наверх
28.03.202415:29
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

"Экспорт в ЕС вырос". Замминистра аграрной политики о будущем отрасли

Нидерланды-Украина-ЕС: ассоциация в режиме standby (651)

(обновлено: )204904
Замминистра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам Евроинтеграции Владислава Рутицкая подробно рассказала о том, как будет развиваться сельскохозяйственная отрасль в ближайшие годы.

С начала 2016 года в полную силу заработал договор с ЕС о Зоне свободной торговли. Украинские компании уже успели оценить плюсы и минусы данного соглашения.

Так, отечественные производители уже использовали квоту на поставки мяса птицы в Евросоюз в 2016 году. Об этом свидетельствуют данные отчета о выполнении программы Кабинета министров. При этом с начала года статус одобренного экспортера в ЕС получили десятки предприятий, которые поставляют из Украины мед, кетчупы и соусы, подсолнечное масло, дрожжи, печенье, изделия из стекла и прочее.

Подробнее о экспортном потенциале аграрного сектора Украины в эфире радиостанции Голос Столицы рассказала заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам Евроинтеграции Владислава Рутицкая.

Минагрополитики провело в Киеве Первый инновационный агропромышленный форум именно для того, чтобы как можно больше привлечь инвестиций в наш АПК. Чего удалось достичь в этом направлении?

– Этот форум проходил в рамках ежегодной выставки, которая является основной для Минагрополитики. Это самая масштабная выставка по сельскому хозяйству. В этот раз у нас было более 600 компаний со своими стендами, более 23 иностранных делегаций, были министры сельского хозяйства других стран. Открывали выставку наши премьер и министр сельского хозяйства.

Еще дополнительно более 20 конференций, круглых столов, выступлений было проведено. Плюс на каждом стенде своя компания имела возможность представить свою продукцию.

Были, например, испытания и шоу сельскохозяйственной техники, были представлены очень качественные породы животных, были представлены все достижения органического производства.

Форум, как и выставка, имел ознакомительную функцию, он предназначен не для того, чтобы уже подписывать какие-то контракты?

– Почему? В прошлом году я также организовывала Агро-2015. Мы подписали контракты, касающиеся Европейского инвестиционного банка и возможности предоставления кредита в 400 млн евро для агроотрасли. Мы подписали программу сотрудничества и меморандум по сотрудничеству с Нидерландами. Они касаются земельного законодательства и комплекса учебного по молочному производству.

Также тогда мы подписали документы по сотрудничеству с Национальным космическим агентством. Это касалось спутниковой связи в рамках Геокадастра и мапинга, точных границ полей в нашей стране.

То есть космическое агентство будет вам помогать?

– Это взаимная работа, когда ты работаешь над Геокадастром, чтобы были технические средства, спутники.

В рамках выставки Агро-2016 мы представляли наш проект, который мы ведем совместно с Еврокомиссией. Это Стратегия развития сельского хозяйства – 2020. Она поддержана всеми донорами и всеми международными финансовыми институтами.

В рамках этой стратегии мы привлекли достаточно большое количество и грантовой и технической поддержки для того, чтобы можно было реализовывать проекты в сельском хозяйстве. Плюс в рамках профильных наших выставок представляли те проекты, которые касаются орошения, проекты по органическому производству, проекты, касающиеся развития малого и среднего нашего производителя.

У нас были стенды более 17 наших областей, которые посетил премьер Гройсман. У нас была возможность показать, какие новые наработки, какие новые бренды вышли, на чем мы специализируемся, в чем преимущество украинской продукции.

В рамках нашей выставки мы представляли еще и инновационную панель, которая была связана с IT. Это новые стартапы, связанные с этим программным обеспечением. Причем не только нашими национальные, но и иностранные, которые работают у нас в области сельского хозяйства.

Органический продукт это тренд в Европе. Насколько именно эта отрасль интересна и кому?

