наверх
16.04.202411:32
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Любые реформы без стратегии развития бессмысленны - Фурман

Украина, экономика, катастрофа (595)

(обновлено: )28621
За первое полугодие 2015 года доходы местных бюджетов возросли на 40%. Доктор экономических наук, ректор Киевского института банковского дела Василий Фурман в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал о ключевых аспектах процесса децентрализации.

Президент Петр Порошенко и вице-премьер Геннадий Зубко сообщили о том, что поступления в местные бюджеты за последнее время выросли на 40%. Вице-премьер добавил, что размер этих поступлений может вырасти ещё в несколько раз.

Согласны с Зубко и в Минфине. В ведомстве считают, что сумма средств в общем фонде местных бюджетов в 2015 году составит 91 млрд грн.

Читайте также: Сушко: бюджет 2016 года спасет только налоговая реформа

Подробнее об экономических особенностях процесса децентрализации в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал доктор экономических наук, ректор Киевского института банковского дела Василий Фурман.

Действительно ли размер поступлений в местные бюджеты вырос?

— Да. Вопрос лишь в том, за счет чего он вырос. Часть НДС, более 60% экологического сбора остаются на областном уровне. Если мы говорим о сельских бюджетах, то в этом году, например, налог на недвижимость полностью остается в них, 5% от акцизных сборов также. Такая же ситуация с налогом на землю в сельских бюджетах. Но есть большая проблема с тем, насколько местные головы сумеют правильно воспользоваться этими средствами.

Насколько трудно найти общий язык с местными элитами?

— Это большая проблема. Я досконально знаю Черкасскую область, там элита не хочет платить налоги на недвижимость даже среднего уровня. Говорят, что денег на бензин не хватает, хотя тысячами квадратных метров обладают. Поэтому они принимают очень невысокие ставки налогов на недвижимость. Другой пример — берем ту же оплату на землю. Очень много земли сегодня официально не зарегистрировано, а согласно действующему законодательству, налог на землю уплачивается только тогда, когда она официально зарегистрирована. И тогда возникает закономерный вопрос — понятно, что предприниматели, которые пользуются этой землей, платят. Но вопрос — как они платят? Официально в бюджет, как налог, или половину из этой суммы налога кому-то в карман? И если сможет мэр в городе организовать все так, чтобы платили официально, тогда и бюджет будет получать средства.

Захотят ли местные власти работать честно?

— Кадры решают все при децентрализации. В октябре выборы, нам нужно выбирать тех людей, которые действительно смогут, хотят, знают и умеют работать. Также нужно перестать воровать. Первый заместитель мэра Смелы недавно говорил о том, что местный бюджет можно наполнить на 40% больше, если просто перестать класть государственные деньги себе в карман.

Когда в регионах начнут ремонтировать дороги?

— В регионах это уже началось, но надо понимать, что, если мы говорим о децентрализации, то это не происходит за день. В Польше это происходило на протяжении почти десяти лет. Есть этапы, первый этап — это создание сельских общин. Второй этап — это объединение районов, третий этап — это объединение областей, то есть будет укрупнение. Поляки проводили эту реформу более двадцати лет назад. Сегодня, в связи с девальвацией, если мы говорим о долларовом эквиваленте, они уже в десять раз нас сильнее. И надо не забывать о том, что все же у нас происходят боевые действия, это негативно влияет на инвестиционный климат в нашей стране, на курс гривны. А в Украине нужно думать о реформах, так как нареканий очень много, и мне очень обидно было слышать, когда министр экономического развития заявлял о том, что задача номер один — это ликвидировать его министерство. Простите, вы отвечаете за ВВП, за экономику, за новые предприятия, рабочие места, уровень зарплаты в государстве — как вы можете ликвидироваться? У нас главная проблема сегодня в нашем государстве — мы не имеем стратегии. Долгосрочной, краткосрочной даже стратегии экономического развития. А это зависит от первых лиц государства.

Реформа по децентрализации в Украине не означает ослабление полномочий органов центральной власти — об этом сказал Порошенко. Действительно ли это так?

— Многие эксперты говорят о том, что центральная власть усиливается, хотя я не поддерживаю их мнение, потому что я большой поклонник этой реформы. Сегодня огромный плюс — регионам предоставляется дополнительный финансовый ресурс. Второе — нам нужно выбрать тех людей, которые действительно беспокоятся о развитии своего города, села. И третье — мы финансово стимулируем людей, которые работают на местах. Все, что заработал руководитель, большая часть тех средств остается на развитие города.

Выгодно ли местным советам объединяться в общины?

— Сам механизм объединения довольно сложный. Например, в одном районе вокруг села должны объединиться еще пять сел. Получается, в каждом селе должна состояться сходка крестьян, которые все должны проголосовать за то, что они не против создания территориальной общины с центром в одной деревне. И надо понимать сегодня позицию сельского головы, у которого есть штат из пяти работников, зарплата в 12000, и он думает — а для чего ему это объединение? Ему и так классно. Но для людей это большой плюс, потому что, когда мы объединяемся, то мы экономим на этих затратах, и за счет налоговых стимулов, в частности, налога на доходы физических лиц, 60% налогов остается в территориальной общине, а это главная составляющая поступлений в бюджет.

Сколько времени займет рассмотрение изменений в Конституцию?

— К осени успеют однозначно. Вопрос лишь в том, что проголосовать должны 300 депутатов. Я думаю, это произойдет, потому что это одно из условий минских договоренностей и мира на востоке. Ничего революционного в нашем государстве после внесения изменений не происходит, хотя многие говорят, что усиливается власть президента. Президент имеет право распускать тот или иной совет только при условии, если решения данного совета будут угрожать территориальной целостности государства. Префекты могут также приостанавливать те или иные решения общины при условии, если они противоречат действующему законодательству, с соответствующей подачей в суд. Префекты лишаются функций определения стратегии развития региона, распределения финансовых ресурсов, бюджетных вопросов. То есть сегодня это все будет оставаться под общинами, которые через исполнительные комитеты будут и формировать бюджеты, и контролировать их выполнение. Ключевым моментом является то, что закрепляется в Конституции само понятие "территориальная община", то есть ее полномочия, вводится новый институт префектов. Мы, по сути, ликвидируем райгосадминистрации, а префекты только контролируют выполнение законодательства на той или иной территории.

Стоит ли ожидать позитивных изменений в экономике?

— Мы находимся на дне экономического кризиса. Эксперты говорят, что валовой внутренний продукт упадет до 10%. Больших изменений по гривне не будет происходить, если не будет каких-то форс-мажорных обстоятельств, например, обострения боевых действий или объявления дефолта. Курс гривны согласован с МВФ, там нет речи даже о 30 грн за доллар, чтобы вы понимали. Говорится о курсе 23-24 грн за доллар, но не в этом году даже. И где-то с конца следующего года у нас начнется экономический подъем.

Напомним, дефицит бюджета на 2015 год составляет 3,7% ВВП. Ранее премьер-министр Арсений Яценюк заявил, "бюджет-2016 будет еще сложнее, чем бюджет-2015".

Самое читаемое
    Темы дня