наверх
29.03.202408:47
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Виктор Суслов: украинский Кабмин к своей экономике относится беспощадно

Украина - шаг до дефолта (629)

(обновлено: )1623141
Россия отказалась участвовать даже в обсуждении возможной реструктуризации долга Украины на $3 млрд. Реструктуризация может быть применена только к так называемым частным или коммерческим займам, но не применяется к межгосударственным займам.

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

Заем, который был предоставлен Россией Украине в соответствии с соглашениями от 17 декабря 2013 года, является официальным и межгосударственным. Соглашение подписали министры финансов двух стран, поэтому трактовать его как коммерческий — неправильно. МВФ также признал этот заем официальным, не подлежащим реструктуризации.

О последствиях отказа Украины от обязательств по этому займу в интервью РИА Новости Украина рассказал экс-министр экономики Украины Виктор Суслов.

Какие последствия будут если Украина откажется платить РФ купонный доход или сам займ?

— Те в украинском правительстве, кто отнес российский кредит к коммерческим и настаивает на его реструктуризации, кажется, совершают очень большую ошибку. Эти люди создали большие сложности в реструктуризации всего пакета займов. Если с коммерческими кредиторами был шанс договориться, то с учетом характера отношений между странами, очень сложно ожидать, чтобы Россия взяла и согласилась на реструктуризацию межгосударственного долга. И пока не поздно, нужно выделить российский займ из пакета облигаций, подлежащих реструктуризации.

Судя по заявлениям российских официальных лиц, отказ от платежа по этому кредиту будет трактован как дефолт. Если будет дефолт, появится угроза кросс-дефолта, когда другие держатели облигаций откажутся от реструктуризации и начнут требовать выплат, то есть пойдет цепная реакция. Поэтому для Украины, по моему мнению, правильнее было бы рассматривать российский заем как официальный, в соответствии с подписанными соглашениями, и пытаться  более мягко решить эту проблему.

Сейчас достаточно много спекуляций на тему объявления дефолта. А как проходит погашение требований кредиторов по государственным ценным бумагам, если государство отказалось от выплат?

— Здесь у каждого своя судьба. Когда вспоминают, что Польше списали часть долгов, что более мягко относятся к Греции, забывают, что у Польши было особое положение, а Греция — член Евросоюза.
Есть более жесткие варианты. Дефолт 2001-2002 годов в Аргентине сопровождался жесткой позицией кредиторов, которые в подавляющем большинстве ничего не списывали, и настаивали на полных выплатах вплоть до дополнительных санкций за задержку платежей. Эти кредиторы буквально "раздели" Аргентину в судах.

Как будет с Украиной? Скорее всего, мы попадем под жесткий вариант дефолта. Украина имеет активы, на которые можно претендовать, как и в случае с Аргентиной. Аргентину вынудили продать в пользу кредиторов большие массивы плодородных пахотных земель, там они такого же высокого качества, как в Украине. У нас есть земля, еще не приватизированная, есть ряд объектов, которые могут быть интересны, например, морские порты. Украина — богатая страна, и у нее есть что взять. И поверьте, наши западные друзья и партнеры своего не упустят.

Если будет объявлен дефолт, это не означает, что можно не платить. Просто этот или другой, вновь созданный, комитет кредиторов соберется и поставит вопрос, как Украина будет погашать долги, в каком порядке, какими объектами, в какие сроки. И это будет очень жесткий разговор.

Поэтому к ситуации нужно отнестись максимально серьезно и приложить все усилия, чтобы избежать дефолта. Дефолт закрывает выход стране к программам МВФ, а вслед за фондом и другие доноры прекращают выделять деньги. Кроме того, закрывается внешний финансовый рынок, и доступа к кредитам лишится как государство, так и коммерческие банки и предприятия Украины.

В условиях того, что у нас огромное количество банков и предприятий уже имеют значительные коммерческие долги перед западными банками и российскими банками на сумму около 100 млрд долл, они не смогут обслуживать эти долги. Последует остановка этих предприятий, массовая безработица, рост инфляции, новые витки девальвации гривны, массовое обнищание людей.

В Аргентине все это вылилось в резкое ухудшение социально-политической обстановки, в разгул бандитизма, массовые грабежи и социальные потрясения. Именно аргентинский вариант наиболее вероятен для Украины, поэтому играться с дефолтом нельзя.

Но украинские политики не раз обращались за помощью к западным странам. Получится ли это еще раз?

