Украинское правительство обязало госслужащих воздерживаться от публичной критики органов власти и должностных лиц. Кабинет министров утвердил новый кодекс этики для государственных служащих.
Он вводит единые обязательные требования к стандартам этического поведения, добропорядочности в деятельности государственных служащих, а также будет способствовать недопущению давления со стороны представителей бизнеса или политических сил на должностных лиц государственных органов.
Новый свод правил для госслужащих радиостанция Голос Столицы обсудила с политическим аналитиком, депутатом предыдущих созывов Тарасом Чорновилом.
Что Кабмин хочет таким образом сделать? Уберечься от критики, которая льется со всех сторон?
– Они себя этим только на смех подняли, потому что в действительности в этом кодексе основными являются другие вещи.
Они очень жестко ограничивают, регламентируют возможности контактов чиновников с различными заинтересованными лицами. Но это очередное очковтирательство, потому что на самом деле редко взятку передают или о ней договариваются непосредственно в кабинете.
Когда вводится какая-то норма по контролю, то это можно сделать в любом другом месте. Как правило, это делается через посредников.
Поэтому основная задача этого кодекса – отвлечь внимание от нереальной несостоятельности хоть как-то противостоять низовой коррупции и продемонстрировать, какими методами они с ней борются, и которые на самом деле результата не дают.
А о запрете критики что можете сказать?
– А вот что касается этого момента, то это прорвалось "по Фрейду", прорвалось от души.
Было много нападок на Арсения Петровича, на ряд других руководителей исполнительной власти. И в какой-то момент их это особенно начало задевать, особенно после известного конфликта между Аваковым и Саакашвили, когда Саакашвили также вошел в жесткий конфликт с премьер-министром.
Саакашвили до сегодняшнего дня подотчетен не только президенту, но и Кабинету Министров. И это где-то побудило Арсения Яценюка пойти на такой шаг, сделать определенный точечный удар.
Мне кажется, что когда вписывался этот раздел, а эти моменты наверное вписывались по личному настоянию премьер-министра, у него перед глазами был Михаил Саакашвили, который его критикует на всех форумах и на всех каналах.
Мне кажется, что это только подтолкнет к тому, чтобы это правительство было подвергнуто еще более жесткой критике.
Получается так, что Аваков и Саакашвили нарушили этот кодекс, и должны теперь отвечать?
– Кодекс об этических нормах должен быть хорошо подкреплен уголовным кодексом или кодексом об административных правонарушениях. Это может повлечь за собой неполное соответствие занимаемой должности, но не более.
И все равно выводы должны делаться в соответствии с КЗОТом и законом о государственной службе. Поэтому этот кодекс этой проблемы не решает.
А то, что вытворяли в первую очередь Аваков, во вторую очередь так же и Саакашвили на заседании Рады реформ, это действительно выходит за любые возможные пределы этики. И в данном случае кадровые решения должны были наступить по обоим.
Но у нас проще сказать "запретить, не пущать", а каких-то реальных шагов не делать, потому что представление ни по одному, ни по второму премьер-министр не подписывал.
А если президент будет критиковать Кабмин или парламент, он подпадает под этот кодекс?
– Вообще-то не подпадает, так как президент не является государственным служащим. Также не подпадают люди, которые входят в представительскую ветвь власти.
Депутаты Верховной Рады приравнены к госслужащим первого ранга, первой категории, но они госслужащими не являются. Тем более, какое может быть влияние на депутата или на президента, если они всенародно избранные, а не назначенные. Здесь есть соответствующая разница. И поэтому это касается именно госслужащих.
Согласно этим правилам, госслужащие за нарушение несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законом. Что это за дисциплинарная ответственность?
– Это значит очень немного. Это выговор, строгий выговор. Кажется, если есть два строгих выговора, или просто два выговора с занесением, то соответственно наступает неполное соответствие занимаемой должности, и может наступить освобождение от должности. То есть это не предусматривает моментов наказания, которые выписаны в Уголовном кодексе или кодексе об административных правонарушениях.
И здесь получается очень интересная вещь: когда, скажем, кто-то скрывает получение взятки, то им должно заниматься государственное антикоррупционное бюро, и там должен действовать уголовный кодекс. И якобы выходит, что за такое нарушение может быть дисциплинарное наказание, которое вообще никакого значения не имеет.
С другой стороны нарушение нормы о критике власти, которое является полным абсурдом, дает такие же моменты. Кроме того, здесь могут быть злоупотребления, потому что организовать, скажем, две-три фиксации критики даже в одном разговоре, в одном интервью, в принципе, не так уж и трудно. Поэтому нужно настаивать на отмене этого кодекса.
Напомним, ранее Кабмин одобрил рыночные зарплаты для менеджеров госпредприятий. 75% годового дохода главы компании будет зависеть от показателей эффективности.
Ранее в эфире 106 FM политический эксперт Янина Соколовская заявила, что кодекс поведения будет "филькиной грамотой" для депутатов. По мнению Соколовской, кодекс не заработает в любом случае, если депутатов-нарушителей не будут лишать неприкосновенности.