наверх
24.04.202413:53
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Проверок бизнеса становится меньше. Комментарий начальника ГФС Киева

(обновлено: )52901
Первой ласточкой в системе реформирования налоговой службы Киева станет офис-аудит, который позволит сократить штат аудиторов и уменьшить количество проверок предпринимателей, сообщила начальник ГУ ГФС г. Киева Людмила Демченко.

ГФС в Киеве и в Украине в целом проводит реформирование службы на высшем уровне. Так, с сентября в столице стартовал пилотный проект офис-аудит, который был одобрен МВФ. Итоги работы планируется подвести в апреле 2016 года, заявила начальник ГУ ГФС г. Киева Людмила Демченко.

Она также сообщила, что уже с 1 ноября начнется набор сотрудников, которые будут работать в новом центре. Подробности о пилотном проекте налоговой реформы у Людмилы Демченко узнала радиостанция Голос Столицы.

Можно ли говорить, что процессы, которые происходят в ГФС, упрощают жизнь налогоплательщика?

– Действительно, ГФС в Киеве и в Украине в целом проводит реформирование службы на высшем уровне. В первую очередь, я хотела бы рассказать о первой ласточке в системе реформирования налоговой службы Киева – это офис-аудит.

Офис-аудит – это единственная система, где будут работать наши аудиторы, будут осуществлять контрольно-проверочные мероприятия на уровне ГФС Киева. Имеется в виду, что сегодня у нас есть десять налоговых инспекций, и в каждой налоговой инспекции есть подразделение контрольно-проверочной работы. Это те ревизоры, которые выходят на проверки и контролируют наших субъектов предпринимательской деятельности.

Мало того, у нас не одно подразделение ревизоров, которые осуществляют контрольно-проверочную работу, а несколько. Например, есть управление аудита, есть управление, которое проверяет возмещение НДС, есть управление, которое проверяет ЕСВ и подоходный налог у юрлиц, есть управление, которое проверяет акциз.

То есть мы говорим о четырех подразделениях, которые проводят контрольно-проверочную работу.

А сейчас оправдано такое количество людей, кабинетов, обязанностей?

– Поэтому мы и говорим о реформе. Очень много возникает вопросов, когда приходят на проверку определенного субъекта, и параллельно пришли еще ревизоры проверять возмещение НДС, параллельно вышли еще проверять, как там с акцизом и т.д. Поэтому мы решили, что надо что-то менять, чтобы количество проверок было меньше.

Хотя их и так сегодня уже меньше – тех же плановых проверок – но мы говорим о проверках, когда могут пересекаться разные подразделения. Кроме этого, у нас количество запросов, которые приходят к плательщику, может иногда превышать 15 в месяц. У нас было такое, например, что плательщик был на приеме и он показывает 15 запросов, которые пришли к нему на протяжении месяца. Соответственно, это все рабочее время бухгалтеров, которые должны подготовить документацию.

Мы понимаем, что это наболевшая ситуация, которая вызывает проблемы и в плане нашего контакта с плательщиками, и у самих плательщиков. Поэтому сегодня мы говорим о том, что нужно менять подход, менять саму структуру ревизоров контрольно-проверочной работы. И мы выступили с инициативой создать единый центр, единый офис аудита, где будут работать инспекторы, аудиторы с определенным уровнем подготовки, где мы объединим все эти функции разных подразделений.

Эти управления, которые осуществляли контрольно-проверочную работу на районном уровне, будут ликвидированы. Что это нам даст? Во-первых, сегодня мы говорим о сокращении аудиторов. Если сегодня их в целом по Киеву в разных подразделениях было 900, то среди этих 900 только 120 – руководители разных звеньев. Но нам не надо 120 руководителей. В общем итоге этим огромным подразделением будут руководить 34 человека.

Кроме этого, в каждом подразделении, каждом управлении есть аналитики, которые все сводили, которые отправляли ответы на контрольные задания, анализировали, выводили риски и так далее. И нам тоже в одной структуре не надо будет такое количество людей, которые смогут анализировать базы данных и другую информацию.

Начальник Главного управления ГФС в Киеве Людмила Демченко. Архивное фото

Поэтому, я считаю, что офис-аудит – это огромная необходимость, чтобы дать возможность организовать оптимальные условия для ведения спокойного бизнеса на территории Киева. И вот мы выступили инициаторами данного пилотного проекта, презентовали нашу программу, к нам приезжали представители МВФ, и их заинтересовала наша инициатива.

Этот пилотный проект одобрен МВФ и сегодня подписан уже указ главой ГФС Украины Романом Насировым, то есть пилотный проект уже стартовал.

Дата старта пилотного проекта – с сентября этого года, а финиш пилотного проекта – апрель следующего года.

Как происходит этот процесс?

– Это очень непростой и длительный процесс, потому что изначально необходимо привести все нормативные документы, на основании которых мы работали, в соответствие с той реформой, которую мы осуществляем. Сегодня у нас вся нормативная документация фактически приведена в соответствие с пилотным проектом.

У нас есть штатное расписание, структура, кандидаты в сотрудники прошли тесты на профпригодность. Кроме этого, наши кандидаты впервые прошли психологические тесты – был заключен договор с университетом Шевченко, с кафедрой психологии, и все кандидаты должны были пройти психологические тесты. Потому что человек может знать законодательные акты, быть подкованным в области налогообложения, но при этом у него могут быть проблемы с общением или этот человек не может находиться на должности инспектора по этическим соображениям.

Я считаю, что аудитор – это лицо службы, поэтому в данном случае он должен соответствовать всем требованиям.

Какие дальнейшие этапы реформы запланированы?

– С 1 ноября мы набираем людей, которые пройдут тестирование и будут работать уже в офисе. До 1 апреля мы должны сделать срез информации от плательщиков: а есть ли тот результат, которого мы так ожидали, не зря ли это все было затеяно. Поэтому 1 апреля у нас будет встреча с налогоплательщиками.

И если результат будет соответствовать ожиданиям бизнеса, то пилотный проект, который сегодня проводится только в Киеве, будет перенесен и в другие города. Кроме этого, каждую среду с 12.00 до 13.00 я провожу "скайп-час" с каждым плательщиком, которому необходимо быстрое реагирование, у которого есть проблемные вопросы, связанные с общением с нашими ревизорами или с какими-то неясностями в налоговом законодательстве.

Насколько велика в частности в Киеве у нас налоговая дисциплина? Как бы вы оценили сейчас ситуацию с налогообложением?

– Хочу показать конкретно на примере выполнения плана по итогам сентября. В сентябре плательщики уплатили налогов в бюджет 2 миллиарда 757 миллионов. Это те платежи, которые поступили в бюджет Киева за месяц. Фактически, это 14% всего бюджета Украины. И 94% от всей этой суммы – это добросовестная уплата налогов.

Это колоссальный показатель, ведь только 6% – это результат контрольно-проверочной работы.

Ранее эксперт гражданской инициативы "Реанимационный пакет реформ" Владимир Дубровский в эфире радиостанции Голос Столицы заявил, что облагать налогом использование рабочей силы неправильно, поэтому политикам стоит задуматься над полной отменой ЕСВ.

Председатель всеукраинской общественной организации "Союз защиты предпринимательства" Сергей Доротич заявлял, что ГФС — это "змеиное гнездо в нашей государственной машине".

Самое читаемое
    Темы дня