Цена нефти на мировом рынке упала до 31 доллара за баррель, и это является самым низким уровнем стоимости "черного золота" за последние двенадцать лет. В то же время цены на бензин в Украине не падают. Почему так происходит, намерен выяснить министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин. Глава Минэнерго собирается провести встречу с представителями крупнейших отечественных нефтетрейдеров, которая будет посвящена ценам на бензин и дизельное топливо.
Сложившуюся ситуацию с ценами на бензин в стране в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал президент Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов в Украине Леонид Косянчук.
Почему Демчишин заговорил о соотношении стоимости нефти и бензина только сейчас?
– Я далек от мысли, что министр топлива и энергетики будет задавать такой некорректный вопрос операторам рынка – почему нефть дешевеет, а нефтепродукты не дешевеют. Ведь это же неправда, и это глупый вопрос. С 13 января 2014 года нефть упала в три раза, но в три раза подешевела и гривна. Налоги увеличились с 27% в рознице до 43%. И сумма налогов на каждый литр бензина определенных марок составила 10 грн 43 копейки. Вот почему ничего не подешевело. Мы же на 80% зависим от импорта, покупаем за доллары, продаем за гривну, и снова покупаем за доллары. При этом нефтепродукты вышли из перечня самых необходимых для жизни страны товаров. И теперь НБУ отказывает в продаже валюты для оплаты контрактов. Вот в чем проблема. Здесь нужно говорить не о ценах на нефтепродукты, а о том, будут ли эти нефтепродукты к концу января.А что будет, если НБУ откажет в продаже валюты для подобных контрактов?
– Собственных ресурсов в Украине хватит на четыре дня жизни страны. А на сегодняшний день законом 912 президент аннулировал действие закона про меры стабилизации платежного баланса, где был определен перечень жизненно необходимых товаров. В него входили электроэнергия, уголь, бензин, дизтопливо, медицинские изделия для гемодиализа, для онкологии. Это называется критический импорт, и сегодня его не видит ни таможня, ни НБУ. НБУ отказывает нам в покупке валюты, заставляет нас работать по аккредитивной форме, а нашим западным партнерам, которые нам поставляют нефтепродукты, аккредитив не нужен. Поэтому у нас нефтепродукты закупаются исключительно по предоплате.
Как может Демчишин предложить решить данный вопрос?
– Я слабо себе представляю, с кем Демчишин завтра собирается встречаться. Большинство из руководства крупных компаний на сегодняшний день вообще не в стране. Одни в отпусках, другие на лыжах, третьи защищают бюджеты. Он может собрать только менеджеров среднего эшелона или низшего звена. Сейчас ему не с кем разговаривать, нет людей, которые принимаю решения в компаниях.
Это популизм со стороны Демчишина?
– Да. И я далек от мысли, что министр вообще в курсе о том, что сегодня отказано в покупке валюты для предоплаты нефтепродуктов. Эта встреча для меня представляется достаточно туманной. Я лично туда не пойду, потому что не о чем говорить, и не с кем. Если министр будет агитировать за снижение цены, то это все равно, что у собственной жены попросить помолодеть лет на десять. Идея хорошая, но выполнить ее невозможно. Если НБУ и Кабмин не исправят ситуацию с покупкой валюты для оплаты заключенных ранее контрактов с основными игроками рынка, то о ценах вообще говорить не придется. Придется говорить о том, что к концу февраля, к концу января нефтепродуктов вообще не станет в стране. Учитывая депрессивные по потреблению месяцы декабрь и январь, никто из вменяемых операторов рынка никаких особых запасов не создавал. А сегодня из-за отказа покупки валюты приостановлена оплата контрактов. Я не знаю, как будет заходить ресурс. А той "бодяги", которая есть в стране, и внутреннего производства, хватит на четыре дня работы рынка.Ранее президент Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов в Украине Леонид Косянчук заявлял в эфире радиостанции Голос Столицы, что цены на нефтепродукты снижаться не могут, так как гривна постоянно падает.
В то же время директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн ранее заявлял, что власти намерены бороться с "левым" бензином с помощью акцизных накладных при импорте нефтепродуктов, и в связи с этим дешевый бензин может скоро исчезнуть с автозаправок.