наверх
28.04.202402:25
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Политолог об итогах выборов в Кривом Роге, тряске Кабмина и проблемах в БПП

Выборы мэра в Кривом Роге: победа Вилкула (237)

(обновлено: )108810
В Кривом Роге прошли выборы мэра, в парламенте готовятся к голосованию за отставку главы ГПУ Виктора Шокина, а также обсуждают будущее правительства. События прокомментировал политолог Александр Москалюк.

На внеочередных выборах Криворожского городского головы, которые закончились в один тур, с большим отрывом побеждает Юрий Вилкул. Он набрал почти 75% голосов, в то время как его ближайший преследователь от ВО "Самопомич" — лишь 11%.

Тем временем в Киеве прошел очередной митинг за отставку генерального прокурора Виктора Шокина. При этом вопрос об удовлетворении заявления об его увольнении депутаты должны рассмотреть 29 марта.

А Центральная избирательная комиссия рассмотрела вопрос о замещении народных депутатов Украины от БПП Николая Томенко и Егора Фирсова, полномочия которых досрочно прекратил съезд их партии. Также ЦИК признала избранными вместо них Александра Бригинца и Дмитрия Белоцерковца.

Главные события в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал политолог, эксперт по конституционному праву Александр Москалюк.

Как вы прокомментируете результаты выборов в Кривом Роге?

― Меня интересует не столько вопрос того, что проводились новые выборы, а кто, собственно, должен за это все платить. А платят за это все налогоплательщики. "Самопомич", которая делегировала сначала одного кандидата, потом другого, нарушила один из основоположных принципов – нельзя менять правила игры во время самой игры. Если вы с этим уже кандидатом заходили в эту сферу избирательного процесса, то именно с ним должны были полностью его закончить.

То есть, если вопросы были к прозрачности выборов, необходимо было предоставить тот же состав кандидатов?

― Да, конечно. А у нас получились новые выборы и, конечно, тут огромнейший вопрос к "Самопомич", которая старается увиливать от ответственности, в том числе на местном уровне. У них четко прослеживается желание быть оппозиционной силой для того, чтобы потом выиграть президентские выборы с Андреем Садовым. Это первый возможны вариант, почему заведомо проигрышный кандидат был от этой политической партии. И второй момент — это, извините за непарламентское высказывание, "слив" выборов для того, чтобы победило конкретное лицо.

Получается, "Самопомич" сыграла на руку Вилкулу?

― Конечно. Мне кажется, это произошло в том числе из-за того, что у нашего общества очень короткая электоральная память. И партии знают, что можно такие вещи допускать, потом избиратель все равно про это забудет. Если бы была уверенность в том, что это будет фактором очень серьезного негативного влияния на имидж партии, то вряд ли бы "Самопомич" действовала именно таким способом. И такая ситуация способствует тому, что и дальше политические партии имеют в виду, скажем так, нас, избирателей.

Получается, что "Самопомич" в Кривом Роге получила себе большой пиар?

― Только это пиар, я думаю, все же больше негативный, чем позитивный. Комментарии в Facebook четко свидетельствуют о том, что большая часть их электората очень сильно разочаровалась такими действиям. Поскольку Кривой Рог – это один из центральных городов Украины, хотя он и не является областным центром, но численность населения и статус, и экономический потенциал, конечно, подчеркивают его важность для такой политической силы. Это, знаете, очень похоже, когда идет футбольный поединок, и в перерыве матча тренер почему-то меняет своего лучшего игрока на неизвестного. И тогда возникает вопрос: а какие мотивы были у тренера?

Читайте также: Проповедь Яценюка. Как пасхальный "кролик" подложил президенту свинью

Неужели проиграть?

― В том числе. Это договорные матчи, как в украинском футболе. Возможно, это был "договорняк".

В понедельник прошел очередной митинг за отставку генерального прокурора Виктора Шокина. Что он дал?

― Он показал только одну закономерность: должность генерального прокурора в Украине – это политическая должность. И это самое худшее, что может быть, поскольку сфера расследования преступлений, представления государственного обвинения должна быть вне политики. У нас это, к сожалению, не получается. Сфера правоохранительных органов полностью политизирована.

Только лишь у нас такая ситуация?

