наверх
23.04.202410:13
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Шевченко о группах влияния в Минсоцполитики и бизнесе на пособиях для Донбасса

(обновлено: )637
Уволенный 13 июля с должности первого заместителя министра социальной политики Василий Шевченко в эфире "ГС" прокомментировал, что происходит в министерстве, что удалось и не удалось сделать за время работы, а также отметил, что госслужбу сегодня - это "билет на войну".

Кабинет министров Украины уволил первого заместителя министра социальной политики Василия Шевченко. Решение было принято на заседании правительства в среду, 13 июля.
Теперь уже бывший первый заместитель министра в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал свое увольнение, рассказал о группах влияния в Минсоцполитики, своих доходах, социальных проектах, ситуации с переселенцами и многом другом.

Почему так случилось с вашим увольнением?

— Решение принималось по представлению министра, понятно, что министр формирует команду. Это его право. Он принял такое решение, и я даже не спрашивал, почему. В

Минсоцполитики я пришел работать с Павлом Розенко. Пришел, принимая решение несколько месяцев, потому что у меня тогда было предложение работать с иностранными компаниями. Кстати, один из проектов, который я сопровождал, сейчас также состоялся. Это международная компания, будет строить локомотивный завод. Но я тогда пришел в социальную политику, потому что это было очень важно, шла война и, практически тогда нечего было предложить украинским солдатам. Было принято решение предоставить статус участников боевых действий. Соответственно, входили мы в достаточно агрессивную среду. Как вы помните, Минсоцполитики на начало 2015 года — это, практически, было Министерство тендеров, то есть это практически был тендерный комитет, где все делили любые средства, то есть питание для детей закупалось, путевки и прочее. Потом было много вызовов, как вы помните, очень важна ситуация с субсидиями. Обязательно нужно было пройти зимний период, не провалиться и сделать это максимально эффективно в тех условиях, которые можно было сделать. Потом у нас были вызовы, связанные с фондами социального страхования, мы решили реорганизовать в единый фонд. Затем возникло массу конфликтов, противостояний, начался сопротивление.

Вы связываете с сопротивлением свою отставку?

— Как я могу связывать? Фактически, в течение последнего года, если не каждый день, то через день точно требовали моего увольнения любые группы влияния. Для меня это не новость, это звучало на совещании у президента. Эти писульки вручались премьеру как предыдущему, так и нынешнему.

Об этом много писали в СМИ, якобы волонтеры требовали вашей отставки.

— Когда я заходил, то понимал, что будут разные последствия. Мы получили советскую систему, в которой фактически много старых организаций на прикрытие бизнеса. То есть группа влияния имеет компанию и для прикрытия общественную организацию, для того, чтобы раскачивать госслужащих, это делается очень просто разными способами. Это происходило и относительно Розенко, и относительно меня потом.

Вы догадываетесь, почему так случилось? У вас такие заслуги, и уволили даже без разговора с вами?

— На самом деле с Ревой я общался, только пришел. Я ему сказал, что приму любое его решение, потому что он министр, он отвечает за политику, и я не буду раскачивать ситуацию в стране. Понятно, что в этот период многие группы влияния были заинтересованы в изменении формата, потому что изменение формата — это новый чиновник, какой-то период проходит, он привыкает к обстановке, он не понимает, чем он занимается. Затем, когда он поймет, его начинают потихоньку троллить и через некоторое время, через год он уже готов на выход.

Мы привыкли, что если есть тендеры, всегда есть подозрения…

— Я вам для примера скажу, что есть общественные организации, вернее, частные организации, которые финансируются из государственного бюджета, которые строят частный санаторий. Вы знаете? Нет, потому что это в бюджете одна строчка, и, соответственно, люди не обращают на это внимание. Представление на мое увольнение несколько раз было. Оно появлялось, потом переносилось. За этот период появилось новая просьба — увеличить финансирование этих частных организаций за счет государственных средств, так как была надежда, что меня уже уволили.

Вчера во время Кабмина, когда Гройсман сказал о вашем увольнении, Вячеслав Кириленко за вас вступился и поддержал. По его словам, вы приходили одной командой, нельзя разбрасываться кадрами. Гройсман ответил, что вы остаетесь в команде, никуда не уходите. В какой команде вы будете?

— Понятно, что я буду делать все, чтобы Украина укрепляла свои силы. Ясно, что там, где я буду видеть несправедливость, я буду это критиковать или как независимый эксперт, или работая во власти.

Много проблем в Минсоцполитики. Влияние каких-то отдельных лиц, структур, финансовых групп. Все эти проблемы, когда вы работали, они были? Вам вменяют еще то, что вы после отставки обо всем этом заговорили.

