наверх
19.04.202422:40
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Новая метла. Как повлияют на украинцев изменения в "Укрзализныце"

(обновлено: )79210
"Укрзализныця" находится в критическом состоянии, почти 100% подвижного состава требует капитального ремонта. Найдет ли выход из сложившейся ситуации новый руководитель "УЗ" – неизвестно, заявил советник министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер.

Прежде чем возглавить ведомство, министр инфраструктуры Владимир Омелян поставил перед премьером Гройсманом ряд условий, без которых он отказывался занимать эту должность. Об этом сообщают СМИ. Среди условий Омеляна было: отсутствие политического давления, возможность осуществления реформы и самостоятельная кадровая политика.

Все это говорит о том, что новый глава Мининфраструктуры серьезно взялся за дело.

О том, какие первостепенные задачи придется решать министру уже сейчас на своей должности, в эфире радиостанции 106 FM рассказал советник министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер.

Многие эксперты сходятся в том, что Владимир Омелян – реформатор, поэтому в отрасли стоит ожидать позитивных сдвигов, продолжения реформ?

– Владимир Омелян является больше политиком и возможно это и объясняет, почему он стал сейчас министром. Он совмещает в себе и понимание отрасли, и то, что он, все-таки, политическая персона, работающий уже 15 лет на чиновничьих позициях.

В отличие от нас, которые были просто технократами, для нас эта политическая карьера была в новинку. Есть уверенность, что реформы, начатые внутри министерства, будут продолжены, – это касается, прежде всего, железной дороги.

Пивоварский говорил, что очень сложно найти общий язык с политикумом. Сейчас стало проще?

– Я не думаю, что эта сложность полностью преодолена, но то, что у Омеляна есть больше опыта в общении с политиками, это однозначно.

Основной продукт, который производит министерство – это законы. И эти законы нужно согласовывать, как с другими центральными органами исполнительной власти, так и с ВР. Вот эти законопроекты и есть основной продукт, на который министерство должно быть нацелено, оно должно менять порядки функционирования на рынке транспорта, в данном случае, посредством законов.

И как раз эти документы очень важно лоббировать, это то, чего нам не доставало в прошлом году – это качественное лоббирование, качественная подготовка законопроектов и проведение их через ВР.

Многие реформаторы работали бесплатно, как обстоят дела сейчас?

– Наш опыт работы прошлого года показал, что люди готовы работать волонтерами, но этого запала хватает на 6-10 месяцев. После этого все-таки дома суровые жены и мужья соответственно, спрашивают: зачем ты туда ходишь? 

Отсутствие рыночных зарплат не позволяет нам находить сильных людей, которые и будут проводниками наших идей и нашей политики по реформе, и, с другой стороны, это очень сильно ослабляет нашу позицию по защите министерства от потенциальных рисков коррупции.

Критична ли ситуация с "Укрзализныцей" и нужно ли ее спасать?

– Да, ситуация критична. Инфраструктура очень сильно изношена, подвижной состав изношен и туда необходимы огромные инвестиции. В финансовый план этого года уже заложены инвестиции, намного значительней, чем в прошлом году. Они должен пойти как на ремонт существующей инфраструктуры, так и на обновление подвижного состава. И правлением уже было объявлено, что вагоны будут как ремонтироваться, так и строиться.

Дело в том, что амортизация, технический износ составляют примерно 95% по подвижному составу, по вагонам и требует инвестиций. Законопроект по железнодорожному транспорту, который мы подавали в ВР, соответствует директивам ЕС, он позволяет допустить к инфраструктуре и частных перевозчиков, позволит частным перевозчикам инвестировать в подвижной состав. То есть у нас появится больше частников на железной дороге.

Ходят слухи, что какие-то активы "Укрзализныци" будут приватизироваться и распродаваться.

– Речь могла идти о непрофильных активах. В прошлом году, посмотрев активы "Укрзализныци", мы увидели там совершенно безумные вещи: был вертолет, были дорогие машины, безумные вагоны для перевозки вип-персон. Так как девать их некуда, то их сдают в аренду. Их можно взять посуточно, съездить во Львов и назад. То есть речь идет о непрофильных активах, прежде всего.