― Нет, в других странах тоже есть политизация очень многих процессов. Достаточно вспомнить историю с Биллом Клинтоном, когда его хотели привлечь к ответственности в порядке процедуры импичмента, это тоже в значительной степени был политический процесс. Но в США, где политика огромнейшее влияние имеет на все сферы жизни, и в том числе на сферу деятельности правоохранительных органов, все равно процесс политизации, во-первых, меньше, а во-вторых, в тех условиях он может играть даже позитивную роль, потому что если генеральный прокурор является представителем определенной партии, то он в том числе и несет ответственность за свою деятельность — как политик. У нас ситуация такая, что процесс политизации приводит к тому, что формально генеральный прокурор не является членом ни одной политической партии, но по факту он всегда представляет чьи-то политические интересы.

Читайте также — Ренат Кузьмин: Шокин для Порошенко – как яйцо с иголкой для Кощея Бессмертного

У меня ощущение, что мы постоянно двигаемся по какому-то замкнутому кругу. Если мы вспомним историю независимой Украины, у нас это уже не первый раз, когда непонятки возникают касательно того, генеральный прокурор находится на больничном, не находится, можно ли его с должности уволить, нельзя его уволить. Это свидетельство того, что в каких-то сферах идет прогресс, но в каких-то мы топчемся, к сожалению, на месте. Резонанс, который существует касательно фигуры Шокина, в цивилизованной стране быстрее всего закончился бы отставкой, независимо от наличия вины, поскольку это лицо считалось бы уже дискредитированным.

Даже с тенью на репутации они уже работать не могут?

― Да. А у нас генеральный прокурор – это политик, как бы мы этого не хотели. Потому и критерии должны к нему быть как к политику, и поэтому вся ситуация с пикетированием напрягает в двух аспектах. С одной стороны, меня напрягает то, что пора менять генерального прокурора, а с другой стороны, это информационный разгон, и, конечно, есть люди, которые искренне идут на такие митинги, но не надо забывать, что в наших постреволюционных условиях всегда есть те деятели, которые хотят использовать улицу и ее эмоции, пусть даже эти эмоции в основе какие-то благородные мотивы имеют.

Нужно ли Украине правительство технократов?

― Должен существовать общий алгоритм, который проверен мировой историей. Канцлер, если мы говорим про Германию, это политическая фигура. Министры тоже являются политиками. Но они имеют возможность формировать свою команду. И когда они формируют свою команду, на этом этапе действительно появляются технократы – люди без фамилий, как правило, их никто не знает, но они должны исполнять свои обязанности, исходя из тех профессиональных навыков, которые у них есть. Если мы начинаем говорить про конкретные фамилии на должности министров, то, извините меня, они уже перестают быть технократами. Потому что технократ обезличен. И это – главная особенность, которая существует в наших украинских условиях. Поэтому в украинских условиях данный термин — это утопия. Какой механизм ответственности этого технократа?

Насколько вероятна смена премьера или частичного изменения правительства?

― Это все равно, что дать прогноз погоды на 1 марта. Вроде бы должна быть весна, но мы прекрасно понимаем, что зима не закончилась. Все прогнозы, условно говоря, 50 на 50. Что касается законных механизмов, то тут история следующая. Первое — действительно, это когда сам Арсений Яценюк уйдет в отставку. Второй вариант – когда распадается формально коалиция, создается новая, и через этот механизм можно формировать новое правительство.

То есть де-юре распад коалиции означает обнуление?

― Скажем так, это даст возможность протолковать определенные положения Конституции таким образом, чтобы мог быть назначен новый премьер.

Но это вновь будет через КСУ?

― Проблема в том, что в обществе нет доверия к институции КСУ. Поскольку КСУ всегда принимает решения, которые необходимы для власти. Если бы это, скажем, была история 50 на 50, или даже 30 на 70, тогда общество по-другому относилось бы к институции КСУ. И очень мало примеров, когда КСУ шел против воли президента.

"Самопомич" голосовать за кандидатуру Гройсмана не планирует. Хватит ли голосов в ВР на голосование за этого кандидата?

― Вы знаете, мне кажется, "Самопомич" вообще было бы желательно несколько дней не появляться и отказываться от комментариев, учитывая ту историю, которая произошла в Кривом Роге. Во-вторых, мы прекрасно должны понимать, те силы, которые находятся на сегодняшний день на политической арене Украины, у них, к огромному сожалению, есть только одна цель – это получение власти. Дальше этого никаких целей нет.

