В Верховную Раду внесен законопроект, принятие которого позволит назначить генеральным прокурором Юрия Луценко. Высшее юридическое образование больше не нужно, а вместо 10-летнего стажа в области права кандидат должен иметь 5-летний опыт в законодательном или правоохранительном органе.
Возможное изменение законодательства в штыки приняла старая школа прокурорских кадров. Дошло до того, что все действующие прокуроры областей подписались под письмом к президенту, в котором просили не назначать Луценко главой ГПУ.
Читайте также: Коллапс ведомства. Кто генпрокурора назначает, у того ГПУ на посылках
Стоит ли создавать прецедент и менять закон под определенного человека? Оправдает ли Луценко возложенное на него доверие? На эти вопросы в эфире радиостанции Голос Столицы ответил политический аналитик Петр Охотин.
Насколько принятие такого законопроекта под конкретное лицо может быть конституционным?
– То, что происходит с этим законопроектом – нарушение Конституции. Я считаю, что в данном случае команда президента хочет поставить во главе Генпрокуратуры человека, который умеет пользоваться пиаром.
В данном случае речь не идет об эффективном генпрокурора. Речь идет о человеке, который будет правильно озвучивать необходимые месседжи.
Если мы вспомним 2005 год, когда Луценко был назначен "политическим терминатором", то первый месяц действительно шла хорошая информативная кампания. Но в результате мы знаем, что у него ничего не получилось. В такой консервативной и реакционной системе, как прокурорская, у Юрия Витальевича будет мало успехов.
Как вы считаете, договоренность о его назначении уже есть?
– Не могу сказать. Мы видим, что последние несколько дней договоренности меняются очень быстро. Я думаю, что сейчас назначение Луценко идет с другими торгами.
Прокуроры редко высказывают свое мнение. Даже наоборот, они пытаются угадать мысли руководства, в частности, президента. Поэтому без разрешения этого письма просто бы не было.
Как могут отреагировали на назначение Юрия Луценко западные партнеры?
– Думаю, положительно. Назначение Луценко будет им понятно. Он сможет предложить красивую концепцию реформы, возможно, сделает презентацию в PowerPoint.
Западные партнеры очень любят и ценят людей, которые на первых порах могут красиво показать иллюзию изменений. В их глазах он выглядит лучше, чем коррумпированные прокуроры.
Хотя мы понимаем, что у нас нет времени на презентации для западных партнеров. Отечественную систему правосудия нужно достаточно жестко реформировать. Насколько это удастся Юрию Витальевичу? Если анализировать его опыт в должности главы МВД, то у меня есть некоторый скепсис.
Можно ли менять законодательство под конкретного человека, если очень хочется? Или даже, руководствуясь добрыми мотивами, этого делать нельзя? В эфире 106 FM свое мнение об этом высказали слушатели.
Вера: Это возмутительно: менять законы под конкретных людей. Мы что, так каждый год будем менять? Тот пришел, потом другой? Это какая-то крамола – назначать в такую систему людей, которые не имеют специального образования. Мы станем посмешищем во всем мире. Давайте покажем себя, как достойная страна.
Читайте также: Реформы ГПУ и МВД не закончены, но результаты видны уже сейчас
Евгений: Это плевок в лицо общества, потому что такими законами мы дойдем до того, что фамилия следующего президента должна быть Порошенко. Должен быть профессионал, который работает в этой области и Сакварелидзе на данный момент – лучший. Хочет этого власть или нет. Назначение должно быть на конкурсной основе, это должен быть профессионал, который не замешан в коррупционных скандалах, который прогрессивно мыслит.
Вячеслав: Нужно всех расстрелять. Это уже не страна. Не понятно, что творится. Чем дальше, тем хуже.
Ранее в эфире радиостанции директор консалтинговой компании "Партия власти" Елена Дяченко высказала мнение о том, что антикоррупционные ведомства в стране создаются только для отчетности.
В то же время управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний считает, что антикоррупционная прокуратура является орудием давления на политических оппонентов.