наверх
20.04.202412:37
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Нашей армии не хватит 44 млрд грн для ведения полноценной войны - эксперт

(обновлено: )198831
Одной из ключевых проблем для украинской армии во время проведения АТО стало слабое обеспечение бойцов. Замдиректора Центра исследования армии Антон Михненко рассказал о том, в каком состоянии находятся вооруженные силы сейчас.

Вооруженные силы Украины, по заверениям Петра Порошенко, практически полностью восстановились в своей силе за год проведения боевых действий на Донбассе. Однако вопрос надлежащего обеспечения украинской армии, похоже, остается открытым. Речь идет не только о средствах защиты, питании и обмундировании военных, но и обновлении руководящего состава.

В январе на должность главы департамента госзакупок пришла волонтер Нелли Стельмах. Однако проблемы с поставками продолжились, о чем говорят инцидент с некачественным питанием в воинской части в Гончаровском и майский бунт солдат с Яворовского полигона Львовской области, которые на тот момент не получали форму с 21 апреля.

О ситуации с армейскими госзакупками в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал заместитель директора Центра исследования армии Антон Михненко.

Что изменилось в оборонной промышленности страны за последнее время?

— Последние 23 года оборонная промышленность систематично разваливалась, и это было обусловлено рядом факторов. В Украине существует государственный концерн "Укроборонпром", в который включены предприятия как государственной формы собственности, так и частные компании, которые всегда работали на экспорт. У государства просто не было денег для того, чтобы оформить государственный оборонный заказ. С другой стороны вооруженные силы постоянно сокращались, не было острой потребности в вооружении — хотя необходимость в обновлении техники была всегда. И сейчас, из-за ситуаци и на востоке Украины, оборонная промышленность постепенно начинает приходить в чувство.

Смотрите также: Прогулки по разрушенному Дебальцево

Нужен ли экспорт, когда техника необходима на востоке страны?

— Экспортные поставки дают возможность заработать за рубежом валюту, которая нужна Украине в том числе и для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Поставки на экспорт позволяют минимизировать стоимость других изделий для вооруженных сил страны. Но потребность в этом вооружении на востоке Украины существует уже сейчас. Если возникает внешний контракт на значительную партию нового вооружения, служба экспортного контроля инициирует заседание межведомственной комиссии, куда входит Министерство обороны и другие силовые структуры. Они решают, хватает ли такой техники или вооружения в АТО и принимают решение — можно ли сейчас их продавать.

Добилась ли власть каких-то положительных результатов в области оборонной промышленности?

— Мы постепенно нивелируем зависимость от комплектующих из Российской Федерации. Уже более трети деталей получается замещать, получая их из других источников. Речь идет о Беларуси, Польше, Чехии, Румынии. То есть мы находим комплектующие в тех регионах, где была советская техника. Второй положительный момент — Украина получила доступ до базы данных комплектующих НАТО. То есть предприятия концерна или сам концерн могут заходить в эту базу данных и смотреть, где есть изделия, которые ему необходимы. Это удобно для выполнения тех или иных задач "Укроборонпромом". Те предприятия, которые занимаются модернизацией, обновлением и ремонтом техники, сейчас загружены полностью. Гособоронзаказом определена закупка вооружений в интересах Национальной Гвардии, Министерства обороны. Причем речь идет о новых образцах техники — БТР-3, БТР-4. Другой момент — насколько эффективно сможет Министерство обороны использовать выделенные деньги.

Хватит ли Министерству обороны 44,6 млрд грн, предусмотренных бюджетом?

— Трудно сказать. Когда было мирное время, для развития вооруженных сил в составе порядка 185 тыс человек было необходимо около 33 млрд грн. Эта сумма подразумевала подготовку личного состава, закупку вооружения, военной техники и денежное довольствие военнослужащих. У нас получалось так, что на денежное довольствие выделялась ключевая часть денег — порядка 80% средств. При этом проводился минимум боевой подготовки и минимум закупок вооружения и военной техники. Сейчас на боевые действия на Донбассе ежедневно уходят миллионы. Одновременно с этим мы должны опять задумываться о боевой подготовке, об оснащении. Поэтому цифра в 44 млрд грн для военного времени маловата.

Смотрите также: Два основных маршрута, соединяющих север и юг Донбасса

Изменился ли уровень координации действий между Генштабом и Минобороны?

— Есть хорошая поговорка: если структура власти не хочет меняться сверху, ее нужно менять снизу. Год проведения АТО сформировал определенный костяк военнослужащих. Мы имеем очень хороших бойцов, и офицерский состав в том числе, который уже закален боями. У нас есть новая формация командного состава. Но высший командный состав, который находится в Киеве и в некоторых штабах, еще живет по старинке. Конечно же, нужно понимать, что положенное знать полковнику не должен знать, например, лейтенант. Но при этом самая главная задача полковника — не потерять этого лейтенанта и сделать так, чтобы он максимально эффективно выполнял свою задачу на определенном участке. И от уровня его боевого профессионализма, а не штабного, зависит очень многое. Сейчас нужно позволить людям, которые видели войну изнутри и знают, каким образом ведутся гибридные боевые действия, давать возможность двигаться по служебной лестнице в Министерстве обороны. Такая тенденция есть, но процесс должен быть еще эффективнее.

Каковы перспективы у оборонного сектора Украины?

— Нужно идти от задач к перспективам. "Укроборонпром" идет по пути корпоратизации, то есть создания определенных корпораций, крупных объединений, работающих в секторе. Далее нужно заставить госаппарат работать эффективно и быстро — от момента определения потребности в закупке того или иного вооружения до момента постановки вооружения на баланс тех или иных частей Нацгвардии или ВСУ. У нас весь госаппарат работает по схеме советского прошлого, согласования тех или иных нормативно-правовых документов. Пока происходит согласование, проходит огромное количество времени, а бойцы АТО должны были давным-давно иметь нужное вооружение на поле боя. После налаживания нормальной работы госаппарата необходимо налаживание процесса регулярного финансирования оборонной промышленности. Если мы выделяем на "оборонку" деньги и понимаем, что это первоочередная задача, то эти деньги должны выделяться не так, как то было в прошлом, когда Минобороны получало деньги на закупку вооружения и техники в декабре.

То есть министерство получало деньги на год, который уже практически закончился?

— Да. И предприятия, которые там работают, должны в декабре быстро освоить эти деньги, приобрести необходимое оборудование. Это ненормальная политика. И получается, что деньги уходили обратно, их просто не успевали осваивать. Нужно выделять средства тогда, когда в них есть потребность, чтобы предприятия успевали организовывать производство, закупить комплектующие и реализовывать свою деятельность. Также нужно заниматься вопросами планирования. Если мы говорим о закупке вооружения и военной техники, то предприятия обязательно должны работать в рамках какого-то плана.

Самое читаемое
    Темы дня