наверх
20.04.202419:39
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

"Это фантазии". Экс-министр транспорта о серийном производстве "Мрии"

(обновлено: )285262
Экс-министр транспорта Иосиф Винский заявил, что инвесторы не будут вкладывать деньги в ГП "Антонов": для того, чтобы завод рассматривался как серьезный поставщик самолетов, нужно, чтобы у него хотя бы была серия 20 самолетов любого типа в год.
Крупнейший в мире самолет Ан-225 Мрия

В госпредприятии "Антонов" планируют наладить выпуск крупнейших в мире самолетов Ан-225 "Мрия". По предварительным подсчетам, для этого понадобится 3-4 миллиарда долларов.

Первый вице-президент ГП "Антонов" Александр Коцюба заявил, что желание сотрудничать есть у китайских инвесторов, но их возможностей недостаточно. Он отметил, что для одной компании такие суммы непомерно велики.

"Мы видим это как некий межгосударственный проект", – сообщил Коцуба.

Технически уже есть все необходимое, чтобы собрать второй экземпляр самолета. Но в компании уточнили, что для постройки второго Ан-225 потребуются значительные средства. Внешний облик его практически не изменится, однако с точки зрения техники и инженерии это будет совсем другой самолет – с новейшим оборудованием и двигателями.

Реально ли запустить самолет "Мрия" в массовое производство и нужно ли это вообще делать, свое мнение в эфире радиостанции Голос Столицы высказал экс-министр транспорта и связи Иосиф Винский.

Как вы считаете, нужно ли "Мрию" ставить на серийное производство?

– Я бы хотел сказать несколько слов об истории "Мрии". "Мрия" – это часть космической программы СССР. Еще в 1985 году Политбюро ЦК КПСС приняло решение о строительстве такого самолета.

Изначально, как это было положено, начали закладывать два самолета. Один закончили, а один не закончили. Но поскольку в 1991 году начался развал СССР, эта программа космическая прекратила существование. Но этот самолет делал весь СССР. И это надо четко понимать.

И то, что мы имеем сегодня, это то, что было сделано в СССР, потому что первый полет он сделал в 1988 году. Понятно, что говорить о постройке из остатков запчастей и комплектующих, которые остались со второго экземпляра, еще одного самолета вполне реалистично. Хотя это будет непросто, поскольку основную часть комплектующих производила Россия. И, учитывая сегодняшнее состояние отношений между Украиной и Россией, заменить поставщика, я думаю, что будет очень сложно.

Поэтому, если речь идет о достройке еще одного самолета, наверное, можно. Если говорить о серийном производстве, то в сегодняшних условиях – это фантазия.

Без сотрудничества с бывшими республиками СССР, с нынешними странами СНГ, запустить серийное производство самолета будет невозможно просто из-за отсутствия техничкой кооперации?

– Дело в том, что там не только вопрос технической кооперации, а в том, что целые узлы разрабатывались на российских предприятиях в Ленинграде, в Воронеже и т. д.

Вы говорите, что достроить второй экземпляр возможно, а нужно ли его достраивать? Есть ли коммерческая заинтересованность?

– Это уже вопрос рынка. Поскольку мы понимаем, что это удовольствие очень дорогое — по разным оценкам говорят о 70 млн долларов, другие говорят о 100 млн долларов.

Насколько я знаю это предприятие, там все очень сложно. Когда я был министром, мы у них заказывали самолеты. И я с огромным трудом один выбил в 2009 году, если вы помните, АН-148. Потому что предприятие, фактически, в нерабочем состоянии.

В результате вопрос: сколько самолетов они сделали за последних три года? Реально сделали? С нуля? Вы поймете, можно ли говорить о таком серьезном проекте, как серийное производство "Мрии".

Помимо АН-225, другие проекты ГП "Антонов" могут быть коммерчески привлекательными для зарубежных инвесторов?

– Вы понимаете, любой зарубежный инвестор ставит вопрос: а сколько самолетов вы сделали в том году, в позапрошлом и т. д.? Тогда он может вести переговоры.

Если предприятие реально не делает самолетов, то какой инвестор будет вкладывать свои деньги. А своих лишних денег на заводе нет. Кредитные ресурсы, естественно, тоже ограничены.

Поэтому я вижу за последнее время много таких громких заявлений – 80, 100 самолетов и т. д. Но я считаю, что надо говорить не о фантазиях, а надо говорить о реальном. Если бы ГП "Антонов" сумело найти инвестора или партнера, который бы мог наладить вместе с ним хотя бы в год 20 самолетов – серию любой марки, тогда можно говорить об инвестициях.

А по-другому инвесторы говорят: сделайте самолет – мы у вас купим. А сделать самолет не за что. И на этом разговор заканчивается.

Вам известно, сколько самолетов завод выпустил в 2015 году?

– Я не встречал информации о том,что они выпустили новый самолет в 2015 году. Я имею в виду не ремонты, не доработку. Я имею в виду АН-158. Вот сколько они сделали АН-158 в прошлом году? У меня ответа нет, потому что я не встречал в открытом доступе, что хотя бы один самолет такой они сделали.

Есть информация о том, что за последние 6 лет были выпущены 23 новых самолета, из которых 21 поставлен заказчику. Насколько такие показатели являются потенциально хорошими и насколько они способны привлечь инвестора?

– Разделите на 5 лет 21 самолет. Получается 4 самолета в год. Это не серия. Еще раз говорю, для того, чтобы завод рассматривался как серьезный поставщик самолетов на международных рынках, а мы об этом сегодня говорим, надо,чтобы у него хотя бы была серия 20 самолетов любого типа в год, которая была бы реализована, продана.

Ан-225 "Мрия" – единственный в мире самолет, способный транспортировать 169 тонн разнородного по своим характеристикам груза. Использование Ан-225 позволило существенно уменьшить стоимость перевозки по сравнению с доставкой этого груза двумя самолетами Ан-124-100 "Руслан".

Читайте также: Товарное эмбарго РФ и колоссальные потери Украины

Напомним, что ранее Ан-225 "Мрия" доставил в Австралию 117-тонный генератор, который приобрела одна из австралийских компаний. Полет "Мрии" в эту страну вызвал небывалый ажиотаж. Тогда в аэропорт в Перте пришли тысячи людей, чтобы посмотреть на украинский самолет. Для зрителей на территории специально оборудовали площадку. Еще около 15 тысяч человек наблюдали за приземлением самолета вдоль забора аэропорта.

Ранее сообщалось, 25 мая около 21:00 в поле вблизи сел Радовичи и Тагачин Турийского района во время испытательного полета разбился самолет Z-37 Cmelak ("Шмель"), которым управлял 44-летний житель Ровенской области, сообщила пресс-служба ГУ Нацполиции в Волынской области. Пилот погиб на месте происшествия. Полиция открыла уголовное производство.

Самое читаемое
    Темы дня