наверх
29.03.202408:38
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Новый бизнес-омбудсмен рассказал о возвращении НДС

(обновлено: )297
Офис уполномоченного по вопросам предпринимательства при Государственной фискальной службе возглавил бывший вице-президент Американской торговой палаты в Украине Тарас Качка. В интервью он рассказал о стоящих перед ним задачах.

Бизнес-омбудсмен Альгирдас Шемета ранее заявил, что к концу июля было получено около 178 жалоб предпринимателей. Множество обращений связано с системой налогообложения.

Как обстоят дела с налоговой реформой в стране, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал фискальный бизнес-омбудсмен Тарас Качка.

Что вы делаете, почему именно вы, и почему именно такой орган?

– Это естественное развитие событий, что фискальная служба заинтересовалась тем, чтобы поменять себя изнутри. И в силу того, что нужен внешний независимый агент, который помогает этим изменениям, появилась такая вот даже не должность, а роль.

Читайте также: И налоги, и расходы. Министерство финансов берет под опеку ГФС

В силу того, что я раньше занимался подобными вопросами, эти мои навыки сейчас пригодились. Сейчас мы активно работаем над формированием списка этих проблем и над формированием путей их решения, даже процедурных.

Это была идея Насирова — создать эту должность? И вообще, это официальная должность, или скорее что-то неофициальное?

– Тут очень важно, что это решение фискальной службы. Кого именно – главы фискальной службы или коллектива в целом – это уже, скажем так, тонкости.

Это намерение фискальной службы привлечь в помощь еще одну новую роль, одного человека, чтобы меняться изнутри. Это должность официальная, но это не чиновничья, то есть я не являюсь госслужащим, а наоборот, максимально подчеркивается моя независимость и то, что я работаю на общественных началах.

Я не получаю ни копейки от Государственной фискальной службы, потому что вопрос независимости налогового омбудсмена или уполномоченного по вопросам предпринимательства – это один из важных элементов успеха.

Между бизнесом и фискальной службой должен быть независимый помощник, посредник, как угодно можно назвать.

Бизнес-омбудсмен Альгирдас Шемета и его команда занимаются одними вопросами, вы занимаетесь другими. Вы пересекаетесь по каким-нибудь вопросам?

– Можно сразу сказать, что мы пересекаемся по 100% вопросов, которые касаются налоговой. Первый отчет, который был опубликован бизнес-омбудсменом несколько недель назад, показал, что большинство жалоб касаются налоговых вопросов.

Государственная фискальная служба
Соответственно, вопросов к Государственной фискальной службе у команды Альгирдаса достаточно много. И вот здесь нужно понимать саму механику взаимодействия.

Если есть вопрос, который возник по заявке предприятия, он был направлен в совет бизнес-омбудсмена, был принят к рассмотрению, то я в данном случае могу быть дополнительным помощником.

Точнее даже не могу быть, а буду дополнительным помощником Альгирдаса, чтобы найти решение этой проблемы в диалоге с должностными лицами Государственной фискальной службы.

Кто вам платит?

– Пока никто не платит. То есть я это делаю на общественных началах, и я этим даже горжусь. Но дальше мы посмотрим, найдем ли какое-то финансирование, которое позволит быть независимым.

Какие вопросы сегодня стоят наиболее остро?

– Проблема возмещения НДС, я думаю, одна из наиболее острых на сегодняшний день. В то же время, это одна из тех проблем, которые являются приоритетом той же налоговой реформы.

И меры, которые уже предпринимаются, говорят о том, что эта проблема достаточно быстро и системно будет решена. Вопрос состоит лишь в том, чтобы эту системность потом перевести на решение индивидуальных проблем.

Только за последние два дня поступило где-то полтора десятка обращений, которые касаются именно возмещения налога на добавленную стоимость.

При этом нужно понимать, что тут есть вопрос сугубо финансовый – то есть когда именно возместят, есть вопросы административного характера –  автоматически или не автоматически возмещают НДС, и третий вопрос – как решить эту проблему в целом.

У нас есть усовершенствование налога на добавленную стоимость и система электронного администрирования, которая должна решить ряд проблем с мошенничеством в этой сфере.

Соответственно, если будут решен вопросы с мошенничеством, то будет меньше подозрений по тем суммам, которые заявлены к возмещению. Хотя, в принципе, даже технологическое усовершенствование системы электронного администрирования может привести к тому, что эта проблема исчезнет.

Поэтому осень будет достаточно "горячей" с точки зрения обсуждения того, как решить эту проблему в целом. Но, к сожалению, состояние государственных финансов сейчас такое, что ожидать сиюминутного решения всех вопросов, связанных с многомиллиардным возмещением НДС, наверное, не стоит.

Это будет другая ветка диалога о том, как это правильно сделать по времени, составить график возмещения.

Ваша деятельность будет способствовать тому, что бизнесмены перестанут так сильно бояться налоговой? Есть ли у вас задача уменьшить давление подобного рода служб?

– На сегодняшний день это не только моя задача. Это цель для всех – для правительства, для Министерства финансов, для фискальной службы как таковой.

То есть премьер-министр очень часто и внятно говорит о том, что нам нужно существенно реформировать фискальную службу, кого-то сократить, уволить, переучить. Из этих элементов складывается та политическая воля, о которой мы говорим.

Я лишь один из элементов этой воли, так сказать. Задача состоит в том, чтобы действительно снять большинство этих страхов. Но при этом нужно обеспечить больший контроль и решить проблему сборов в бюджет и так далее.

То есть это не только добрая воля по отношению к бизнесу, интерес государства состоит в том, чтобы собрать то количество налогов, которое необходимо государству.

Государство заинтересовано в том, чтобы фискальная служба была открыта для бизнеса, поэтому у нас есть какой-то шанс реализовать те идеи, которые бизнес выдвигает в отношении администрирования налогов.

Кто занимается вместе с вами функционированием офиса фискального бизнес-омбудсмена?

– На сегодняшний день задача состоит в том, чтобы максимально усилить тот диалог, который идет между бизнес-организациями, частными компаниями и фискальной службой. То есть тут нет необходимости создавать сильную автономную команду.

А много обращений?

– Порядка десятка писем, грубо говоря, это то, что было под рукой. То есть это какие-то системные вопросы. Тот же подход у Американской торговой палаты, тот же подход у Торгово-промышленной палаты, которой пришла пухленька папка.

То есть круг лиц, которые занимаются этой дискуссией, достаточно широк, тем не менее, мы все друг друга знаем, теперь нужно сделать так, чтобы это все заработало.

Маховик должен работать…

– Да. Если в этом маховике появится необходимость создания какой-то более автономной команды – пять, семь, десять человек – то это произойдет. Но на сегодняшний день, на первом этапе, важно наладить этот диалог, и моих усилий для этого, в принципе, достаточно.

Напомним, председатель Государственной фискальной службы Роман Насиров заявил, что за семь месяцев 2015 года было собрано 259 миллиардов гривен налогов, что на 13,5 миллиарда больше запланированных показателей.

Самое читаемое
    Темы дня