Читайте также: Словоблудие и экономическая доктрина Гройсмана

Целью фракции "Самопомич" на сегодняшний день являются новые парламентские выборы – чтобы увеличить свое представительство. Но я думаю, что им даже это не совсем выгодно. Им лучше, если будет увеличено представительство, пребывать в якобы конструктивной оппозиции для того, чтобы, когда будут новые президентские выборы, все-таки их лидер стал главой государства. Необходимо увеличивать мощность Садового как кандидата. А для того, чтобы это сделать, необходимо пребывать в тренде, а тренд – это максимальная оппозиция к власти. На этом можно выходить, на этом можно себе добавлять какие-то бонусы. Намного тяжелее брать материальную ответственность, потому что в нынешних условиях быть у власти – это означает стать камикадзе.

Центральная избирательная комиссия рассмотрела вопрос о замещении народных депутатов Украины от БПП Николая Томенко и Егора Фирсова, полномочия которых досрочно прекратил съезд их партии. Конституция разрешает заменять одних народных избранников на других?

― Конституция Украины предусматривает такую возможность, если народный депутат выходит из состава депутатской фракции, по спискам которой он был избран. В чем нюанс? Дело в том, что эта норма Конституции существует, но когда возвращалась Конституция сначала 1996 года, потом 2004-го, эта норма не нашла своего отображения в законе Украины про статус народного депутата. В этом законе необходимо было предусмотреть более детальную процедуру, более детальный механизм, который бы, в принципе, предусматривал возможность реализации соответствующих положений Конституции. С другой стороны, нормы Конституции имеют прямое действие, высшую юридическую силу, и формально это абсолютно легитимное решение.

Правда, с точки зрения европейской практики считается, что такие положения в Конституции ведут к узурпации власти в самой политической партии. Надо вспомнить, что за эту норму очень сильно ратовала в свое время Юлия Тимошенко, ведь такие нормы и дают возможность контролировать главе политической партии полностью свою фракцию. Тогда возникает вопрос: а зачем нам 450 народных депутатов, если мы можем тогда избрать шесть.

Просто выбрать лидеров фракций?

― Лидеров фракций, которые будут междусобойчик устраивать, и зачем тогда такой громадный штат и народных депутатов, и их помощников, и секретариата? И европейские институции, в том числе и Венецианская комиссия, в свое время очень негативно отзывались по этому положению Конституции. В Европейских странах из чего исходят? Депутат может поменять свою позицию, даже если он был избран от соответствующей политической партии, но это должно быть уроком прежде всего для самой политической партии – почему вы берете таких людей в свои списки.

Это имиджевый удар по партии, по фракции?

― Да. А во-вторых, в каких странах это часто существует? Прежде всего в тех странах, которые испытывают так называемые "детские болезни демократии" – Италия, в свое время Испания, в Португалии, Хорватии часто происходили случаи перехода из одной политической партии в другую — в пределах парламента.

Читайте также: Кушанашвили нон грата. Хроника громкого скандала

Те люди, которые баллотировались от "Блока Петра Порошенко", понимали, что она не имеет под собой никакой идеологии. Будем называть вещи своими именами, в значительной степени эта партия фейковая, потому что не может она называться именем одного человека, это абсолютный нонсенс. Мне даже тяжело сказать, где еще в мире есть такая история. Другой момент – ты ведь можешь находиться в составе фракции, но голосовать как хочешь.

То есть, выходить из состава партии было не обязательно?

― Те лица, которые находились в БПП и вышли, говорят про досрочные парламентские выборы, и в этих условиях, конечно, очень классно получить дополнительные бонусы на теме оппозиционности к той партии, от которой ты, собственно говоря, был избран. Я бы хотел сказать, что в этой ситуации нет правых. Я плохо отношусь к решению, которое было связано с лишением этих депутатов их статуса, но не очень одобряю выход, несмотря на негативное отношение на сегодняшний день к БПП.

Ранее в эфире радиостанции директор консалтинговой компании "Партия власти" Елена Дяченко высказала мнение о том, что антикоррупционные ведомства в стране создаются только для отчетности.

В то же время управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний считает, что антикоррупционная прокуратура является орудием давления на политических оппонентов.

Самое читаемое
    Темы дня