заявления о том, что на реанимацию дорожного хозяйства необходим триллион гривен. По его словам, при желании в дороги можно "закопать" и большую сумму.

Самое читаемое
    Темы дня