Несмотря на то, что мораторий на проверки бизнеса начал действовать с осени прошлого года, проблемы начались сразу после его введения. Об этом свидетельствует отчет Государственной регуляторной службы о том, как правительственные органы соблюдали распоряжение о моратории.
Согласно закону, контролеры могли проводить проверки только по решению Кабмина, суда или по заявке субъекта хозяйствования. Однако не все структуры в своих отчетах указывали наличие этих "разрешений".
Читайте также: Крупный бизнес должен стране десятую часть бюджета — Несходовский
Больше всего претензий у бизнеса по этому поводу к Государственной фискальной службе и Фининспекции. В пятерке нарушителей также Госэкоинспекция, Госсельхозинспекция, Госавиаслужба, Фонд социального страхования по временной потере работоспособности, Пенсионный фонд.
Эти ведомства проигнорировали мораторий и действовали в обход закона. Самым активным ревизором на основании решений судов стала Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба.
Почему государственные органы игнорируют мораторий на проверки бизнеса?
– Очевидно, причин несколько. Во-первых, это тотальная неподготовленность большинства контролирующих органов к тому, что они останутся без возможности проверять бизнес, контролировать и взимать штрафы, осуществлять доначисления.
Во-вторых, это общая ситуация с наполнением бюджета. Что касается проверок ГФС, таможенных органов, то как бы ни был прописан мораторий в законодательстве, они продолжают проверки, потому что есть необходимость наполнить бюджет.
ВР не проголосовала законопроект о продлении моратория, действие закона закончилось в июне, и именно с тех пор ревизоры могут фактически проверять бизнес, правильно?
А почему МВФ не заинтересован?
– Подозреваю, что вопрос в прозрачности условий ведения бизнеса. Большинство регуляторных органов в других странах созданы как раз для того, чтобы контролировать, что бизнес честный, открытый, прозрачный, без коррупционных схем и без уклонения от уплаты налогов.
Во что превратились наши регуляторные и контролирующие органы, это вопрос уже нашей страны, но специалисты МВФ не понимают, что у нас несколько иная ситуация, чем они привыкли видеть в ЕС.
Что будет дальше? Компании будут подавать иски в суд? Они могут как-то оспаривать эти проверки?
– Сами налогоплательщики, конечно, могут обжаловать и правомерность проведения проверки, и ее результаты, в частности, решения самих контролирующих органов о применении штрафных санкций или о доначислениях.Но понятно, что это отнимает у бизнеса огромное количество времени. Могу сказать, что админобжалование занимает как минимум шесть месяцев. Это копирование документов, написание специализированных документов с пояснениями, которые направляются в контролирующие органы, а затем и суд.
Понятно, что бизнес будет и должен оспаривать неправомерные решения, но, как правило, только на этапе судебного разбирательства может что-то решиться в пользу бизнеса.
Админобжалования примерно в 90% случаев остаются без последствий, а вот обжалование в суде уже дает повод бизнесмену рассчитывать, что его позицию примет и поймет суд, но судебное разбирательство может затянуться на 3-5 лет.
А это снова временной ресурс и средства, потраченные на юристов.
Напомним, в середине июля Верховная Рада приняла Закон "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о совершенствовании администрирования налога на добавленную стоимость". Решение поддержали 233 депутата. Из закона исключены все нормы, которые касались отмены специального режима налогообложения НДС сельхозпредприятий. Данным законом внесены изменения в Налоговый кодекс и другие законодательные акты Украины с целью усовершенствования функционирования системы электронного администрирования для эффективного ее внедрения на постоянной основе с 1 июля 2015 год