наверх
19.04.202404:53
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Сергей Арбузов: Украине нужна реальная конструктивная оппозиция власти

(обновлено: )45260
Результаты выборов в местные органы власти Украины показали, что власть эффективно использовала свои преимущества и админресурс для реализации своих задач. Но впереди непростые решения – по долгу РФ, реализации минских соглашений и Кабмину.

Захар Виноградов для РИА Новости Украина

Главная проблема внутренней и внешней политики Украины, считает экс-вице-премьер правительства Украины Сергей Арбузов, это отсутствие реальной конструктивной оппозиции власти.

Почти две недели назад в Украине прошли выборы местных органов власти. Сейчас, когда ЦИК получил и обнародовал результаты этих выборов, в стране обсуждаются, как повлияют эти выборы на внутреннюю и внешнюю политику Украины. Что вы думаете по этому поводу?

— Прежде всего, о результатах. У основных партий они разные, что связано как с позицией партий в предвыборный период, так и негласными, неофициальными договоренностями руководителей этих партий с властью и, главное,  ожиданиями общества. Именно эти три фактора и определяют результаты, а, следовательно, они и будут, в конечном счете, влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны.  

Оппозиционный блок, как мне кажется, должен был быть в предвыборный период более активен по всей стране, а не только в восточных областях, где у него и так была поддержка избирателей. В противовес политике власти Оппоблок должен был продемонстрировать свою конструктивную программу, что дало бы несомненный результат. По социологии мы знаем, что почти 60 процентов граждан страны негативно оценивают работу власти, правительства. Однако Оппоблок не смог стать конструктивной оппозицией и поэтому во многих регионах в местных органах власти не имеет своих фракций.

Как вы думаете, с чем это связано?

— Хотел бы ошибиться, но могу предположить – это результат негласных договоренностей. Просто Оппоблок работал в тех регионах, где у него есть уверенный электорат и где ему дала работать власть в результате таких договоренностей. Если бы не эти договоренности, у Оппоблока, конечно, были бы некие трудности в период предвыборной кампании, но зато и результат был бы другой – куда более внушительный. Но нынешние, официальные "оппозиционеры" предпочли ситуацию, когда минимум конфликтов дает уверенный, но незначительный в масштабах страны результат.

Кстати, такие договоренности не являются панацеей. Как мы знаем, уже после второго тура выборов генпрокуратура принесла прямо в парламент страны повестки о вызовах депутатам Оппоблока Новинскому, Королевской и Вилкулу. При том, что Вилкул – кандидат на должность мэра в Днепропетровске, где в следующее воскресенье будет второй тур выборов главы города.

Еще одно, что меня удивило — неожиданно низкие результаты выборов "Батькивщины". Но тут причины другие. Хотя "Батькивщина" последние месяцы активно эксплуатировала социальные лозунги – критиковала власть, выступала за снижение коммунальных тарифов и т.д,  это не привело к заметным результатам. Во-первых, уверен, в отношении "Батькивщины" на местах был применен админресурс. Во-вторых, очевидно, что "Батькивщине", как реальной оппозиции власти, избиратель не доверяет. Что отчасти объяснимо – лидер партии Юлия Тимошенко неоднократно занимала высокие правительственные посты. И избиратель понимает, вернее, интуитивно чувствует, что за критикой власти в предвыборной кампании "Батькивщины" нет реального содержания, а есть  просто желание вернуться во власть. Отсюда низкие результаты на местных выборах и у этой партии, по сути находящейся в оппозиции к нынешней властной вертикали. 

Поэтому, несмотря на явные провалы в экономике, внешней и внутренней политике, власть показала лучшей результат, чем от нее ожидали эксперты. А партии, оппозиционные власти, значительно ниже прогнозируемых.

Тут я не в полной мере с вами соглашусь. Например, по сути оппозиционная "Самопомич" показала, в сравнении с парламентскими выборами, куда более лучший результат. А ВО "Свобода", которую в предвыборный период власть серьезно преследовала, вспомните, например, аресты и обыски у функционеров этой партии в связи с событиями 31 августа и расстрелом "Небесной сотни", неожиданно получила довольно весомую поддержку населения в западных и некоторых центральных регионах страны.

— Нет, эти результаты укладываются в ту же логику событий. Хороший результат на местных выборах "Самопомощи" — это факт негласных договоренностей с властью. Не забывайте, что "Самопомощь" вообще как проект появилась на прошлогодних парламентских выборах, не как альтернатива "Блока Петра Порошенко" и "Народного фронта", а как результат политтехнологий – необходим был противовес радикальным националистическим движениям на западе Украины. И эту роль "Самопомощь" выполнила блестяще. В результате усилий этого движения ВО "Свобода" тогда не попала в парламент страны.

Сейчас ситуация была несколько другая. Власти понадобился такой себе скрытый политический союзник на местном уровне. И власть помогла, сыграла на руку "Самопомощи" — поддержала ее админресурсом, не препятствовала ее избирательной кампании.

Еще раз хочу подчеркнуть, ни Оппоблок, ни "Самопомощь" не являются реальной, конструктивной оппозицией власти. Потому что, когда это нужно власти, эти партии всегда голосуют так, как это надо власти. Да, "Самопомощь" не поддержала 31 августа изменения в Конституции страны. Но это был чисто технологический трюк. В результате, власть все равно получила необходимое ей количество голосов. И не в последнюю очередь с помощью Оппоблока. 

Теперь о "Свободе". Хорошие показатели "Свободы" на местных выборах, в отличие от прошлогодних выборов в парламент страны, это как раз результат отсутствия в стране  реальной оппозиции. Ее нет, а запрос на нее есть. За "Свободу" голосовали не только ее приверженцы, а и те, кто хотел голосовать против власти, но не видел в Оппоблоке, "Самопомощи" или "Батькивщине" реальной оппозиции. Плохой результат на местных выборах Радикальной партии Украины Олега Ляшко – находится в той же парадигме, — им не верят. 

