Киев присоединился к созданию транспортного коридора от севера до юга Европы. Данный проект должен укрепить сотрудничество в рамках Восточного партнерства и экономический обмен со странами Ближнего Востока.
Напомним, 3 марта представители девяти государств подписали декларацию о строительстве общей дороги Via Carpatia. Новая трасса соединит север Европы с югом. Дорога будет проходить через ряд стран, в том числе через Литву, Польшу, Украину, Венгрию, Болгарию и Турцию.
Какую выгоду получит Украина от нового транспортного коридора, радиостанция Голос Столицы узнала у заместителя министра инфраструктуры по вопросам евроинтеграции Оксаны Рейтер.
На каких правах и условиях Украина присоединилась к этому проекту?
— Упомянутый проект – это инициатива польской стороны. Они с самого начала исходили из того, что восточная часть Польши не так развита в экономическом аспекте, как западная. Такого же мнения придерживается и Венгрия, и Словакия, и большинство стран, которые позже стали участниками проекта. Этот проект – это автомобильная дорога, соединяющая Литву на севере с югом до Греческой Республики. Сейчас к участию в проекте приглашена даже Турция, и Украина как восточный партнер. Правительство Польши предлагает этот проект для развития инфраструктуры Восточной Европы. Украина может участвовать в нем как ответвление, поскольку отдельно часть автомобильной дороги не может существовать, ее необходимо сочетать с какими-то другими направлениями, поэтому была приглашена и Украина. Нам предложили присоединить к проекту нашу часть Карпат, и нам это очень интересно. В связи с тем, что мы переориентируем наши транзитные потоки, нам необходимо развивать инфраструктуру в западных регионах.
Читайте также: Активисты или аферисты? Кто стоит за блокированием фур РФ
На какую конкретно выгоду при участии в этом проекте рассчитывает Украина?
— Есть карта приоритетных транспортных маршрутов – в Европейском Союзе своя сеть, у Восточного партнерства своя. Они были объединены еще в 2013 году. Маршруты, которые указаны на этой карте, приоритетны для инвестирования в развитие инфраструктуры в этом регионе. Именно поэтому Польша уделяет такое большое значение продвижению этого проекта, так как на сегодня его нет в этой карте. Европейская комиссия, в свою очередь, определяет для себя приоритеты, и затем оказывает помощь при привлечении инвестиций, во-первых, для государств-членов ЕС, и, во-вторых, помогает привлекать кредитные средства международных финансовых учреждений.
То есть это пока виртуальная вещь, еще нет ни сметы, ни понимания, откуда придут деньги?
— Во-первых, проект будет финансироваться из бюджетов стран, во-вторых, у европейских стран есть средства, и их можно привлекать на строительство инфраструктуры. Что касается Украины, которая не является государством-членом ЕС, то нам довольно сложно привлекать средства европейских учреждений. Потому что в декларации о привлечении европейских фондов на развитие этого маршрута у европейских стран другие условия. В то же время, польская сторона и другие участники заверяют, что Украина очень важна, и ей нужно иметь единую инфраструктуру с Европейским Союзом и со всеми государствами, которые граничат с нами, и поэтому все эти государства будут поддерживать Украину.
Есть ли в украинском бюджете средства на эти вещи?
— Для нас это важный политический вопрос. Когда эти страны будут нас поддерживать в вопросах перед Европейской комиссией, перед банками, то мы и с Еврокомиссией будем иметь диалог на другом уровне по привлечению средств на развитие.
Читайте также: На посольство РФ в Киеве напали с благословения власти — эксперт
А есть ли какие-то сроки, за какое время должны пройти эти переговоры?
— Сроков пока нет, у поляков есть нарисованный маршрут, у нас это пока только направление, но мы будем этот процесс подталкивать и, безусловно, активизируем.
Напомним, в конце прошлого года Польша сообщила, что собирается построить автомагистраль S19, которая является частью общеевропейского маршрута Via Carpatia.
К слову, ранее в эфире 106 FM председатель Общественной коллегии по вопросам налоговой и таможенной политики ВР Сергей Доротич заявил, что за блокирование грузовиков из РФ Украине грозят санкции стран ЕС.