– Очень интересна как раз европейцам и другим странам, потому что когда мы поставляем нашу продукцию с соответствующим лейблом "органическое производство", она пользуется очень большим спросом. Потому что люди ожидают от нее большой пользы для здоровья, плюс очень качественные материалы, из которых это было произведено. Так что перспективы по органическому производству являются очень положительными.

Сейчас у нас есть уже практика поставки именно такой продукции в Европу?

– То, что касается, например, определенных зерновых, которые выходят под этим лейблом, на них такой спрос есть. Наверное, мы еще не поставляем продукцию, которая была бы из молока или из творога под этим лейблом, но я абсолютно верю, что за этим будущее.

Так же, как когда-то мы начали продавать нишевые продукты, которые понемногу завоевывают своего потребителя в Европе. К нишевым мы относим чеснок или кориандр, который производится в Украине, продукция из льна. Так понемногу наши производители ищут своего потребителя.

Есть информация о встрече в США по вопросам аграрного сектора. Кто туда и с чем ездил?

– Во-первых, здесь следует отметить, что сейчас проходит визит нашего премьера и делегации в США, но до этого у нас были пять крупных представителей сельского хозяйства различных штатов во главе с заместителем министра сельского хозяйства Майклом Скусом.

В принципе, если говорить о сотрудничестве с США, то здесь следует отметить, что за последний год у нас очень качественно выросло взаимодействие по украинскому меду и по украинским сокам. Для такого типа торговли мы отмечаем очень качественные сдвиги, которые есть в структуре продуктов, которые Украина поставляет на различные рынки.

А в каких конкретно суммах это проявляется?

– За 2015 год общий товарооборот с США составил примерно 186 млн долларов. Но экспорт наш из этой суммы всего составляет 43,5 миллионов долларов. Если говорить по структуре, то примерно половина из этого – это наш мед украинский, а где-то пять миллионов – масло, и немного меньше, чем пять – это как раз соки.

Есть Меморандум, который состоит из многих параметров по сотрудничеству – торговая часть и часть, которая касается экспорта-импорта. Недавно зашли инвестиции в портовую логистику, если говорить за компанию "Cargill", плюс значительное сотрудничество идет в рамках дистрибуции сельскохозяйственной техники, в рамках различных линий устройств: по семенам, по средствам защиты растений и по удобрениям.

"Cargill" – один из крупнейших зернотрейдеров в мире?

– Это не только зернотрейдер, это, по сути, компания и крупнейшая логистическая. Есть, например, китайская компания, которая примерно три года назад купила трейдинговую компанию "Nobel Group", которая всемирно известна, это один из крупнейших трейдеров.

Эти крупные компании больше дают Украине, чем это было бы, если бы Украина сама продавала?

– Наши компании также продают. Это же порядок всемирной торговли. Различные компании представлены, различные компании ведут свою торговую деятельность, так что это нормально. Это лучше, если бы инвестиции не заходили.

Вы упоминали про визит в Канаду.

– У нас в ближайшее время начнется как раз канадско-украинский бизнес-форум. Он проходит на государственном уровне. После этого планируется визит премьера Канады в Украину. Это будет летом. Мы будем по нашей части, по сельскому хозяйству, говорить о взаимном сотрудничестве.

Так как в последние годы мы начали работать над зоной свободной торговли, которая создается с Канадой, и мы ожидаем ее финализации. У нас товарооборот, например, за первый квартал 2016 с Канадой примерно составляет до 12 млн долларов. Это не очень большая цифра, потому что среди других торговых партнеров более мощные страны, но как раз Канада является примером, когда мы импортируем в разы больше, чем экспортируем. За первый квартал 2016 экспортировали на сумму менее 500 тысяч долларов, а импорт составляет более 11 миллионов долларов. И это продукция с добавленной стоимостью.

Если говорить по агросектор, здесь очень сконцентрированы на том, чтобы импортировать из Канады как раз семяна масличные. И второй из продуктов, которые мы импортируем из Канады, это рыба и рыбные продукты.

Семена масличных – это потому что там очень хорошие сорта?

