наверх
18.04.202408:29
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Экс-глава МИД Грищенко о Донбассе, Сирии и перспективах для Украины

Генассамблея ООН. Визит Порошенко в США (272)

(обновлено: )212170
Стороны конфликта на Донбассе договорились об отводе тяжелого вооружения, а Петр Порошенко выступил на Генассамблее ООН. Эти события в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал экс-министр иностранных дел Константин Грищенко.

Отвод вооружения на Донбассе будет проходить под контролем ОБСЕ. Об этом заявил руководитель Специальной миссии наблюдателей в Украине Эртугрул Апакан.

Спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик сообщил, что отвод вооружения пройдет в два этапа: сначала предполагается отвести танки, после артиллерию и минометы. Он уточнил, что первый этап начнется через два дня после полного прекращения огня и завершится через 15 дней, а второй этап продлится 24 дня.

Читайте также: Незамеченные сенсации речи Порошенко на Генассамблее ООН

Однако на Генассамблее ООН тема Украины отошла на второй план. Совет безопасности основное внимание уделил обострению конфликта в Сирии. Тем не менее, Петр Порошенко в своем выступлении попытался доказать, что Украине по-прежнему необходима поддержка мирового сообщества.

О том, насколько велика вероятность мирного урегулирования конфликта на Донбассе, в эфире радиостанции Голос Столицы сообщил экс-министр иностранных дел Константин Грищенко.

Насколько удачно прошла для Украины сессия Генассамблеи ООН?

— Украинская тематика объективно отошла на второй план, ведь сейчас произошел кризис с беженцами из Сирии и других стран региона в Европу, которая насчитывает сотни тысяч человек. Некоторые вопросы, которые были подняты украинской стороной, были поддержаны или параллельно инициированы Францией и другими странами, в частности, вопрос об ограничении применения права вето странами-постоянными членами Совета безопасности ООН. Но надо тоже понимать, что это несколько вводит в заблуждение очень многих в Украине, поскольку и Соединенные Штаты в течение десятилетий однозначно блокируют любые попытки ограничить это право в рамках Совета безопасности ООН. Без США и РФ можно сколько угодно требовать, настаивать и ставить в неудобное положение того, кто будет это блокировать. Поэтому надо понимать, что есть разница между тем вопросом, что ты поднимаешь, как ты его продвигаешь, и каким образом ты надеешься что-то решить в этом плане.

То есть Украина не в состоянии повлиять на реорганизацию ООН?

— Международная политика является вопросом как раз того равновесия между интересами стран, имеющих наибольшее влияние, и теми идеалистическими попытками многих умных людей изменить все к лучшему. К сожалению, пока выигрывают первые. И это продолжается уже много десятилетий. Мы ставим инициативы, которые не могут быть реально реализованы. Поскольку среднестатистический гражданин об этом не думает, поскольку у него есть другие приоритеты, то все это выглядит как красивая картинка, мы благородно что-то предлагаем, мы выступаем с инициативами, но на самом деле лучше было бы сосредоточиться на том, что является практически важным сегодня: мирное урегулирование, средства, которые можно использовать, в том числе с привлечением ООН, но без создания иллюзий касательно того, что ООН за нас решит эту проблему.

Как вы оцениваете выступление Петра Порошенко на Генассамблее ООН?

— Выступления на Генассамблее направлены не столько на партнеров, которые занимают ответственные государственные позиции в странах-партнерах, сколько на общественность. Поэтому на свою фокусную аудиторию президент сработал так, как от него ожидала эта аудитория. Но, по сути, само выступление не содержит конкретных предложений. Когда меняется тональность и направление выступлений основных игроков в силу объективных причин, надо на это реагировать. Так или иначе, доминировала на Генассамблее тема не Украины, и нужно было более рельефно привязать к ситуации, которую мы имеем сегодня с насилием, с тем конфликтом, который существует на востоке нашей страны. И все же концентрироваться на Совете безопасности как инструменте нашего спасения не стоит.

Как дальше будут развиваться события вокруг урегулирования ситуации на Донбассе?

