Парламентарии намерены ужесточить наказание для водителей, которые садятся за руль в нетрезвом состоянии. Соответствующий законопроект уже утвердили в первом чтении. И если документ пройдет второе чтение, то штраф для нетрезвых водителей будет составлять от 10 тысяч до 40 тысяч гривен.
Автор законопроекта, депутат Андрей Тетерук объясняет, что при задержании за вождение в нетрезвом виде впервые водитель заплатит 10,2 тысяч гривен. Также у него заберут водительские права на один год. Если в течение двух лет человек повторно допустит правонарушение, штраф возрастет в два раза, а прав лишат на три года.
Смогут ли высокие суммы штрафов снизить количество нетрезвых водителей на дорогах, в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал автоюрист Владимир Караваев.
Как оцениваете этот законопроект?
— В целом положительно, потому что пьянчужки и наркоманы за рулем уже достали. Я сам езжу по Киеву и часто вижу автомобили, которые управляются неадекватными водителями.
С вашей точки зрения, это достаточно серьезное наказание?
— Уверен, что в случае принятия, данный законопроект не даст необходимого результата. Причина первая – у нас остается старая редакция статьи 126 Кодекса про административные правонарушения, которая говорит о том, что если человек садится за руль автомобиля, будучи лишенным права управления по решению суда, то штраф составляет всего 510 гривен. В таком варианте не исключено, что человек выходит из здания суда, его лишили права управления, а он тут же спокойно садится за руль автомобиля, зная, что ему за это грозит наказание всего 510 гривен.
Смотрите также: Селезнев о проблеме алкоголя в рядах сил АТО
То есть спокойно можно кататься и без прав?
— Абсолютно верно, именно это и происходит.
А если без прав и в нетрезвом виде, тогда какое наказание?
— Тогда получается два вида правонарушения. По закону человек наказывается за то, которое максимальное.
Чтобы нормально работала норма относительно вождения в нетрезвом виде, нужно усиливать ответственность за езду без прав?
— Этот вопрос нельзя узко рассматривать. Это комплексная проблема. Статья 126 – это маленькая часть. Есть и другая причина. Вы помните анекдот, когда маленький мальчик, подсматривая в скважину за родителями, чем они занимаются в спальне, отвернулся и задумчиво сказал: "Это те люди, которые запрещают мне в носу ковыряться?" Безо всякого сомнения, атмосфера, которая у нас происходит в высших эшелонах власти, постоянные нарушения законодательства, тоже влияют на все эти процессы. Кроме того, медики говорят о том, что до сегодняшнего дня процедура проверки водителя на состояние алкогольного и наркотического опьянения остается весьма несовершенной.
А что с процедурой не так?
— Процедура у нас осталась абсолютно старой, и я вам точно могу сказать, что любого трезвого водителя можно сделать пьяницей.
И пьяного водителя можно сделать трезвым?
— Это зеркальное отображение.
У нас как только повышаются штрафы и наказания, сразу увеличиваются расценки на дорогах. Этого стоит ждать или нет?
— В пояснительной записке, которая подавалась вместе с законом, несколько раз упоминается, что принятие этого документа позволит наполнить бюджет. Ежегодно в Украине фиксируется порядка 95 тысяч нетрезвых водителей. Умножьте эту цифру на минимальный штраф в 10 тысяч, и вы получите, что бюджет будет наполнятся на порядка один миллиард гривен. И я очень опасаюсь, что могут быть на этой почве злоупотребления, дабы наполнить бюджет.
Мы говорим о тех суммах, которые вкладываются в права, о неофициальных источниках…
— Если раньше это было, то сейчас я не могу сказать, что есть массовая информация по поводу таких злоупотреблений. Если действительно это явление приобретет массовый характер, то нужно бить тревогу и с этим бороться.
То есть новая полиция взяток не берет?
— Я об этом пока не слышал.
А если человек утерял права, потом восстановил и нашел старые. Вторые автоматически аннулируются? Либо их можно показать полиции, и все хорошо?
— Так не получится, потому что у нас работает система "Админпрактика", где четко фиксируются все виды правонарушений, даже решения судов, которые в отношении водителя были приняты.
Нет, до правонарушения человек потерял права и сделал вторые. А потом нашел старые…
— Не секрет, что у многих водителей два комплекта водительских прав находятся.
Когда одни права изымут, вторые автоматически становятся недействительными? То есть в следующий раз сотрудники полиции не примут их в качестве документа?
— Право управления транспортным средством – это специальное право. Когда говорят о лишении такого права, речь не идет о физических вещах, когда у вас удостоверение забрали. Вас лишают права управления независимо от количества удостоверений, которые у вас есть.
Своим мнением относительно того, насколько жестко нужно бороться с нетрезвыми автомобилистами на дорогах, поделились слушатели "ГС".
Вячеслав: ВР, конечно, неправильно сделала. Нужно было принять сразу и первый штраф в 20 тысяч, плюс забирать права и автомобили тоже.
Павел: Считаю, что нужно действовать более жестко. То есть, если пьяный за рулем и попал в ДТП по своей вине, то надо применять меры, как в случае с покушением на убийство. И не будут тогда садиться за руль пьяными и ездить.
Читайте также: Кому выгоден запрет на продажу алкоголя в киосках
Олег: Я против введения таких штрафов, потому что нужно сначала наладить систему, чтобы эти правонарушения выявлялись честно и наказывались все. Депутат, если он может отмазаться, если он не платил 510 гривен, то он и 10 тысяч не заплатит. А кто же будет платить? Опять мы?
Дмитрий: Я думаю, все очень правильно. На самом деле это хотя бы уберет пьянство в регионах, которое там повсеместно. В городе Киеве, если брать процентное соотношение, наверное, такого нет. А вот в Яремче как-то отдыхали, чуть машина не сбила. Из гостиницы выходили, мужик вышел абсолютно пьяный из авто, мы спросили у хозяина: а что такое? Он говорит: так сегодня же Пасха. И что, он пошел в церковь, выпил и сел за руль? Говорит: а что, у вас так не делают?
Ирина: я за рулем уже 15 лет, езжу по Киеву, в последнее время на дорогах — полнейший беспредел. И я считаю, что тут ужесточать наказание надо во всех отношениях: и в плане нетрезвых водителей, и в плане превышения скорости.
Возгорания автомобилей в столице чаще всего случаются по причине халатности автовладельцев, заявил эксперт Владислав Антонов. По его словам, бывают и умышленные поджоги.