наверх
19.04.202418:22
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Куля в лоб: пенсионеры Украины находятся за чертой абсолютной бедности

Пенсионная реформа: суть и скрытое (160)

(обновлено: )312964
Согласно стандартам ООН, пенсионеры со средним размером пенсии в Украине живут за чертой абсолютной бедности, заявила эксперт Галина Третьякова. Политики в ручном режиме инициируют индексацию пенсий из популистских мотивов.

Дефицит Пенсионного фонда в 2016 году прогнозируется на уровне 108 млрд грн, социальные расходы будут увеличены на 43 млрд грн, энергосубсидии – на 11 млрд грн. Об этом сообщают в Кабмине.

Кроме того, правительство намерено сэкономить за счет эффективности и адресности расходов 70 млрд грн.

Читайте также: Налоговая реформа и цветы на могилку экономики Украины

Текущую ситуацию с расходами и доходами Пенсионного фонда, а также ход пенсионной реформы в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировала эксперт по вопросам пенсионной системы инициативы "Реанимационный пакет реформ" Галина Третьякова.

Дефицит ПФ собираются покрывать за счет госбюджета. Как это будет осуществлено?

– У нас 12,5 миллионов пенсионеров. Расходная часть пенсионного фона в этом году составит более 250 миллиардов, из которых 170 миллиардов мы будем перекрывать за счет поступления ЕСВ. Также на сумму около 90 миллиардов дефицит будет покрыт за счет государственного бюджета. Нам нужно профинансировать 12,5 миллионов пенсионеров, но постоянными плательщиками ЕСВ являются всего лишь 10 миллионов наемных работников. Еще 4 миллиона — это либо СПД, либо самозанятые лица, которые платят ЕСВ нерегулярно. Получается, один работающий содержит больше, чем одного пенсионера.

Каковы перспективы улучшения ситуации?

– Те макроэкономические модели, которые мы разрабатывали в РПР, говорили о том, что фонд заработной платы в Украине будет расти. Для этого есть две причины как минимум. Первая — фонд заработной платы начинает догонять инфляционные процессы. Мы имели в прошлом году инфляцию около 40%, но в любом случае, работодатели, повышая стоимость своей продукции, закладывают в нее и увеличение заработной платы для своих наемных работников. И из-за роста заработной платы увеличивается размер ЕСВ, который поступает в пенсионный фонд. И если бы ЕСВ не поменялся в процентном отношении, то мы бы получили в 2016 году профицит пенсионной системы. Вторая причина, по которой мы бы имели профицит, — это изменение подходов к налогообложению СПД. Произошло бы некое увеличение налоговой нагрузки, в том числе и по ЕСВ. И пенсионный фонд получил бы дополнительный ресурс, он был бы профицитным на протяжении ближайших четырех-пяти лет. Однако тенденции в государстве таковы, что налоги стали понижаться. И ЕСВ задекларирован на уровне 20% в следующем году. Мы сейчас не знаем, какой Налоговый кодекс примет Рада, однако все понимают, что ЕСВ упадет как минимум в два раза. И вместо профицита мы получим дополнительный дефицит. Прогнозные цифры при падении ЕСВ в два раза — это 160-180 миллиардов гривен дефицита ПФ за счет государственного бюджета.

Что в планах по реализации пенсионной реформы?

– Всех граждан Украины можно условно поделить на три большие категории. Первая категория – это люди, которые сегодня находятся на пенсии. И РПР, когда готовил пенсионную реформу, понимал, что для этих людей очень важна автоматическая индексация пенсий в зависимости от того, как проходят инфляционные процессы. Мы относимся к тем, кто считает, что индексация пенсий должна происходить в отношении к росту средней заработной платы украинца. Этот показатель более отображает реалии, чем иногда притянутые за уши индексы инфляции. И правительство понимает это, всем пенсионерам, которые ранее уплачивали ЕСВ, пенсии будут выплачиваться. Мы видим, что на сегодняшний день эти социальные статьи защищены в бюджете. Более того, были рекомендации международных структур о заморозке пенсий. Но вы знаете, что правительство провело индексацию в октябре месяце. Такие же дебаты были и с МВФ, и с Мировым банком по поводу пенсий в 2016 году. Минфин предложил государственный бюджет, в котором индексация предусмотрена два раза в год. Это еще не автоматическая индексация, но она заложена в бюджет.

Что значит "не автоматическая" индексация?

