наверх
29.03.202412:58
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Виктор Суслов о давлении МВФ на Украину, долге России и политиках-популистах

Украина в ожидании новых траншей МВФ. (152)

(обновлено: )12401896
Главным итогом уходящего года стал безудержный рост популизма и решений, принятых в политическом угаре без серьезного просчета последствий. Это касается политики в целом и экономики в частности.

Беседовала Наталья Печорина, РИА Новости Украина

Прошедший год ознаменовался началом экономических войн с Россией. Все началось с запрета российских сериалов, а закончилось отменой прямого авиасообщения между Киевом и Москвой. Несмотря на разную степень  управленческого кретинизма, проявленного при одобрении очередного запрета, основа у него одна. Это — популизм, без тени ответственности или системного анализа. Популизм, как и коррупция, разъедает государственную систему подобно раковой опухоли. Но кроме того, популизм убивает будущие перспективы страны в угоду красивой картинке в телевизоре или посту в Facebook.

О том, что уже принес популизм экономике Украины и что еще ожидать, в интервью РИА Новости Украина рассказал экс-министр экономики Украины, финансовый эксперт Виктор Суслов

Виктор Иванович, что будет оказывать наибольшее влияние на экономические процессы в Украине в 2016 году?

— Главный фактор современной украинской политики – это безудержный популизм власти. Я напомню вам, например, недавнее заявление нашего премьер-министра, которое получило широкое распространение. Арсений Яценюк с гордостью заявил, что мы уменьшили зависимость от России, от российского рынка в два с половиной раза, то есть с 30% до 12,5%, потому что доля экспорта в РФ уменьшилась до 12,5%. В абсолютных цифрах экспорт Украины в страны СНГ за девять месяцев 2012 года составлял 23,3 млрд. долл., а за девять месяцев 2015 года составил 8,4 млрд.долл. 

Если считать успехом потерю 14,9 миллиардов долларов экспорта, резкое сокращение торговли, тогда он достигнут — ценой остановки работы сотен предприятий, роста безработицы и резкого уменьшения валютных поступлений в страну. Зато премьер-министр увидел рост “независимости” Украины.

Вообще на экономические процессы в Украине очень сильно влияет кризис во внешней торговле, в том числе вследствие взаимного введения санкций. Нашей популистской власти надо-таки четко определиться, какую мы проводим политику на направлении России-СНГ? Четкости в этом вопросе по-прежнему нет. Мы воюем или торгуем?

Почему это так важно?

— Потому что или мы исходим из того, что идет война с Россией, что Россия — агрессор. Тогда торговли действительно не может быть. Тогда и с жалобами на Россию в ВТО нет смысла обращаться. Или мы реально хотим торговать — тогда войны все же нет. А есть разумная попытка украинского правительства восстановить и сохранить нормальные торговые отношения. Очевидно, что это возможно, как принято в международных отношениях, на равноправной основе, то есть путем взаимной отмены санкций и ограничений во взаимной торговле. 

Россия со своей стороны тоже предпринимает усилия по ограничению взаимной торговли. Вот в украинских СМИ много пишется и говорится по поводу введения торгового эмбарго России на поставки продовольственных товаров. Это решение должно вступить в силу с 1 января 2016 года. В данном случае я хотел бы сделать акцент на том, что это не эмбарго, решение идет в русле взаимного обмена санкциями с ЕС. На самом деле у РФ — вот у меня постановление №1397 правительства РФ, датированное 21 декабря 2015 года — нет особого решения по Украине. Есть дополнение к действующему постановлению №778 правительства РФ от 7 августа 2014 года, которым были введены ответные санкции против США, стран ЕС, Канады, Австралии, королевства Норвегии по ограничению поставок пищевых продуктов в Россию. Украина просто добавлена к этому списку стран, поскольку она ранее ввела санкции против России. 

Поэтому решение этой проблемы должно достигаться в русле взаимной отмены санкций. Но об этом речь пока не идет. Как мы знаем, ЕС на полгода продлил санкции против России и очевидно, санкции против Украины с российской стороны будут отменяться вместе с санкциями против США, ЕС и других стран и одновременно с отменой санкций западных стран и Украины против России.

Судя по событиям нынешнего года, введение эмбарго было прогнозируемым…

— Широко обсуждается решение российского президента, утвержденное Госдумой, связанное, фактически с прекращением режима свободной торговли между Россией и Украиной. На самом деле, эта тема была поднята российской стороной еще летом 2013 года в связи с подготовкой к подписанию соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, и тогда Россия угрожала применением приложения номер шесть к соглашению о зоне свободной торговли СНГ, с тем чтобы прекратить режим свободной торговли для Украины и перевести торговлю между Россией и Украиной в режим наибольшего благоприятствования, предусмотренный действующими соглашениями по ВТО. Это не прекращение торговли вообще, это отмена беспошлинной торговли.

