наверх
26.04.202400:11
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Бальцерович, децентрализация, феодальные княжества и распад страны

Украина: навстречу реформам или катастрофе? (229)

(обновлено: )153510
Управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний прокомментировал заявление Лешека Бальцеровича о четырех направлениях реформ в Украине.

Сопредседатель группы стратегических советников по поддержке реформ в Украине Лешек Бальцерович назвал четыре основных направления реформ в Украине. Это укрепление стабильности финансов, бюджета, банковской системы; укрепление экономического роста; укрепление законного государства, что включает реформу судов и прокуратуры, а также борьбу с коррупцией. Четвертым направлением должна стать децентрализация.

Напомним, что Петр Порошенко 22 апреля назначил Лешека Бальцеровича своим представителем в Кабинете министров. Также он назначен советником президента и сопредседателем Группы стратегических советников по поддержке реформ.

Ранее Иван Миклош заявлял, что правительство технократов может быть хорошим решением лишь на короткий период преодоления кризиса. По его словам, реформы должны проводить политики.

Тему реформ в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний.

Бальцерович заявил, что бюджету страны грозит катастрофа. По его словам, необходимы новые процедуры подготовки сметы, чтобы она не менялась пятьдесят раз в год. Какими могут быть новые процедуры подготовки бюджета?

– По процедурам – наконец-то Кабмин начал общаться с парламентом и не принимать бюджет за две недели до нового года, а в соответствии с процедурой, предусмотренной и в регламенте ВР и в законодательстве. Например, бюджет должен быть представлен до 15 сентября, чтобы можно было ознакомиться, внести поправки и т.д. У нас все разы большие реформаторы типа Яресько продолжали азаровскую тактику: при всех правительствах бюджет не подавался вовремя, он прятался, он подавался в парламент за два недели до выборов в надежде, что его никто читать не будет и примут, как Кабмин прописал. А в течение года оказывается, что не предусмотрели где-то средства, как в этом году был скандал со средствами на содержание профтехучилищ, которые перебросили на местный бюджет, а в результате мы не получили финансирование этих учебных заведений.

Сначала Кабмин должен с себя начинать, чтобы бюджет нормальный принимался, а не делать из парламента очередной комитет правительственный, который принимает все решения, которые хотят министры и премьер.

Эти новые процедуры нужны исключительно для общения этих двух институтов?

– Конечно, у нас всегда Кабмин делает все, что хочет. Во-вторых, принципы формирования, обсуждения прохождения через парламент — у нас фактически ни один бюджет не проходил процедуру согласно регламенту, согласно законодательству. То есть сначала обсуждение в комитетах, принятие в комитетах, потом рекомендации комитета, а затем уже голосование. У нас обычно получается так: никто не проводит через один комитет, Кабмин что-то себе рисует, отдельно парламент думает или депутаты бегают в Кабмин, чтобы выведать какую-то информацию. В результате мы имеем то, что имеем — в конце нового года у нас появляется новый бюджет.
В прошлом году бюджет принимали с криками: "Давайте, быстро принимайте, потому МВФ нам не даст денег". Шантажа, паника. Это не работа Кабмина, это не работа парламента. Если Гройсман с помощью Бальцеровича изменит эту практику, в чем я очень сомневаюсь, то, возможно, качество работы и взаимодействие Кабмина и парламента относительно формирования бюджета изменится. Пока я не вижу, чтобы что-то менялось.

Бальцерович заявил, что для укрепления экономического роста очень важным является борьба с монополиями и привилегиями олигархов. Насколько это реально осуществить?

– Бальцерович, видимо, очень далек от украинских реалий. Я согласен с ним, что у нас должен заработать Антимонопольный комитет, потому что у нас монополизированы по факту не только рынки. Это подавляет конкуренцию, приток новых инвестиций. Вопрос в следующем: видимо, Бальцеровичу не объяснили, что у нас суда независимого нет. А без независимого суда невозможно создать право собственности, которое отсутствует в нашей стране. Поэтому борись — не борись с олигархами, у нас все закончится судами, которые будут защищать и будут прикрывать рейдерские схемы, которые будут создавать невозможные для ведения простого бизнеса условия для предпринимателей.

Многие его пункты далеки от реальности. Пункт по децентрализации вообще несвоевременный в нашей стране, пока у нас не восстановлена ​​законность, потому что, если дальше двигаться в этом направлении, и мы начнем децентрализацию, это будет создание феодальных конклавов, которые не уважают закон. Будет замкнутая система: прокуратура, милиция, суды будут жить по своему сценарию. Это высокие риски, может привести к распаду государства. В данном случае я бы все-таки сконцентрировался на верховенстве права, стабильных правах собственности, потому что без стабильных прав собственности проведения приватизации, всех новомодные вещи, которые лоббирует Бальцерович, ни к чему не приведут, они только углубят и ухудшат кризис.

Также выступал Сопредседатель группы стратегических советников по поддержке реформ в Украине Иван Миклош. Он заявил, что на сегодняшний день проведение реформ — это скорее политическая, чем техническая проблема. Действительно проблема только в нежелании политикума проводить изменения?

– Здесь трудно не согласиться с Иваном Миклошем. Он прав, потому что у нас нет политической воли для проведения реформ. А политическая воля идет к верхушке политической власти. Она не хочет этого проводить, грамотно манипулирует этим всем, называет реформами то, что не является ими, то есть фактически заговаривает эту тему.

Ранее политолог Руслан Бортник заявил, что проект изменений в Конституцию является проектом централизации и феодализации.

В то же время экс-спикер Верховной Рады, эксперт по вопросам конституционной реформы Александр Мороз также считает, что проект изменений в основной закон предполагает не децентрализацию, а еще большее усиление центральной власти над регионами. По его словам, заявленная децентрализация в законопроекте является фикцией.

Самое читаемое
    Темы дня