— Дело в том, что это же был публичный диалог. Когда вы посмотрите мои интервью, я об этом говорил открыто и совершенно не скрывая. Просто, возможно, не уделялось внимания тогда этому.

Мы привыкли слышать жалобы от чиновников…

— Да. Я вам скажу, что каким образом мы работали? Мы работали очень быстро и принимали те решения, которые уберут из министерства принятие финансовых решений. И на момент моей отставки Минсоцполитики не проводит ни тендера. Нет тендеров. Мы средства все, которые были, отправили на места. И закупки осуществляются непосредственно для людей там, где они проживают. Хорошо это или плохо, но как минимум, злоупотреблять в 700 управлениях соцзащиты сложнее. И общественные организации на местах быстрее изменятся, чем в центре.

Речь о ваших декларациях, о доходах, что вы за год-два стали миллионер о м, что у вас два джипа и прочее. Эта информация достоверна?

— Глупости я бы не хотел комментировать. Просто я уже пример приводил, что, во-первых, когда мою декларацию берут и показывают, что у меня задекларировано, так это то, что я не скрываю от людей. Есть объяснение на все это. И когда, например, берут мою декларацию и говорят: "А Шевченко в 2014 году заработал миллион". Но Шевченко работал в 2014 году пять дней в конце года в министерстве. Но согласно законодательству я подаю декларацию за весь год. В течение 2014 я вообще не знал, что я буду работать в Минсоцполитики.

Есть схемы по вывозу людей на лечение за границу, что только 39 человек, которые нуждаются в протезировании, они за сумасшедшие государственные деньги отправлялись за границу, что тут в реабилитационные центры направлялись, в санатории, принадлежащие народным депутатам от отдельных фракций, назывались их имена. Это все спланировано?

— Есть, например, два ведомства — министерство и центральный орган исполнительной власти — Служба по делам ветеранов. В Службу по делам ветеранов человек назначен правительством, который имеет своих заместителей и это его функции. Каким образом первый заместитель может влиять? Это политическая фигура. Первый заместитель занимается многими делами международными. Что мы сделали — мы наладили сотрудничество с трастовым фондом НАТО, где государственных средств нет. Это я действительно возглавлял. Соответственно, мои натовские коллеги, когда проводилась против меня пресс-конференция, были приглашены в качестве гостей. Они были очень удивлены, и они тогда встали на защиту и сказали, что если бы не наша совместная деятельность, то не было бы такого эффекта. Это же касалось работы с ОБСЕ, когда стоял вопрос психологической реабилитации, вернее, вопрос подготовки командиров. И тогда мы договорились с ОБСЕ, мы активно готовили тренеров, привлекая специалистов из Израиля, других стран, чтобы тренировали наших командиров, как вести себя в критических ситуациях. Это все мы делали в течение года, это каждый день работы.

Об этом говорили меньше…

— Это был период такой, что была определенная критика, и если бы обращать время на критику, тратилось бы время на то, чтобы объяснять какие-то глупости.

О пенсиях на неконтролируемых территориях. Пенсионеры приезжают на контролируемую территорию, получают пенсии…

— Мы должны учитывать следующую ситуацию, что оккупированные территории и пенсионные фонды захвачены бандами. Ясно, что когда начались все эти действия, подделывалось все. Ставились условно печати, и я не уверен, что люди, которые должны получать средства, они реально получали. Тогда таким образом украинское государство через условное финансирование пенсионеров могло финансировать боевиков. Мало того, это многомиллиардный бизнес, который связан с этими фальсификациями. Мы со своей стороны принимали меры, даже жесткие, обеспечивали проверки там, где это возможно, в пределах того же законодательства. И когда вы слышите, что есть предложения, каким образом это сделать, то надо понимать, что Украина находится в чрезвычайно тяжелой ситуации. Эта чрезвычайно тяжелая ситуация называется война, и мы говорим о том, как украинскому государству сегодня выжить. Поверьте мне, сегодня если мы таким образом будем расшатывать все, что касается государственного управления при том, что я уже не госслужащий, а независимый эксперт, но единство страны — это, я думаю, главное, что мы должны всеми силами удерживать, укреплять обороноспособность.

Сейчас в ВР предлагают упростить начисление субсидий пенсионерам с минимальной пенсией. Многие сетуют на проблемы с оформлением субсидий. Если коротко, какая ситуация с субсидиями в стране?

— С субсидиями этот вопрос лучше задавать уже действующему министру. Просто я эти вопросы не курировал, курировал другой заместитель, как и вопросы переселенцев. Я занимался немножко другим направлением.

Каким?