Украина, безусловно, должна в данной ситуации ответить зеркально – ликвидировать торговые преференции для России в виде права беспошлинного ввоза товаров на украинскую территорию и тоже перевести торговлю с Россией в режим наибольшего благоприятствования. Удивительно, что это до сих пор не сделано.

Что касается украинской стороны, тут все-таки нужно очень четко заявить о том, чего мы хотим. Украина считает необходимым оставаться дальше в СНГ или нет? Украина настаивает на том, чтобы оставаться в зоне свободной торговли СНГ или нет? На примере торговой блокады Крыма мы видим, что с украинской стороны тоже периодически принимаются разные решения, связанные с ограничением торговых отношений.

Мне кажется, нечеткость и не акцентированность политики, торговой политики — одна из основных ошибок правительства. Потому что можно принять любое решение, но оно должно быть четким. Политика украинского правительства не должна быть "гибридной". 

Если быть последовательными в курсе на европейскую интеграцию, то Украине, я думаю, политически правильно было бы выйти из СНГ и из ЗСТ СНГ, а не цепляться изо всех сил за право оставаться союзником “агрессора”. 

Какие потери, кроме сокращения экспорта, могут последовать от упразднения режима свободной торговли с РФ?

— На самом деле, ликвидация режима зоны свободной торговли между Украиной и СНГ — это не только вопрос торговли, это мощнейший удар по инвестиционной привлекательности Украины. Раньше Украина могла казаться выгодной зоной для инвестиций, потому что производимую в Украине продукцию можно было беспошлинно поставлять на огромные рынки России и других государств СНГ. Закрытие режима зоны свободной торговли и введение такого же режима, как в торговле с ЕС, резко снижает инвестиционную привлекательность Украины. Останется еще меньше шансов на привлечение инвестиций, еще сложнее будет экономическая ситуация.

Читайте также: Отмена ЗСТ с РФ превращает Украину в экономическую колонию – Хисамов

Судебное развитие темы дефолта Украины по долгу перед РФ на 3 млрд. долл. — насколько оно вероятно для 2016 года?

— Как известно, срок платежа истек 20 декабря. Заканчивается десятидневный льготный период ожидания платежа. После этого Россия обратится в суд, об этом публично заявил российский президент, дал официальное поручение премьер-министр, значит обратится. 

Суд нужен, чтобы в судебном порядке арестовывать государственные активы и я бы, например, сейчас очень бы побеспокоился об активах украинских государственных банков и других государственных организаций за границей, особенно банковских счетах. Могут быть очень большие потери для Украины, потому что это одновременно приведет и к банкротству этих банков. Хотя правительство и объявило о намерении приватизировать государственные банки, но едва ли успеет это сделать до решения суда.

У власти все время расчет на то, что Запад нам сделает какие-то политические шаги навстречу. Но Запад не всегда руководствуется политическими соображениями. Европейские суды, например, обычно руководствуются законами и вообще не слушают рекомендаций европейских политиков.

Поэтому суд Украиной наверняка будет проигран. Сам ход судебного процесса и его результат скорее всего нанесут большой ущерб репутации и инвестиционной привлекательности Украины.

А в Украине неизбежно возникнет вопрос об ответственности должностных лиц, которые затеяли популистскую "игру" вокруг этого кредита, вопреки позиции МВФ и фактическим условиям его получения, объявляя его "частным", отказались от достаточно выгодных условий его реструктуризации путем рассрочки выплаты на 3 года. А ведь это были условия, на которые МВФ фактически заставил пойти Россию. Теперь эти люди довели страну до дефолта. 

Для многих в Украине похоже одна радость: в России тоже плохо..

— Да, из-за санкций Россия живет намного хуже, чем раньше. Да, из-за разрушения производственной кооперации с Украиной Россия тоже понесла многомиллиардные потери, оставшись без многих комплектующих в авиакосмической промышленности, машиностроении, ВПК. Но Россия делает то, чего не делает Украина — очень активно проводит политику импортозамещения. Практически им нужно еще всего полгода-год чтобы полностью заместить высокотехнологическую продукцию из Украины. 