— Мы больше надежд должны возлагать на встречу в Париже четырех тех государств, которые сегодня вовлечены в диалог по урегулированию кризиса в Украине. Участники Будапештского меморандума Великобритания и США, как минимум, должны присоединиться к Франции и Германии — с точки зрения выполнения США и Британией этих своих обязательств, не имеющих международно-правового обязывающего характера, но тем не менее, несущих серьезные политические обязательства. Вообще ошибок было очень много. Надо понимать, что в отношениях с самыми близкими друзьями надо уметь говорить «нет». Чем нравился наш премьер США, я об этом говорю открыто, в том числе, американским партнерам, он всегда говорит "да". Что бы вы ему не предложили, он говорит: да, я готов, я сделаю. И даже потом догоняет и говорит: что еще нужно сделать? Когда он идет вразрез с интересами рядовых украинских граждан, это ведет к тому, что и нет доверия в конечном счете к нашему премьеру, и нет доверия к Украине как государству, которое ставит на эту должность такого человека.

Каковы перспективы минского формата переговоров по ситуации на Донбассе?

— К сожалению, то, что было согласовано в Минске, сделано очень непрофессионально и противоречиво. Те, кто был рядом с президентом Украины в то время, когда на президентском уровне изучался этот текст, должны, конечно, указать на то, что выполнять их будет чрезвычайно сложно, а в некоторых случаях невозможно. На выходе мы имеем несовершенный документ, который сегодня все считают безальтернативным, поскольку каждая из сторон, принимавших участие в его написании, видит свою часть, которая кажется выгодной. Но лучше просидеть не одну ночь, а две-три, но все-таки дойти до того, что станет более приемлемым для каждого из нас.

Удастся ли отвести тяжелое вооружение, как это было запланировано?

— Ну, будем надеяться, поскольку достижение этого результата стало отражением других договоренностей, других политических процессов, где в конечном счете те, кто берет на себя реальную ответственность за соблюдение прекращения огня, обеспечивают на этом этапе как раз выполнения этих договоренностей. И это является положительным сигналом о возможности перевода этого конфликта в плоскость поиска не только внешнеполитических, но и внутриполитических решений в Украине. Нам принципиально важно, я убежден, вернуть как раз эти два региона в политическое поле нашего государства, а для этого нужно дать четкий сигнал, что должны быть обеспечены условия для того, чтобы они участвовали в выборах. Это дает им ощущение причастности к тем процессам, которые являются общими для нашего государства.

Могут ли помешать этому процессу выборы, которые планируют провести так называемые ЛНР и ДНР?

— Это однозначно негативная тенденция, которая только усложняет эту проблему.

Чего можно ожидать от встречи Нормандской четверки?

— Хотелось бы ждать нового импульса для того, чтобы гарантировано было соблюдение прекращения огня, отвода уже оружия меньшего калибра, до 100 миллиметров, более эффективного контроля со стороны ОБСЕ. Но для этого нужна политическая воля, политический импульс. После полутора лет постоянного вооруженного противостояния все уже понимают, что это путь в никуда. Но очень важно при этом, чтобы это решение было не за счет Украины, поскольку риск существует в том, что трое договорятся за наш счет решить свои проблемы, в том числе Россия пойдет на встречу Франции, Германии, но не нам. Поэтому каким образом мы работаем с этими странами, как эффективно, в том числе и через средства дипломатии — это является серьезным вопросом. Порошенко неоднократно говорил, что у нас есть два основных инструмента, которыми украинское государство сегодня пользуется для защиты своих национальных интересов, в том числе и для решения конфликта на востоке — это вооруженные силы и украинская дипломатия. Генералы получают звания, финансирования, а вот дипломаты каким-то образом остаются в стороне. Их вроде благодарят, но на самом деле ранги, которые люди давно заслужили и которые являются признанием заслуг, в день дипломатии не особо получили послы.

Ранее бывший директор департамента информационной политики МИД Олег Волошин в эфире радиостанции Голос Столицы заявил о том, что геополитическая ситуация, сложившаяся на данный момент, способствует достижению компромисса между всеми участниками кризиса на Донбассе, однако нынешним властям не выгодно содержать нелояльный регион.

В то же время политолог Валентин Гладких считает, что Украина не проводит самостоятельную политику, а находится под внешним управлением.

Самое читаемое
    Темы дня