– Да. Украина является качественным производителем сои. И очень большие у нас перспективы по этой культуре. И спрос на нашу сою есть в мире очень большой. Китай в этом очень заинтересован, Япония, трейдерские компании. Как раз мы работаем с Канадой и привлекаем их специалистов для того, чтобы понять, как выращивать эту культуру. Она достаточно интересна с точки зрения доходности, так что сейчас агросектор на нее направлен.

Что мы производим из сои?

– Мы экспортируем и саму сою и соевое масло.

В последнее время звучат заявления, что мы открываем для себя новые рынки. В Минагрополитики недавно заявляли, что очень вырос наш экспорт в Китай.

– Если говорить за первый квартал 2016 года, то из всего экспорта нашей страны сельскохозяйственный занимает примерно 43%. Скоро мы приблизимся к цифре, что половина нашего экспорта будет аграрной. При этом основным направлением, которые были в первом квартале 2016 года, является Азия. По первому кварталу туда идет больше, чем 43%. И у нас в страны ЕС сейчас показатель доходит чуть выше 35%. Африка за первый квартал получила 13%.

Украина резко сократила экспорт молочных продуктов, яиц именно на внешние рынки. Выручка на молочке стала на четверть ниже, чем прошлогодний показатель. Причина в квотах?

– Торговля молоком в мире сейчас столкнулась очень с большими вызовами. Это достаточно большие вложения, которые нужно делать, инвестиции в этот бизнес. А при этом закупочная цена молока достаточно мала. И это характерно не только для Украины.

Вы можете посмотреть структуру других стран мира, в которых такие же проблемы. Это определенная мировая тенденция. И она будет таковой на ближайшее время, 3-5 лет. Но при этом производители качественные будут оставаться, они будут развиваться.

У нас довольно низкий уровень качества молока именно в плане сырья?

– Если мы хотим экспортировать, то надо придерживаться международных требований. Они очень сильны, они очень жесткие, но они определяют качество и безопасность продукции.

Это обычно молоко высшего качества. И в начале этого года мы отрыли поставки молочной продукции в ЕС. За прошлый год мы открыли поставки в Китай.

В конце мая вы заявляли, что Украина не исчерпала квоты на некоторые продукты. Почему так случилось?

– Так как разрешение на этот экспорт мы получили недавно, то сейчас только идет налаживание связей по дистрибуции и завоеванию своего потребителя на европейском уровне.

Если говорить по ЕС, у нас рост идет по Европе около 12%, приходим к отметке 13% – это по сравнению с 2015 годом. Почти треть, даже уже чуть больше того, что мы поставляем всему миру, идет в страны ЕС. Это рынок в 550 млн людей, и для наших производителей есть потребность искать дистрибьюторов.

Наши производители жалуются на исчерпанные квоты по курятине, пшенице.

– Курятина, пшеница, затем у нас есть вопросы, касающиеся меда, есть вопросы по экстрактам соков: яблочный, виноградный, обработанные томаты, прочее. Мы 22-23 июня едем в Брюссель, там будем представлять программу в рамках нашей встречи регулярной с Еврокомиссией. Будем обсуждать те позиции, которые касаются санитарных, фитосанитарных требований и позиции, которые касаются квот, гармонизации законодательства; вопросы, касающиеся защиты интеллектуальных прав торговых марок и всего остального.

Плюс в рамках этого мы организуем бизнес-форум и бизнес-визит как раз для наших производителей и наших ассоциаций, чтобы была возможность поехать и представить европейским странам свое видение, обсудить, как идет торговля. Плюс будет встреча с еврокомиссаром, главной директората сельского хозяйства ЕС. Это такой профильный директорат, который касается и торговли, и сельского хозяйства, и рыбной отрасли.

Есть ли надежда, что квоты будут пересмотрены?

– Мы над этим вопросом работаем уже достаточно долгий промежуток времени, еще до того, как было ратифицировано соглашение. Сейчас мы прорабатываем тот формат, у нас состоялась потеря российского рынка, которая оказала большое влияние на необходимость переориентации торговой стратегии нашей страны.

