наверх
01.05.202407:43
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Плюсы и минусы патрульной службы. Мнение экспертов

Патрульная полиция в Украине. (357)

(обновлено: )302411
Петр Порошенко подписал закон о Национальной полиции. Что теперь изменится в деятельности патрульной службы, которая уже месяц работает в столице, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказали адвокат Владимир Караваев и полицейский Александр Харченко.

Месяц прошел с того времени, когда в Киеве приступила к работе новая полиция и на улицах появились новые патрули.

Президент Петр Порошенко подписал закон о Национальной полиции. Напомним, Верховная Рада еще 2 июля приняла закон о Национальной полиции, то есть практически перед присягой полицейских. И только сейчас документ был подписан главой государства. Все это время патрульным пришлось работать фактически вне правового поля Украины.

Впрочем, как по многочисленным сообщениям министерства внутренних дел, так и по отзывам жителей столицы, новые патрульные разительно отличаются от привычных милиционеров.

Впечатлениями о работе в полиции в эфире радиостанции Голос Столицы поделился сотрудник патрульной службы Александр Харченко.

 Как вам работается в роли полицейского?

— Я бы сказал, скорее положительно.

А что-то есть отрицательное?

— Никогда ничего не бывает идеально. Но я бы сказал, что динамика положительная.

Есть конфликт между полицейскими и милицией? Вы это ощущаете?

— Я бы сказал, где-то 50 на 50. Потому что, например, утром у нас был вызов и было взаимодействие со следственно-оперативной группой милиционеров, и я бы сказал, что взаимодействие было абсолютно положительное.

Пытаетесь сотрудничать с ними?

— Конечно. У нас, на самом деле, и нет другого выхода, ведь мы все в одной лодке и должны находить общий язык. Я всегда подчеркиваю, что не надо очернять милицию, не надо радикально противопоставлять полицию и милицию, потому что мы все члены одного общества и должны искать пути взаимодействия.

Эксперты говорят, что уровень доверия населения к полицейским сейчас достаточно высок. Вы чувствуете это?

— Да. В принципе, в целом большинство контактов на улице свидетельствует о том, что люди надеются и люди уже видят какие-то результаты. Причем рассказывают, что они уже видят положительные результаты, и это, в свою очередь, усиливает доверие.

Люди к вам прислушиваются, когда вы им говорите о нарушениях, или спорят с вами?

— Я бы сказал, что по одному из наиболее типичных нарушений, которым является парковка, у людей очень часто проявляется какое-то желание не отвечать за себя. То есть, грубо говоря, стоит пять неправильно припаркованных автомобилей, только в одной из них есть водитель, и когда мы подходим к нему, он говорит: "А почему они неправильно стоят?" То есть люди начинают не с себя, а постоянно кивают на других. Хотя есть и совершенно добросовестные водители, которые сразу извиняются и перепарковываются.

Вы отработали месяц. Получили зарплату?

— Да. За июль месяц мы получили семь тысяч с хвостиком.

Какие плюсы есть в работе новой полиции, а что еще необходимо дорабатывать, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал адвокат Владимир Караваев.

Как вы оцениваете работу новой полиции?

— Я могу говорить исключительно о том, что творится на дорогах, потому что это сфера моей профессиональной деятельности — взаимоотношения участников дорожного движения, безопасность дорожного движения и, конечно же, взаимоотношения водителей и представителей органов власти. Наша новая патрульная полиция в том числе следит и за порядком на дорогах. Поэтому я сейчас не буду говорить о раскрытии уголовных дел, поскольку не владею информацией. А вот о том, что происходит на дорогах, можно поговорить подробно и даже сделать прогноз, что нас ожидает в будущем. Сам закон о полиции не решит проблему на дорогах, потому что на подписании и рассмотрении у президента еще один законопроект, его проще называть законом про фотофиксацию, хотя помимо фотофиксации там еще прописано некоторое перераспределение полномочий между полицией и судами.

Закон, который подписал президент, переведет в правовое поле работу полицейских?