Россия сегодня принимает и приглашает на работу, предоставляет подъемные, жилье сотням украинских конструкторов и инженеров, особенно с предприятий военно-промышленного комплекса. Мы катастрофически теряем кадры, после этого эти предприятия уже вообще не смогут работать, исчезают целые технологические школы, исчезают перспективы. Одновременно тысячи и тысячи талантливых молодых людей, получивших хорошее научное и техническое образование в Украине, уезжают на Запад, и даже в Чехию и в Польшу. А финансирование образования и науки катастрофически падает. Значит, в этом плане процесс деградации страны вообще приобретает необратимый характер. 

С таким "диагнозом", что ожидает экономику Украины в 2016 году? Два сценария — плохой и очень плохой?

— Пока что все идет по худшему варианту. Есть угроза срыва программы сотрудничества с МВФ. Если она будет сорвана, то последствия будут тяжелыми, это будет и крах банковской системы, полный крах бюджета, резкое падение национальной валюты, может быть, до сорока-пятидесяти гривен за доллар или даже ниже. И при этом не будет света в конце туннеля, поэтому главное, что сегодня в конце года надо было бы делать украинскому правительству, это проводить реальную, эффективную политику, связанную все-таки с выполнением требований МВФ.

Это будет тяжело, это политика не для популистов, потому что выполнение "рецептов" МВФ — это шоковая терапия. Это — стабилизация, но ценой резкого понижения жизненного уровня граждан. Это — стабилизация путем уменьшения социальных выплат и бюджетных расходов. Это — повышение налогов. Потому что страна должна быть способна рассчитываться по долгам. Долги у нас огромные, и вот когда будет достигнута такая стабилизация, при которой мы сможем рассчитываться по долгам, тогда, возможно, сюда еще какие-то инвесторы и придут.

И – главное – надо помнить, что "шоковую" политику может себе позволить проводить только правительство, пользующееся высоким доверием граждан, некоррумпированное, независимое от олигархов, сформированное из людей, которые являются национальными украинскими авторитетными лидерами. Но это – не про наше действующее правительство. Поэтому политические перемены необходимы, и начать их следовало бы с внеочередных парламентских выборов.

Почему правительство это не делает?

— Да именно потому, что наше правительство, как и наша Верховная Рада, — это правительство и парламент популистов. Они – приверженцы громких деклараций и обещаний. Они – не люди дела. Тянется, теряется дорогое время. А власть не проводит реформы, она съест эти деньги, закончится программа МВФ, и новых денег не будет. В сухом остатке останутся только огромные долги и разруха. И последует экономический крах.

Политические изменения не проходят, потому что наши популисты в парламенте считают себя вершиной человеческого развития, они говорят, что самое большое несчастье для Украины, это если будут назначены новые выборы или последует отставка этого правительства: "Нас же больше не выберут, и это будет огромное несчастье для страны". А попытки сохранить власть в руках людей, которые не пользуются поддержкой большинства граждан, действительно могут привести к новому Майдану и новому этапу разрушения страны. 

В парламенте огромное количество популистов, это следствие так называемой Революции Достоинства, потому что мы же видим — пришли люди с Майдана, без опыта, без образования, без знаний. Их, по их мнению, делегировал народ, поэтому они бьют там друг друга то бутылкой по голове, то ногой, то премьер-министра непонятно за что хватают. Они не принимают и не признают судебных решений, они не признают, допустим, результатов выборов в Кривом Роге, которые утверждены всеми избирательными комиссиями, и законность которых подтвержена судами. Они не признают законов, они позволяют себе проводить диверсии на украинской территории, подрывая линии электропередач и не неся за это ответственности. Или не нравится милицейское начальство в Краснокутске — пошли начальнику и заму безнаказанно забросали дом коктейлями Молотова. В стране резко ослабла государственная власть и надзор за соблюдением закона.

Но государство, это и есть господство права, Закона, правовых отношений, государства без права не может быть, это одно и то же на самом деле. И вот развал правовой системы, разгул этого популизма под лозунгом "за все хорошее", присвоение отдельными, часто экстремистскими, группами себе функций государства, создает ситуацию, когда у страны нет перспективы. Ну какой в этих условиях инвестор может прийти? Он не уверен, что завтра его не ограбят, не отберут все, что есть… Капиталы из страны уходят, инвесторы уходят, образованные люди уезжают, поэтому решения по обеспечению в стране верховенства права должны быть приняты немедленно. Но их же никто не принимает, понимаете? Почему я и говорю, что сегодня — ключевой момент, и перспективы, если так будет продолжаться, у страны нет. 

Самое читаемое
    Темы дня