– Это значит, что она будет происходить в ручном режиме. Дело не в том, что в собесах будут пересчитывать, а в том, когда будет происходить индексация: то ли раз в год, то ли раз в три-четыре года. Индексация происходит в украинских реалиях тогда, когда кто-то из серьезных политиков начинает ее инициировать. Обычно это происходит в электоральный период. Но этого не должно быть. У политика не должно быть такого инструментария. Индексация должна происходить в автоматическом режиме, она должна быть оговорена в законе. Сейчас за индексацию выступила Наталия Яресько, вне зависимости от рекомендаций по замораживанию пенсий. Есть стандарты ООН: чертой абсолютной бедности является получение 2 долларов в день, чертой бедности – 5 долларов в день. И если посмотреть на среднюю пенсию, то мы увидим, что люди находятся за чертой абсолютной бедности. Поэтому не индексировать невозможно.

В чем суть накопительной пенсионной системы?

– Около 36% ЕСВ мы отчисляем непосредственно в пенсионный фонд. Теперь представим уникальную ситуацию: 36% у людей не забирают, а отдают, но в виде пенсионных накоплений. Государство словно говорит: "Это будут твои пенсионные накопления, твоя собственность, ты можешь положить их на собственный расчетный счет, и за счет них ты будешь получать пенсию". Этих 36% с головой достаточно, чтобы обеспечить коэффициент замещения в 90-95% от последней заработной платы. Все расчеты показывают, что для того, чтобы обеспечить себе пенсию в размере 60% от последней заработной платы, достаточно в накопительный уровень откладывать 12-14% от фонда заработной платы на протяжении жизни. Этот коэффициент был получен по выборке стран Западной и Восточной Европы. Можно сразу сделать вывод: солидарный уровень более дорогой, он почти в три раза дороже, чем накопительный уровень. Хотя в накопительной системе, безусловно, существуют риски. Если страну настигает финансовый кризис, то объем активов в личных пенсионных фондах падает. Однако такая система в три раза дешевле, чтобы обеспечить пенсию того же размера, что и при солидарном уровне.

Государство Украина сможет "запустить руку" в личные накопительные пенсионные фонды?

– Поэтому мы выступаем категорически против запуска уровня с государственным накопительным фондом. Мы категорически против того, чтобы государство занималось несвойственной ему функцией накапливать и инвестировать деньги. В евразийском пространстве только Казахстан и Россия сделали накопительный фонд государственным. Мы считаем, что этим должны заниматься частные институции, но режим надзора со стороны государства должен быть выстроен так, что в случае банкротства институций, пенсия должна быть обеспечена людям в любом случае.

Может ли обанкротиться частный накопительный фонд?

– Сегодняшний дизайн второго и третьего уровня пенсионного обеспечения предполагает, что обанкротиться эти структуры не могут. При этом Пенсионный фонд не хранит деньги в деньгах, он получает взносы от людей, как и страховая компания, а деньги размещает в активы. И эти активы размещаются не только на территории Украины. Сейчас стоит еще и проблема валютной либерализации, провозглашенная НБУ: наши ресурсы смогут перетекать по европространству без ограничений. Сейчас только 20% активов НПФ и страховых компаний может размещаться за рубежом. После валютной либерализации ограничения будут сняты, это входит в реформу финансового сектора как таковую. Значит, мы сможем размещать ресурсы как на украинском пространстве, вкладывая их в бумаги или банковские металлы, так и за пределами Украины. Негосударственные пенсионные фонды, которые своевременно захеджировались валютными рисками, получили в 2014 году около 120 —112 % инвестиционного дохода. И доход у них быстрее прирастал, чем инфляционные процессы.

Сколько лет нам ждать пенсионной реформы?

– Все зависит от того, насколько политикум готов храбро взять это на себя. Пенсионной реформы все боятся, потому что это не всегда популярные вещи. Пенсионные реформы проводят лидеры нации, которые сегодня очень тяжело просматриваются. Такой лидер должен очень много знать: и государственное бюджетирование, и Налоговый кодекс, он должен понимать, чем ЕСВ отличается от налога, понимать всю пенсионную систему первого, второго и третьего уровня. Таких людей вообще в Украине мало. У нас появился недавно лидер, который понимает в вопросах пенсионного обеспечения. Это министр социальной политики. Но он пока один в поле воин. Мы пока не видим среди депутатов ВР человека, который бы понимал необходимость пенсионной реформы. Петр Порошенко провозгласил в речи к парламенту о том, что накопительный уровень должен быть запущен. Но мы не знаем, останется ли это структурным маяком перед МВФ в 2016 году. В МВФ считают, что это дело, собственно, самой Украины.

Стоит отметить, что на фоне дерегуляции, на фоне расширения свободы бизнеса, в стране обострилась проблема теневой занятости. Об этом в эфире радиостанции Голос Столицы заявил специалист по трудовому законодательству Виталий Дудин.

Ранее эксперт гражданской инициативы "Реанимационный пакет реформ" Владимир Дубровский заявил в эфире радиостанции Голос Столицы, что облагать налогом использование рабочей силы неправильно, поэтому политикам стоит задуматься над полной отменой ЕСВ.

Самое читаемое
    Темы дня