наверх
19.04.202421:33
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Замглавы Минздрава Павленко: приватизации больниц не будет

(обновлено: )28120
Реформы в системе Минздрава будут означать большую самостоятельность руководства медицинских учреждений в сфере управления финансами, заявила в эфире радиостанции Голос Столицы замминистра здравоохранения Александра Павленко.

Министерство здравоохранения ожидает, что в случае принятия разработанных ведомством законопроектов по реформированию системы здравоохранения, медучреждения перейдут на новую организационную форму до конца 2017 года, а не до конца 2016 года, как было запланировано ранее. Об этом заявил глава Минздрава Александр Квиташвили.

О перспективах реформирования системы охраны здоровья в эфире радиостанции Голос Столицы рассказала первый заместитель министра здравоохранения Александра Павленко.

Почему так сложно идут реформы в Минздраве?

— Нужно понимать, что собой представляло министерство до нашего прихода. Я не буду сеять иллюзии, наверное, и сейчас министерство частично представляет собой то же самое. И это аморфное тело, которое мы всеми силами пытаемся пинать и двигать вперед. Социальную сферу менять очень тяжело, она чувствительна для людей. Если происходят изменения в экономическом сегменте, то человек не всегда это чувствует, но если дело касается социалки, а система здравоохранения в этом – номер один, то люди это чувствуют, и очень легко манипулировать информационным пространством, чтобы рассказать, что все плохо, и, дескать, нас снова пытаются обмануть. Второй момент — это группы влияния на фармацевтическом рынке, которые давно уже считали министерство своей вотчиной. Когда мы пришли в министерство, мы увидели, что с одной стороны это государственный орган, а с другой стороны – частный орган, куда успели посадить своих людей группы влияния. Им платили зарплаты, спускали задачи, касающиеся закупок, принятия определенных нормативно-правовых актов. Это касалось и блокирования поступлений препаратов в Украину, которые дешевле и эффективнее тех, что уже распространял на территории страны определенный игрок. Ему просто не выгодно, чтобы заходили другие группы препаратов. И мы начали не с реформы здравоохранения, а с реформы министерства. Нам необходимо было понимать, с кем мы идем вперед.

Кто эти группы влияния?

— В основном, это дистрибьюторы, компании, которые выкупают большие серии импортных препаратов, и которые, как правило, участвуют в закупках. Если вы посмотрите на подборку победителей участников закупок предыдущих лет, вы найдете там не так уж много прямых производителей. И это как раз наша задача — призвать производителей участвовать в закупках напрямую, что обеспечит в том числе другую цену.

Читайте также: Сушко: бюджет 2016 года спасет только налоговая реформа

Закупки лекарств по пяти госпрограммам в 2015 году будут осуществляться через международные организации. Это успех?

— Даже если говорить о национальной закупке, которую мы будем продолжать осуществлять на территории Украины, то мы поменяли процедуру. Мы ликвидировали номенклатурные комиссии, рабочие группы, и создали единый орган по принятию решений. На него идут жалобы, но он в любом случае работает по-другому. Сейчас подпись под тем, какая номенклатура утверждается, ставится непосредственно Минздравом, и это повышает ответственность. Если говорить о международных организациях, то был принят первый нормативно-правовой акт в развитие закона про международные закупки, который дает возможность этот инструмент использовать. Само по себе появление закона еще не давало нам возможности передать все закупки международным организациям. В развитие этого закона нужно было принять около 10-11 нормативно-правовых актов.

Что еще удалось изменить в Минздраве?

— Бесспорным для нас промежуточным результатом является подача реформаторских законопроектов, которые достаточно серьезно меняют систему. Важно понимать, что если мы сохраняем медицинские учреждения в том виде, в котором они находятся сейчас, а наши законопроекты направлены на изменение этого вида, то у нас по-прежнему будут сохранены конверты, взятки медикам в карман. И также останутся мизерные зарплаты. При этом главврач не сможет управлять своей клиникой так, как он может это делать по мировым стандартам, принимая решения не только по лечебной части, но и в сфере управления финансами. Именно на это направлены сейчас наши реформы. Говорят, что мы хотим легализировать оплату, но при этом у нас бесплатная медицина. Но нужно посмотреть на этот замкнутый круг: откуда медик может получать нормальную зарплату? Мы должны нарастить государственный бюджет? А деньги откуда возьмутся? Значит, вы должны платить больше налогов. Мировая система работает так: часть базового пакета является бесплатной, это является медицинской помощью, которая бесплатна во всем мире, так же, как и у нас по Конституции. При этом есть другой пакет, который называется медицинскими услугами. Этот пакет платный, особенно там, где есть медстрахование. И за счет этого пакета главврач сможет аккумулировать финансы, повышать заработную плату медикам, улучшать свою материально-техническую базу. К примеру, экстренная медицина при травмах – это базовый пакет. При этом существует целый перечень медицинских манипуляций, которые являются услугами дополнительного характера.

Что означает автономность для поликлиник и больниц?

— Необходимо развеять миф, это главная манипуляция, которая исходит от противников реформы. Миф состоит в том, что реформа якобы приведет к приватизации. Это не так. Автономизация, которую мы затеяли в наших законопроектах, не является путем к приватизации, это главное, что должны понимать люди. Принято считать, что автономность означает ни от кого не зависеть. Но в данном случае это абсолютно не так. У нас все клиники имеют два основных статуса. Это государственные учреждения и коммунальные учреждения. Государственные учреждения находятся в управлении МОЗ, а коммунальные – в управлении облздравов, то есть местных властей. Мы не меняем форму собственности, это очень важно, приватизации никакой нет.

При этом коммунальные учреждения переходят в форму коммунальных предприятий, а государственные учреждения – в форму государственных предприятий. Что это дает? У учреждений есть много ограничений, в частности, сметы, в рамках которых они движутся, необходимость постоянно согласовывать много управленческих моментов, нет никакой автономности в управлении финансами. А предприятие дает автономность в принятии управленческих решений. Например, финансы, которые спущены сверху, остаются в управлении даже в том случае, если клиника сэкономила денежные средства. При этом раньше они должны были перечисляться обратно государству. Сейчас же они используются клиникой на усмотрение коллектива и главврача. Безусловно, мы заключаем трудовые контракты с руководителями на определенных условиях, мы говорим о том, что особенность правового статуса обеспечивает им возможность самостоятельной кадровой политики, увеличение заработных плат за счет тех средств, которыми они обладают. Также за счет своих средств они смогут закупать лекарства и материально-техническую базу. В очень многом развязываются руки, но это не будет приводить к халатности или вседозволенности. Это ведет к большей оперативности. В конечном итоге, главврач должен стать управленцем. И время покажет, кто в состоянии управлять, а кто является "красным директором", который готов только распределять денежные средства и больше ни за что не отвечать.

В конце мая Кабинет министров определил объемы лекарственных средств и медицинских изделий, операции по ввозу которых на таможенную территорию Украины и поставки на таможенной территории Украины освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость на период проведения АТО или введения военного положения.

Самое читаемое
    Темы дня