Кроме того, внутри "Укрзализныци" – более 200 предприятий, которые, не все, конечно, имеют отношение к бизнесу "Укрзализныци". И часть активов можно продавать, можно отдавать местным органам управления, которые лучше смогут их загружать.
Не надо бояться приватизации. Надо бояться бесконтрольной приватизации и приватизации стратегической инфраструктуры. Это то, чего допустить нельзя.

Уже есть четкий план, как избавиться от влияния олигархов в структуре?

– У нас прошел конкурс на руководителя "Укрзализныци", и этот человек, господин Войцех Бальчун, он по приходу в "Укрзализныцю" должен будет выступить с планом действий. В том числе и по тому, что делать с вмешательством олигархов в деятельность компании.

Мне самому очень интересно, какие пути он будет использовать. Я не думаю, что в Польше были подобные явления, борьба с которыми поможет ему в качестве опыта для того, чтобы выстроить тактику здесь. Ему нужно будет придумать здесь что-то новое.

Планируется ли сокращение билетных касс?

– Количество билетов, продаваемых через интернет, каждый год растет. То есть, проникновение интернета в общество растет и люди учатся пользоваться им, вместо того чтобы стоять полчаса в малоприятной очереди. И это то, что однозначно будет работать.

В некоторых странах в принципе уже билетов даже нет, которые можно купить в кассе. В той же Голландии, к примеру, кассы существуют только для туристов.

Сокращение количества касс не есть самоцелью, есть цель автоматизировать "Укрзализныцю". Естественно, в случае ненадобности количество касс будет сокращено, весь цивилизованный мир идет этим путем.

Проведена инвентаризация облавтодора для передачи областным администрациям. В чем заключается передача?

– Да. Это часть децентрализации, которую мы начали в прошлом году. Есть законопроект 0954, нашумевший и набивший всем оскомину, который как раз должен децентрализовать автодор, то есть передать технику в ведение областей и облдоры станут, соответственно, поддерживать в нужном состоянии дороги, которые мы тоже передаем в управление местным властям.

Из почти полумиллиона дорог в ведении центрального автодора останется всего 50 тыс. Это основные магистрали, например, Чоп-Киев, Киев-Одесса. Все остальное перейдет либо к центральным органам власти, либо к областям. То есть это будет полная децентрализация по дорогам.

А что с финансированием?

– В прошлом году был сделан рывок, благодаря тому, что был введен пятипроцентный, так называемый "пистолетный" налог на заправку. То есть везде, где есть заправки, 5% с продажи топлива уходит в местный орган власти на поддержание дороги в этом районе в нужном состоянии.

Местные органы власти, получая сотни миллионов гривен, сначала удивились, откуда берутся деньги, которые не были заложены в бюджет. Их можно куда-то девать: отремонтировать школу или построить детский сад. На самом деле могут быть благие цели, но эти деньги изначально есть целевыми и хотя бы большую часть этих денег нужно направлять на то, на что они изначально были рассчитаны – это на дороги. Это и есть дорожный фонд у местных органов власти.

Как сейчас обстоят дела с ремонтом дорог?

– Через "Автодор" нам удалось получить значительно больше денег на поддержание дорог, чем в прошлом году. В прошлом году вообще был мизер – порядка 3 млрд гривен. А в этом году цифра выросла в пять раз.

Эти деньги будут направяться на поддержание дорог в нужном состоянии. Это и средний ремонт, и капитальный ремонт. Плюс в прошлом году я лично подписывал договор на 560 млн долларов на окончание дороги между Киевом и Харьковом.

Я думаю, что по автодорожной отрасли будет сильный рывок. Я предполагаю, в этом году финансирование будет больше, чем в прошлом году. Но и его будет недостаточно. Для того, чтобы было достаточно, нужно 50-60 млрд в год.

Эксперт в сфере транспорта Александр Кава считает, что Украина не готова к строительству новых бетонных дорог вместо асфальтных, о чем заявляли в Мининфраструктуры.

Ранее в эфире радиостанции Голос Столицы экс-председатель Государственной службы автомобильных дорог Вадим Гуржос заявил, что о строительстве дорог в Украине в ближайшее время можно забыть.

"С дорогами все настолько плохо, насколько плохо с экономикой. Ведь дороги – это отражение экономики. Экономика не работает, денег нет, прогнозируется падение реального ВВП. Чуда не произойдет", – сказал Гуржос.

Читайте также: Вовк об "Укрзализныце" и поставках топлива

Самое читаемое
    Темы дня