наверх
18.04.202412:43
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Реформа тюрем и быстрая регистрация браков. Интервью замминистра юстиции

Судебная и конституционная реформы в Украине (543)

(обновлено: )433
Заместитель министра юстиции Гия Гецадзе рассказал о реформе пенитенциарной службы, об упрощении процедур регистрации актов гражданского состояния, изменениях Конституции в части правосудия, а также о важности контроля власти со стороны общества.

В Украине — 148 тюрем, рассчитанных на 230 тысяч человек, но сегодня там содержатся около 70 тысяч заключенных. Заведения полупустые. Глава Минюста Павел Петренко анонсировал масштабную реформу Госпенитенциарной службы.

Кабмин одобрил предложение Минюста о ликвидации пенитенциарной службы в рамках реформирования пенитенциарной системы Украины. По планам, будет закрыта и распродана часть исправительных учреждений. Поэтому, в Минюсте считают, что нужно провести инвентаризацию и выбрать те колонии и тюрьмы, которые можно быстро отремонтировать и переселить в них заключенных. Остальные учреждения следует законсервировать, потом через публичные конкурсы продать помещения, и на вырученные деньги построить современные тюрьмы.

Как выгодно продать тюрьмы, когда можно будет развестись за час, почему так важно начать судебную реформу в эфире радиостанции Голос Столицы сообщил заместитель министра юстиции Гия Гецадзе.

Министр юстиции Павел Петренко обещал, что проведет реформу тюрем и их аудит, улучшит условия для заключенных и проверит учреждения отбывания наказания. Как этот процесс сейчас идет?

— Минюст начал с реформ, где были самые большие риски коррупции, то есть с децентрализации и демонополизации регистрации.

Сейчас люди не стоят в очередях, чтобы получить справку или зарегистрировать бизнес или недвижимость. ВР во втором чтении проголосовала за законы, которые полностью будут менять исполнение судебных решений. У нас в стране исполняются не больше чем 10% судебных решений. Это катастрофа для бизнеса и для рабочих мест.

Самая сложная реформа – это реформа пенитенциарной системы, потому что, когда начинаешь такую реформу, нужно иметь много денег в бюджете, нужно иметь стабильное большинство в парламенте, чтобы принимать такие законы. Мы постараемся улучшить условия содержания наших граждан в тюрьмах. Это будет происходить в несколько этапов. Например, сейчас уже в ВР обсуждается законопроект, по которому меняются и снимают ограничения на встречи с членами семьи, снимают ограничения на передачи посылок.

Вообще снимаются? Их просто не будет?

— Конечно, это маленькая составляющая реформы. Когда у вас какие-то ограничения на посылки, вы все равно находите пути, может быть, коррупционные, но доставляете посылку. Поэтому мы хотим это все минимизировать максимально, надеемся, что ВР проголосует за эти изменения.

Что касается фундаментального, то, с одной стороны, у нас в государственном бюджете нет достаточно денег, чтобы построить новые тюрьмы, где будут улучшены условия содержания заключенных по европейским стандартам. С другой стороны, мы не можем ждать. Поэтому приходится импровизировать, использовать методы, принятые в разных странах. Например, государственно-частное сотрудничество, когда у тебя есть территория в центре города — старая тюрьма, ты стараешься с бизнесом договорится, продать эту землю, за счет того, что они построят новое здание за городом, где земля стоит меньше.

Вы сейчас о Лукьяновском СИЗО говорите?

— И не только, потому что у нас во Львове, в Одессе СИЗО находятся в центре города, поэтому мы надеемся, что бизнес этим заинтересуется. В Минюсте первый заместитель Наталья Севостьянова курирует этот вопрос со своей командой.

А кто определяет цену СИЗО?

— Я конкретно этим не занимаюсь. Но сам процесс будет обязательно открыт. Если там будет конкуренция среди бизнесменов, то, кто предложит лучшие условия и цену, с теми будем договариваться.

Вы слышали, что делегация подкомитета ООН по предупреждению пыток остановила визит в Украину, потому что СБУ запретила им посещение некоторых учреждений ограничения свободы. Как вы такие инциденты объясняете?