А голоса, отданные за "Свободу", это не голоса за эту партию, это голоса против власти и против официальной оппозиции ей. 

Эксперты говорят, что  результаты выборов местных органов власти должны повлиять на дальнейший ход реализации минских соглашений. До конца года, то есть до окончания срока  реализации Минских соглашений остается полутора месяца. Как, с вашей точки зрения, результаты выборов повлияют на минские соглашения?

— Уверен, что после последней встречи в Париже "нормандской четверки" (Меркель, Путин, Олланд, Порошенко) реализация минских соглашений пойдет более результативно. Немецкий канцлер и французский президент определенно заявили о достижении договоренностей. И Порошенко будет их, эти договоренности, выполнять. Я думаю, что в Киеве уже прописываются какие-то законопроекты, которые необходимы для реализации соглашений – по особому статусу, по амнистии, по выборам на территории ДНР и ЛНР и к следующей встрече "четверки" в конце года в минске они уже будут реализованы и утверждены парламентом. 

Вы считаете, президент Порошенко способен при нынешней ситуации в парламенте "додавить" Верховную Раду для реализации этих законопроектов?             

— Я скажу так – президенту будет крайне сложно реализовать свою часть договоренностей. Это кажется практически невозможным. Однако, у него есть хорошие советники из разных стран. Вероятно, для реализации минских соглашений будет разрабатываться какая-то специальная модель поведения, алгоритм действий власти. 

В наше время, когда принимались непопулярные законы, которые  были нужны для получения кредита МВФ или для подписания Евросоглашения, и когда значительная часть депутатов была против их принятия, мы сталкивались с подобной проблемой. Однако, когда крайне важно было добиться от депутатов голосования не в сиюминутных интересах, не с точки зрения популизма, а с точки зрения интересов государства, всего населения страны, мы этого добивались. 

Порошенко будет сложно получить результат для реализации минских соглашений, почти невозможно, но, думаю, при желании он его получит.

Другая тема, которые обсуждают в СМИ политики и эксперты в связи с результатами выборов, возможная отставка премьер-министра Арсения Яценюка. В его адрес снова звучит критика со стороны одесского губернатора Михаила Саакашвили… 

— В любом случае, по закону этот вопрос не может рассматриваться до середины декабря. Но раз этот конфликт  вышел наружу, это говорит только об одном – кризис власти обостряется. Они уже не могут просто пререкаться, спорить между собой на заседаниях Кабинета министров. Ситуация такова, что членам правительства, членам одной команды приходится обращаться за поддержкой не друг к другу, а к общественности. И этот конфликт уже не спрячешь. 

Конечно же, это — политические игры, это противопоставление друг другу игроков своей команды происходит для того, чтобы добиться определенных целей. А цели у Яценюка и у Порошенко явно разные. Там идет борьба за власть. 

Я так понимаю, что сейчас ни у кого во власти нет полного влияния на ситуацию в стране. Конституция, которую вернула Украина после февраля 2014 года, предполагает разделение полномочий поровну между премьером и президентом. И они оба не могут быть полностью удовлетворены таким положением дел, поскольку не имеют единого, общего видения перспектив страны. У каждого – своё понимание целей и перспектив. 

Вертикаль власти, которая сложилась на сегодняшний день в Украине, — крайне ненадежная. И в ближайшее время ситуация будет усугубляться, поэтому такие публичные выяснения отношений будут становиться все чаще. А Саакашвили, по сути, озвучивает то, что не хочет озвучивать, но о чем думает Порошенко.

Декабрь это не только срок реализации минских соглашений (во всяком случае украинской их части), это и срок возврата Украиной 3 млрд долларов кредита России. Яценюк требует от России реструктуризации долга, объясняя это тем, что это – не суверенный долг государства, а чуть ли не частный. Власть Украины не может выплатить этот долг или не хочет?

— Я думаю, не хочет. Если Украина сегодня захочет выплатить долг – она обратится к кредиторам, с которыми правительству более комфортно работать, и найдет деньги, чтобы рассчитаться по своим обязательствам. 

Что касается юридической стороны этой сделки между Россией и Украиной, она – абсолютно легитимна. Говорю это, как участник переговорного процесса. Это – суверенный долг Украины. И договор подписывался не где–то "на завалинке", не кулуарно. Оформлялась сделка правильно, при оформлении мы платили посреднические комиссионные операторам, которые оформляли сделку на международном уровне. Подчеркиваю, это — абсолютно легитимная сделка, которую заключили два государства, а не частные лица. 

Возврат долгов, это – экономическая и финансовая политика государства. В долг брали, чтобы развивать государство, финансовые институты, промышленность. Но произошедшая после этого смена правительства изменила ситуацию в стране. Нынешняя власть Украина не научилась зарабатывать, не научилась цивилизованно собирать налоги и т.д. Власть Украины только умеет красиво обещать, это и есть главный талант нынешнего премьера Яценюка, и бесконечно просить денег на Западе.

Но так не может продолжаться вечно. Такой политике, таким действиям обязательно наступит бесславный конец. Поэтому и нужна Украине конструктивная, реальная оппозиция, которая могла бы предложить альтернативные программы, действия, которые позволяют не просить, а зарабатывать.

Уверен, в связи с внутриполитической ситуацией в стране, такая политическая сила неминуемо появится. Она будет опираться на оскорбленное достоинство людей, на тех, кого под видом и лозунгами Майдана обманули. У этой политической силы будет поддержка избирателей и она сможет со временем вывести страну из экономического и внутриполитического коллапса.

Самое читаемое
    Темы дня