Для украинских предпринимателей настали не лучшие времена. Из-за тяжелого экономического кризиса многие владельцы бизнеса вынуждены работать на грани выживания, а коррупция до сих пор остается непобежденной.
Неудивительно, что на данный момент уже более 170 жалоб от предпринимателей получил бизнес-омбудсмен Альгирдас Шемета за три месяца работы в Украине. На что чаще всего жалуются предприниматели, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказала глава Государственной регуляторной службы Ксения Ляпина.
На что чаще всего жалуются предприниматели?
— Об этом лучше спрашивать у самого омбудсмена, но мы сегодня подписали с ним меморандум об обмене информацией, поэтому я могу предоставить определенные комментарии. Насколько я знаю, основное количество жалоб было подано на действия Государственной фискальной службы — и в этом нет ничего удивительного, у нас всегда налоговые проверки, налоговое администрирование вызывали наибольшие проблемы. Большое количество жалоб подано в связи с типичной для Украины ситуации — открытии уголовных дел с целью заставить руководство того или иного предприятия вести коррупционную деятельность.
Расскажите подробнее об этом меморандуме о взаимопонимании.
— Меморандум — это наша взаимная координация. Мы влияем на нормативно-правовые вопросы, а омбудсмен на защиту прав конкретного предпринимателя.
Жалобы поступают, а кто конкретно занимается их решением?
— Учреждение бизнес-омбудсмена — это специфическое учреждение. Надо понимать, что это своего рода медиатор, то есть тот, кто ищет компромиссный диалог между органом и предприятием. Но этот бизнес-омбудсмен имеет авторитет, поскольку в свое время он был еврокомиссаром пять лет, привлекает высшее руководство соответствующих органов к решению проблем конкретного бизнеса. То есть сам бизнес-омбудсмен не может их решить, но он может заставить руководство определенного органа решить конкретную проблему.
За эти три месяца есть какие-то примеры решения вопросов?
— Во-первых, насколько мне известно, учреждение бизнес-омбудсмена полноценно работает один месяц, до того это были организационные действия, то есть подбирались соответствующие заместители, подбирался персонал, проводились какие-то регламентные работы. Реально месяц собираются жалобы, но у них есть первые результаты — где-то они помогли вернуть НДС, который незаконно не возвращали. Есть примеры, когда они со следствием разобрались и от главного следственного управления получили извинения за неправильно проведены обыски СПД.
Читайте также: Никакой Кабмин не сможет остановить падение ВВП — экономист
В ближайшее время поток жалоб увеличится?
— Да. Я думаю, чем больше предприниматели будут узнавать об этом учреждении, тем больше будет жалоб, ведь они будут обращаться к бизнес-омбудсмену за защитой своих прав.