— Вероятно, у СБУ были конкретные аргументы насчет индивидуальных случаев. В Минюсте принцип один – чтобы реформировать что-то, это нужно открыть и показать гражданам, в какой ситуации оно находится. Когда мы начинали реформу в сфере регистрации, мы говорили, что, к сожалению, наши сотрудники берут взятки, а мы хотим это улучшить.

Когда мы писали законы об исполнении судебных решений, мы говорили, что, к сожалению, наши судебные исполнители берут взятки, потому что у них маленькие зарплаты. В тюрьмах 1 500 гривен зарплата, поэтому есть большой соблазн за взятку сделать что-то незаконное. Так что максимальное открытие поможет нам в реформах.

"Голос Украины" опубликовал изменения в Конституцию в части правосудия. Как вы оцениваете эту реформу?

— Это большой шаг вперед. Вот мы сейчас поменяли Конституцию, теперь мы должны фактически начать судебную реформу, потому что украинцы не доверяют судебной системе. После реформы полиции наши граждане больше чем на 50% доверяют сейчас полиции, а судебной системе доверяют не больше чем 5%. Так нельзя идти вперед.

Мы можем проводить разные реформы в разных министерствах, децентрализовать регистрационный сервис, или улучшать исполнение судебных решений, но если конечным арбитрам, которые принимают решение в случае спора, не доверяет народ, ничего не выйдет в долгосрочной перспективе. Поэтому нужно поднимать доверие граждан к судебной системе. Это будет первый компонент.

Потом нужно будет смотреть, насколько независимо судьи будут принимать решения, следующим нужно обеспечить социальные гарантии и предусмотреть ответственность за случаи взяточничества. И благодаря конституционным изменениям сейчас появился шанс, чтобы это воплотить.

А как удастся побороть бесконечное влияние политиков на суды?

— Самое главное, это мониторинг со стороны общества. Наше гражданское общество должно мониторить и контролировать каждый конкретный шаг, который будет сделан в направлении судебной реформы.

Политики, критикующие эту реформу, обращали внимание, что в руках Президента концентрируется очень большая власть. Вы согласны?

— Я приветствую, что мы упразднили испытательный срок в два года. Потому что Президент назначал судью на два года, а потом через два года ВР должна была еще раз проголосовать. Таким образом мы никогда не получим независимых судей.

Мы получим каких-то ассистентов, помощников, которые должны для всех принимать какие-то решения. Президенты не должны назначать в наших странах судей. Это ненужная компетенция, которая, кроме проблем, ничего не приносит. Вот, например, в Грузии эту норму упразднили в 2011 году.

Одним из главных приоритетов Минюста является децентрализация и демонополизация, в частности сейчас уже можно подводить итоги геореформы в сфере регистрации недвижимости и бизнеса, упрощения всех этих процедур.

— Уже есть конкретные результаты, мы можем этим гордиться, потому что наши граждане не стоят в очередях, они могут зарегистрировать компанию за 24 часа, зарегистрировать недвижимое имущество в любом местном самоуправлении и у любого нотариуса.

Раньше Минюст был монополистом, у нас были 4500 регистраторов без зарплат, и они, вместо того чтобы обслуживать граждан, иногда специально создавали проблемы, искусственно создавали очереди, чтобы потом через посредников зарабатывать на обыкновенных справках. Этого теперь нет. В любом городе вы можете обратиться к нотариусу или в центр местного самоуправления.

У нас было 4500 регистраторов, вместо них — 7200 нотариусов со своими офисами, со своими хорошими зарплатами и ответственностью, потому что они боятся потерять лицензию. Поэтому я думаю, что мы минимизировали риски коррупции и улучшили сервис, максимально создали защитные механизмы.