— Это система социальной защиты военнослужащих, это информационное обеспечение, это общее стратегическое развитие, которое предусматривало бы децентрализацию, создание новых сервисных социальных служб, и, соответственно, всего, что касалось работы с Кабмином, ВР и других направлений.

Статус участника боевых действий, какова ситуация с этой процедурой?

— Статус участника боевых действий, это форма соцзащиты, которая на сегодняшний день не наполнена денежными средствами. Прошлый год — это был год предоставления статусов УБД, но не решенным до конца есть вопрос предоставления статуса УБД добровольческим батальонам, в частности из-за непринятие закона об амнистии, так как участники боевых действий из добровольческих батальонов фактически воюют, и согласно действующему законодательству это нарушение. Примеры чего мы видели с Валентином Лихолита, и многими добровольцами, которые или под следствием, или осуждены. Соответственно, форма соцзащиты, статус предоставили, удостоверение вручили, но оно не наполнено денежными средствами.

Ваши планы на будущее?

— Сейчас такая ситуация, что если идти в государственную службу, это билет на войну. Поэтому надо прекрасно понимать, что любая отрасль, куда ты заходишь, она монополизирована. И если ты служишь народу Украины, то надо вступить в борьбу, несмотря на то, какими будут последствия.

Высказали свое мнение и задали интересующие вопросы в эфире 106 FM также слушатели радиостанции.

Георгий, Киев: В Деснянском центре занятости, это тоже как социальная политика. Вот при обращении в центр занятости, когда становишься на учет, они говорят, что у них нет информации из Пенсионного фонда об страховом стаже, то есть стаже работы, который нужен для начисления. И они начисляют минимальную, лично мне начислили 500 с чем-то гривен пособия. Вопрос: пенсионный фонд это не вместе с соцполитикой? Это отдельно? И еще один вопрос: вот вы работали в министерстве. Какие можете назвать общественные организации, которые работают, а не номинальные, из общественного совета Минсоцполитики?

Шевченко: Я вам скажу, что мне не понравилось в том, что когда пришел новый министр работать, это то, что, например, было поручение уже Гройсмана встретиться с общественными организациями ветеранов АТО, затем оно трансформировалось руками чиновников просто в общественные организации, а затем оно разбилось и общественные организации АТО пропали. И когда мы пришли на встречу, то в первом ряду сидели коммунисты, во втором сидели социалисты, и потом они обсуждали вопрос, как классно было работать с Януковичем и Азаровым. И это та политика, которую именно эти организации и ведут. И общественный совет или общественные организации при Минсоцполитики, это все организации из прошлого. И здесь вопрос уже также к общественности: имеете ли вы желание, заходить в социальную политику, формировать собственное видение и формировать собственную социальную страну? Что касается центра занятости и сотрудничества с фондом социальной защиты. Действительно, человек прав в том, что здесь не работает система связи и это также одна из проблем, о которых я говорил.

Читайте также: Соцсети взорвались фотожабами на газовую инициативу Розенко

Ольга: как в нашем правовом государстве выполняется решение судов, в том числе апелляционного по выплате пенсий пенсионерам ДНР и ЛНР, и когда оно будет действительно выполнено? Какая сумма задолженности этим людям от нашего государства? Я бы хотела рекомендовать гостю смотреть ролики, когда люди собирают средства пенсионерам.

Шевченко: Если украинское государство не может физически обеспечить выплату, то понятно, что оно этого сделать не может.

Валерия Леонтьевна: Я обращалась неоднократно к господину Розенко и уже к господину Кривенко относительно неправильного перерасчета пенсий. Но я не получила от них того ответа, которого бы хотелось. И была на приеме, там такое отношение к людям, как смотрят на них, мол чего вы пришли, что вам здесь надо!

Шевченко: Это же не Минсоцполитики, это имеется в виду Пенсионный фонд. Это очень сложная ситуация, которую изменить одновременно невозможно. Во-первых, потому что управление соцзащиты, это управление местных администраций, Минсоцполитики — это центральный аппарат. А то, что у нас вообще сервисные службы очень плохо поддаются изменениям, потому что зарплаты низкие, соответственно люди, которые там работают, не всегда работают качественно на эти зарплаты.

Напомним, что глава Николаевской обладминистрации Вадим Мериков подал в отставку после встречи с президентом. Эту информацию в эфире радиостанции прокомментировал директор Украинской политконсалтинговой группы Дмитрий Разумков. Эксперт отметил, что отставка главы Николаевщины это далеко не первый скандал, связанный с персоной Мерикова.

Читайте также — Корольчук: государство заставляет людей субсидировать соседей

Самое читаемое
    Темы дня