наверх
19.04.202417:02
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

"Нам не Церковь менять и обновлять надо, а попробовать самим поменяться"

(обновлено: )924101
Православная Церковь 9 ноября чтит память святого преподобного отца Печерского Нестора Летописца. Глава административного аппарата Киевской митрополии архимандрит Виктор (Коцаба) рассказал о Несторе и провел парралели между временем, когда жил Летописец, и днем сегодняшним.
Глава административного аппарата Киевской митрополии архимандрит Виктор (Коцаба)

Подготовлено Союзом православных журналистов специально для РИА Новости Украина

Девятого ноября Православная Церковь чтит память святого преподобного отца Печерского Нестора Летописца. Также в этот день в Украине отмечается День украинской письменности. Глава административного аппарата Киевской митрополии архимандрит Виктор (Коцаба) рассказал о величайшей роли Нестора в создании нашей современной культуры, а также провел параллели между временем, когда жил Летописец, и сегодняшним днем.

Отец Виктор, сегодня Православная Церковь отмечает день памяти преподобного Нестора Летописца. Расскажите, что это был за человек?

— Как известно, каждый народ имеет своих основателей и великих мужей. То есть тех, кто оказал наибольшее влияние на формирование народной культуры, его души и характера. Именно к таким людям относится и преподобный Нестор — человек, которого называют "отцом русской истории" и первым летописцем на Руси.

Обычно, временем его рождения называют 50-е годы 11-го столетия. Но, я встречал и более конкретные цифры — 1056 год. На самом деле, точно определить время рождения Нестора довольно трудно. Но, зато мы точно знаем, что он был коренным киевлянином, уже в 17 лет он попросился в Киево-Печерский монастырь, где вскоре принял постриг от игумена Стефана (преемник преподобного Феодосия).

Преподобный Нестор был человеком высокой духовной жизни. Об этом свидетельствует нам тот факт, что он был в числе тех иноков, которые изгоняли бесов (например, из Никиты Затворника, позже митрополита Новгородского).

Кроме того, в монастыре он нес послушание летописца. Так, его перу принадлежит первая редакция жития святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Также, именно он составил житие преподобного Феодосия Печерского. Но, главным делом его жизни было, конечно же, написание "Повести Временных Лет". Текст, который, собственно, и прославил его как историка, и, в то же время, как философа.

Отче, ну, насчет историчности "Повести" все понятно. Но вот насчет философии… Не могли бы вы подробнее остановиться на этом?

— Дело в том, что изначально "Повесть" не задумывалась только как исторический текст. Нестор хотел дать не просто хронологию событий, но их интерпретацию. Уже из названия видно, какую цель он ставил перед собой: "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть".

Ему важно было не просто перечислить последовательность тех или иных событий, связанных с историей Киевской Руси, но показать, что эта история является составной частью истории всемирной. Но, для него и всемирная история — это не просто цепочка случайных событий и совпадений. Это история спасения рода человеческого. Она имеет строго определенный векторный характер и неумолимо движется к своему завершению — к Апокалипсису.

И Нестор хотел показать, что и русский народ принимает в этом определенное участие, что и его история есть частью истории спасения всего человечества. Более того, "Повесть" исполнена и глубокого богословского содержания, потому что Нестор пытается дать евангельскую интерпретацию тем или иным историческим событиям.

Он не просто использует источники — монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича и т.д. — а перерабатывает их, переосмысляет, по-новому интерпретирует. Именно поэтому, сочинение преподобного Нестора Летописца по праву ставят в один ряд с высочайшими творениями мировой культуры и письменности.

Может, именно поэтому и празднуется сегодня еще и День украинской письменности?

— Во-первых, это очень знаковое событие. На каком языке была написана "Повесть Временных Лет"? На церковно-славянском, правильно? Получается, что именно этот язык оказал самое большое влияние на становление как украинского языка, так и украинской письменности в целом. А значит, нам нельзя отказываться от него. Это — наши корни, наше наследие, наша культура. И не надо говорить, что этот язык устарел и утратил свою актуальность!

Мы ведь не говорим, что наши родители с возрастом теряют свою актуальность. И если маме 80 лет — это не повод отказаться от нее. Она не ведь не перестанет с возрастом быть нашей матерью!

Вообще, есть вещи, которые никогда не теряют свою актуальность и нужность. Это вещи, которые обладают вечным характером, так как, несмотря на свой возраст, они могут менять душу, ум и сердце человека. Именно поэтому, Евангелие никогда не устареет, Церковь никогда не устареет, церковно-славянский язык тоже.

Просто потому, что никогда не устареет Христос. Поэтому, нам не Церковь менять и обновлять надо, не Ее подстраивать "под изменчивый мир", а попробовать самим поменяться и обновиться.

Мне кажется, что именно об этом мы должны думать сегодня. Нестор, кстати, жил во времена, которые были в чем-то похожи на наши — войны, междуусобные брани, мятежи. И единственным выходом из такой ситуации для него была жизнь во Христе.

Он понимал, что справиться со всеми внутренними государственными проблемами человек сможет только в том случае, если он справиться сначала со своими внутренними проблемами. Более того, Нестор видел только один путь, по которому должен был идти наш народ — это путь святости. В этом его миссия и предназначение. И вся его культура многие столетия строилась именно на этом.

Да, письменность влияет на менталитет, на интеллект народа. Так же, как и на его культуру. Но, следует помнить, что наши культура и письменность выросли из Евангелия, они укоренены в нем настолько прочно, что если его вырвать — мы уничтожим саму культуру. В конечном итоге — мы уничтожим народ. Ведь мы те, кто мы есть, только благодаря Евангелию и таким людям, как Нестор Летописец.

Без Христа, Его Евангелия и Церкви — нет Украины и нет святости!

Справка Центра информации УПЦ

Преподобный Нестор Летописец родился в пятидесятых годах ХI века в Киеве.

Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Игумен Стефан, преемник святого Феодосия, совершил над Нестором монашеский постриг. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника, впоследствии Новгородского святителя.

Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием, в монастыре нес послушание летописца. Он написал "Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году.

Со временем преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему выкопать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия.

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам "Повести временных лет".

Инок-патриот излагает историю Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках — в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе.

Летопись преподобного Нестора сохранила рассказ о первом православном храме в Киеве, об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников, о "испытании вер" святым равноапостольным Владимиром и Крещении Руси в 988 году.

Первый историк нашей Церкви передал сведения о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках.

Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории.

Отец Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Он погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского.

Святой Нестор является покровителем Киевских духовных школ, которые сегодня отмечают 400-летие со дня основания. Студенты с верой и любовью ежедневно обращаются к святому, прося у него помощи и поддержки в деле постижения богословских наук.

Самое читаемое
    Темы дня