Раньше если регистратор неправильно оформлял документы, нужно было идти прямо в суд, потому что другой процедуры не было, и ожидать в суде около двух лет решения. Эта процедура дополнительно поощряла коррупцию. А мы создали специальную комиссию в Минюсте. Если кто-то жалуется на неправильную регистрацию, сразу обращается в комиссию, комиссия очень быстро принимает решение. И если регистратор провинился, в первую очередь министерство будет отнимать ключ доступа, а потом может и уволить или забрать лицензию, вплоть до уголовной ответственности.

По законодательству мы создали все механизмы, мы создали конкуренцию, которая убивает коррупцию.

То есть, децентрализация идет. И деньги, которые люди платят, они напрямую остаются.

— Представьте себе, вы мэр города и открыли хороший сервис-центр. Тогда граждане будут ходить в ваш сервис-центр, вы будете получать официальные деньги за сервис, 100% которых остаются в местном бюджете. И потом городской совет может потратить их, как посчитают нужным: построить школу или починить дорогу и так далее.

Вы уже взяли курс на упрощение процедур в сфере регистрации актов гражданского состояния.

— Мы сейчас работаем над законопроектами, постараемся всячески демонополизировать и децентрализовать этот сервис. Минюст будет передавать ЗАГСы местным самоуправлениям. А чтобы поддерживать конкуренцию, дополнительно дадим эту функцию и нотариусам.

Это свидетельство о рождении, о браке…

— Не только. Регистрация брака, изменение фамилии и остальные эти действия. Хотя, мы не уходим от ответственности, потому что будем администрировать и осуществлять менеджмент и этого реестра тоже. И будем выдавать ключи регистраторам. Просто будет создано больше пунктов и точек обслуживания для наших граждан и больше выбора. У некоторых будут специальные предложения на сервис, кто-то будет регистрировать брак в течении 24 часов, и пусть конкурируют между собой, а граждане пусть выбирают.

Минюст также планирует новую услугу внедрить — регистрация и разрыв брака за один час. Посредством чего так быстро?

— Во время СССР в законе было сказано, что когда пара решит регистрировать брак, они должны еще 30 дней подумать об этом. Эти старомодные нормы нужно упразднить. Потому что мы имеем дело с совершеннолетними, вменяемыми людьми. Если вы решили утром пожениться — вечером вы должны регистрировать брак.

И развод тоже за час…

— Если у супругов нет претензий друг к другу, почему они должны ждать? Если у них нет имущественного спора, тогда почему мы должны искусственно создавать какие-то судебные процедуры, чтобы наши граждане тратили время и чтобы бюджет тратил деньги на такие решения?

Как проходит процесс люстрации? Он сейчас де-факто остановился?

— Процесс люстрации идет. Но это связанные механизм и структура государственная, а потом процедура государственная, а потом процедура судебная. Так что это будут индивидуальные случаи, не нужно ждать, что в каком-то государственном органе 60% людей будут люстрированы.

Первый заместитель министра юстиции Севостьянова говорила о том, что решение КСУ об отмене люстрации уже принято, просто его не хотят доносить массам, потому что боятся реакции общественности. Вы об этом знаете что-то?

— Я в 1995 году писал закон о Конституционном суде Грузии. Потом работал старшим помощником первого председателя Конституционного суда Грузии. В Грузии Конституционный суд себя оправдал, несмотря на множество проблем. В Украине, я не думаю, что КСУ вообще себя оправдал.

Мы должны подходить так: мы небогатая страна, у нас нет много денег, вот сколько денег граждане потратили на содержание КСУ за все эти годы? Должны посчитать, и сколько добра этот орган нам принес. А потом принимать решение.

Читайте также: Миллиарды "налево". Эксперт анализирует коррупционные схемы при госзакупках

Ранее эксперт по вопросам таможенной политики Института общественных исследований Юрий Федчишин сказал, что после начала внедрения таможенной реформы появления первых результатов можно будет ожидать через три месяца.

Также председатель Всеукраинской общественной организации "Союз защиты предпринимательства" Сергей Доротич в эфире радиостанции Голос Столицы заявил, что проведение налоговой амнистии без существенной чистки ГФС и реформы не приведет к положительному результату.

Самое читаемое
    Темы дня