— Абсолютно верно. Потому что сегодня, не смотря на то, что и на автомобилях написано "Полиция", и на форме написано "Полиция", но в удостоверениях у всех сотрудников ППС сказано, что они являются сотрудниками милиции.

Давайте разберемся, чем они все отличаются: полицейские, ГАИ, МВД…

— Полномочия полицейских, которые определены новым законом, существенно отличаются от тех полномочий, которые были у Госавтоинспекции, они резко сокращены. Если у Госавтоинспекции, как и работников милиции, было около 46 пунктов, которые касаются сферы дорожного движения, то у нашей новой полиции всего четыре пункта. Этого явно недостаточно, закон в этом плане явно не доработан. Я думаю, что это не последняя версия закона, и он будет дорабатываться в зависимости от ситуации. Что касается работы на дорогах. Честно говоря, очень приятно, что за месяц работы я ни разу не столкнулся с ситуацией, когда кто-то говорил бы о том, что работник полиции сфальсифицировал обвинение против водителя. Если в случае с Госавтоинспекцией мы ежедневно имели десятки таких случаев, то за этот месяц я ни разу не слышал о таком. Это очень отрадно, потому что это была большая проблема — именно фальсификация обвинений, когда водителя обвиняли в том, чего на самом деле он не совершал. Приятно, что мы действительно видим полицию на дорогах Киева. Но я себе очень четко отдаю отчет в том, что если бы в свое время той же Госавтоинспекции или милиции выделяли те 30 литров бензина, которые сегодня выделяют полиции на время патрулирования, то мы бы наблюдали лучшую картину уже тогда.

Как сами водители реагируют на полицейских?

— Люди очень любят фотографироваться с полицейскими. Красивая форма, приятные молодые ребята и девушки, которые работают в полиции — все это сейчас формирует лицо новой организации и самое главное, формирует доверие. Люди сегодня обращаются в полицию по самым разным поводам, я изучал статистику — количество обращений увеличилось практически вдвое. Это говорит о том, что доверие есть.

Были заявления такие о том, что между милицией и полицией есть конфликты…

— Говорить о том, что есть конфликт между работниками милиции и полиции как таковой, это немножко неправильно. Скорее всего, есть и будет конфликт между старой системой правоохранительных органов и новой системой.

Закон подписан. Что теперь изменится, какие права получили полицейские? Штрафы смогут выписывать?

— Да, конечно, штрафы могут выписывать. Но сам по себе этот закон о полиции по большому счету ничего не изменит, потому что вопрос реформирования — это вопрос комплексный. Предстоит еще сделать много шагов. Более того, у полиции нет тех полномочий, тех инструментов воздействия, которые были у ГАИ, поэтому ситуация на дорогах несколько ухудшится, пока не будут сделаны следующие шаги.

Сейчас организовывается набор полицейских в других городах. А что касается организации безопасности на дорогах между городами, как это будет происходить?

— У нас тысячи километров дорог, которые находятся между городами, и пока что действительно никому не понятно, что там будет. На самом деле, при подготовке ко второму чтению закона о Национальной полиции предлагалось ввести дорожную полицию. Но в окончательной редакции, к сожалению, у нас дорожной полиции не появилось. Предназначение дорожной полиции, как говорили авторы этого предложения — как раз следить за ситуацией между городами, между населенными пунктами. Но я слышал, что в Администрации президента вырабатывается концепция, по которой у нас действительно может появиться дорожная полиция. Концепция составлена очень грамотно, она составлена на примерах некоторых стран.

По поводу реформы вообще. Вот сейчас у нас появилась полиция. Как вы считаете, какой должен быть следующий шаг?

— Полиция работает, надо теперь немножко вернуться назад, и если мы говорим о сфере безопасности дорожного движения, надо четко приписывать функции полиции и те механизмы, с помощью которых она действительно сможет обеспечить безопасность нашего движения.

Читайте также: Контрактная армия: реально, но дорого

В Киеве в начале июля на службу в патрульной полиции заступили на службу две тысячи сотрудников. Их подготовили к службе в течение трех месяцев по ускоренной программе.

На минувшей неделе был дан старт набору патрульной полиции Луцка, в пятницу — Харькова.

Самое читаемое
    Темы дня