— У нас все время расчет строится на том, что "запад нам поможет". Эта бессмертная фраза Остапа Бендера намертво засела в умах украинского руководства, потому что постоянно повторяется одна и та же мысль: "Нам дадут денег, нам помогут реструктуризировать или нам спишут долги". Многие украинские политики не скрывают раздражения, что Запад нам недостаточно помогает. Чего только стоят заявления премьер-министра Украины, что мы, мол работаем бронежилетом всего мира, защищая и НАТО, и США, и Европу от российской атаки…А за это нам надо платить…

Насколько жестко ЕС может повлиять на Россию?

— Не надо забывать, что у Европы есть собственные экономические интересы, и они связаны с Россией. Для Европы Россия важнее, чем Украина, и это нужно четко понимать. Посмотрите, как идут политические процессы в ЕС, где к власти все больше приходят оппозиционные силы, евроскептики. Вот прошли выборы президента Польши, и не исключено, что это приведет и к смене политики в отношении Украины.

Можно попасть в тяжелейшее положение, переоценив возможность получения помощи и мотивы такой помощи Украине. Каждый европейский политик защищает свой собственный кошелек, уровень жизни своего народа, интересы  своей экономики и свой лично.

Читайте также: Андрей Ермолаев: год Порошенко — ни мира, ни реформ, ни консенсуса

Никто не готов жертвовать своими интересами, интересами народов своих стран в угоду тем или иным политическим или олигархическим группировкам в  руководстве Украины.

Украина должна строить самостоятельную политику в интересах собственного народа без расчета на помощь Запада. Расчет должен делаться на эффективную политику, на развитие производства. В этом плане становится все более ясно, что колоссальной стратегической ошибкой было свертывание многих направлений экономического сотрудничества с Россией.

В первом квартале 2015 года по сравнению с первым кварталом 2014, Украина уменьшила свой совокупный экспорт на 5,5 миллиардов долларов, значит, поступило меньше валюты, а за эти деньги можно было без проблем выплатить долг России или другие долги и избежать дефолта.

Эти потери только сейчас начинают считать. А за год на 17% сократился ВВП, в среднем на 22-24% — промышленное производство, причем практически во всех регионах. Увлекшись выпрашиванием денег и политической борьбой украинское правительство запустило вопрос развития экономики, вот что ужасно.

Но санкции против РФ вводили и ЕС и США…

— Американцы, несмотря на все санкции, продолжают покупать российские ракетные двигатели, пишет WSJ, и с помощью этих двигателей они ведут свою космическую программу, и не доводят санкции до абсурда. Американцы — народ практичный, их санкции скорее демонстрационные и не наносят ущерба экономике США. А украинское правительство к своей экономике относится беспощадно.

Украина, например, прекратила поставки продукции в Россию для космической и авиационной промышленности. Остановлен "Южмаш", завод разрушается, и без восстановления двусторонних связей не сможет работать. Возникает вопрос: Америка по экономике не сопоставима с Украиной, но там, где выгодно и нужно они продолжают сотрудничество, покупают двигатели. А Украина жертвует таким рынком, жертвует своими высокотехнологичными сферами и возникает вопрос, что делают люди, которые идут на свертывание работы наших лучших высокотехнологичных предприятий, на их остановку?

Прекращение сотрудничества, санкции — это приближает дефолт?

— Это все связано с вопросом дефолта. Вероятность дефолта очень велика. Я считаю, что допускаются ошибки политического плана в ведении переговоров с кредиторами. Публичные негативные заявления в адрес кредиторов, как, например, недавнее заявление Минфина — оно достаточно резкое. Но такие тонкие вопросы по долгам требуют ведения очень дипломатичных и непубличных переговоров. Они требуют уважения, глубоких договоренностей. Более того, с разными кредиторами можно договориться по-разному, поскольку у всех есть свои интересы.

Читайте также: Украина не может отвечать за коммерческие долги перед Россией — эксперт

Отсутствие грамотной тактики в ведении этих переговоров, вероятно, тоже может привести к провалу вопроса по реструктуризации долга.

Есть еще один важный аспект. По своей привычке в Украине целый ряд политиков почему-то считают, что правительства западных стран способны повлиять на позицию кредиторов решающим образом. Было много заявлений, буквально требований оказания благотворительной помощи в виде списания долгов. Но кредиторы не являются благотворительными организациями. И в правовых государствах использовать государственные власти к силовому принуждению коммерческих кредиторов, а это банки и другие финансовые организации, к каким-то действиям — это нарушение законов и уголовно наказуемо.

Правительство может высказать общие соображения, но они не могут наказать банк, устроить ему "маски-шоу" за то, что он не пошел на реструктуризацию долгов Украины. У нас по традиции перекладывают свои стереотипы на других. А в Европе, в Штатах — все не так, там — правовые государства. Поэтому Украине надо быть готовой к провалу переговоров по реструктуризации долгов перед коммерческими кредиторами.

Самое читаемое
    Темы дня