Недавно мы отправляли полный пакет по квотам, который представляли Еврокомиссии. Он касается всего сельского хозяйства, по чему мы работаем с Европой, и наши предложения, которые мы прорабатывали с бизнес-ассоциациями в течение последних пяти месяцев, после того, который у нас есть на сегодняшний день потенциал, какие есть перспективы и как мы бы видели и хотели построить взаимный диалог по этим очень ургентным вопросам.

Квоты установлены на пять лет?

– Там весь период на имплементацию полную нашего соглашения составляет десять лет, часть уже прошла. Вопрос в том, что есть документ, который подписан и утвержден обеими сторонами, но жизнь вносит коррективы, и здесь мы должны представить, как помочь нашему производителю.

А наши рынки стали более открыты для европейской агропродукции?

– На полках магазинов вы видите то, что пользуется спросом. Это первое. Второе – что соответствует двум параметрам: цена и качество. У нас есть такая зеркальная ситуация, когда в Украине каждый потребитель говорит: "Все, пришла зона свободной торговли, сейчас будет все европейское".

Но давайте вспомним, что было 5-6 лет назад. Что, вы не видели продукты европейских стран на полках магазинов? Видели. Покупали? Покупали. Последние два года, когда работает соглашение, вы увидели, что изменилась структура того, что представлено в магазинах? Что, вы не видите там наших национальных продуктов или производителей? Видите. Вы покупаете? Покупаете.

Теперь посмотрим на ситуацию с Европой. В Европе наоборот – как только ты пересекаешь границу, идет месседж: "Сейчас придет украинский производитель со вкусными продуктами, с качественными, органичными и очень полезными, у которых наименьшая стоимость производства".

У нас прошла девальвация нашей национальной валюты, мы стали конкурентами. Я не говорю, что это очень хорошо, потому что хотелось бы, чтобы зарплаты были большие, но по сравнению с затратами на производство других производителей, мы очень конкурентные. И они имеют такое предостережение: "Все на полках магазинов будет украинское".

Я уверена, что в сотрудничестве каждой страны мы должны искать стратегию выигрыша для обеих сторон. И свободный рынок является открытым, он заставляет качественно работать, давать то, что нужно потребителю, соответствовать тем требованиям, но в тот же момент искать для себя прибыльность, чтобы стоимость производства была меньшей.

У нас политики любят заявлять, что Европа заполонит полки и отечественный производитель пострадает. Или европейцы по ценам не являются конкурентными?

– На сегодняшний момент производство наше стоит меньше, чем европейские аналоги.

Что у нас произошло с поездом "Новый шелковый путь"?

– Это концептуальный вопрос. Когда-то, когда впервые стартовало метро или железнодорожный состав, железная дорога в любой стране мира, с опаской на это смотрели и думали: "Зачем это? Нормально же на лошадях ездить или на волах". То же самое и с нашим вопросом по новому шелковому пути.

Мы все понимаем, что для Украины это уникальная возможность стать транспортным хабом, который идет от стран северной Европы и объединяет Азию. Используем ли мы эту возможность? Видимо, не в полном объеме, так как она является дорогостоящей и нужно нагрузить продуктом, который пойдет и туда, и оттуда сюда. Но все равно это сообщение будет развиваться и будет работать.

Читайте также: Строительство самолетов даст развитие экономике Украины – конструктор

Ранее экономический эксперт Всеволод Степанюк отметил, что нужно учитывать и непрямые убытки из-за товарного эмбарго со стороны РФ, поскольку утрата одного доллара экспорта влечет потерю еще нескольких долларов внутри страны. Степанюк сообщил, что только прямые потери от товарного эмбарго РФ составили $1 млрд.

Также кандидат экономических наук, управляющий партнер консалтинговой компании "Финансовая студия" Евгений Невмержицкий в эфире радиостанции пояснил, на что пойдут деньги, взятые в кредит под гарантии США. Эксперт уверен, что этот кредит проест население.

Самое читаемое
    Темы дня