наверх
20.04.202411:02
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Тарас Чорновил: договорняки были всегда и в Раде, и в МВД, и в прокуратуре

(обновлено: )7991105
Бывший депутат уверен, что если Верховная Рада согласится лишить ряда депутатов неприкосновенности, опальные парламентарии легко воспользуются услугами нечестных на руку сотрудников Генеральной прокуратуры.

Антон Степанов, РИА Новости Украина

Какими бы принципиальными не казались вопросы, выносимые на обсуждение парламента, ключевую роль в принятии тех или иных решений, как правило, играют кулуарные сделки и договоренности. Будет ли зависеть от наличия проверенных связей снятие неприкосновенности с целого ряда депутатов, РИА Новости Украина рассказал экс-нардеп Тарас Чорновил.

Если раньше вопрос снятия неприкосновенности того или иного депутата казался чем-то резонансным, в последнее время явление становится обыденным. Судя по недавнему заявлению лидера "Блока Петра Порошенко" Юрия Луценко на лишение иммунитета претендуют сразу семеро нардепов.

— Насколько мне известно, из анонсированных Юрием Луценко семи депутатов, якобы подпадавших под лишение депутатской неприкосновенности, на самом деле в списке Генпрокуратуры было всего двое. Остальные не имели абсолютно никакого отношения к расследованиям ГПУ. Поднятый в СМИ шум был обыкновенным информационным "вбросом". Тогда в апреле Генпрокуратура реально готовила представление только на двух депутатов ВР, и оно вполне логично появилось сейчас.

Чем объясняете тот факт, что с момента появления информации о возможном лишении иммунитета депутатов и, собственно, внесением такого представления в Верховную Раду прошел целый месяц?

— Если помните, первым такие заявления сделал Юрий Луценко. Не исключено, что лидер фракции "Блока Петра Порошенко" просто хотел этим кого-то напугать, оказать влияние или просто подтолкнуть Генпрокуратуру к тому, чтобы та более активно занималась этими делами.

Стоит ли в ближайшее время ожидать представлений ГПУ на других депутатов Верховной Рады?

— Генеральной прокуратуре хорошо известно — в парламенте хватает нардепов, которых есть за что привлечь к ответственности. Имеются и основания для внесения соответствующих постановлений. Первый из таких парламентариев — глава фракции "Оппозиционного блока" Юрий Бойко. Все понимают, что оснований для интереса ГПУ к его персоне более чем достаточно. Тем не менее, если мы хотим жить в правовом государстве, нужно руководствоваться юридическими нормами — необходимо найти доказательства вины политика. Вместе с тем, Бойко умудрился сделать так, что прямых доказательств попросту не существует — депутат не подписывал документы, не проводил основные обороты. По вопросу Бойко у ГПУ связаны руки — силовое ведомство может внести представление разве что на основе опосредствованных доводов, которые с треском развалятся в суде. Так что ожидать вала обвинений от Генпрокуратуры не приходится.

Допускаете ли вы, что разные силы в парламенте, даже с учетом наличия представления ГПУ по тому или иному депутату, могут договориться и отказать прокуратуре в снятии неприкосновенности? Тот же глава Радикальной партии заявил, что ему уже предлагали 50 миллионов за отказ голосовать по Сергею Клюеву.

— Что касается Ляшко, то все, что говорит этот человек, нужно сразу делить в несколько раз. Договоренности всегда были, и они имеют место и сейчас, но с главой радикалов никто иметь дела не намерен. С радикалами, которых регулярно перекупают разные политические силы, обычно не договариваются. Кроме того, столь большие деньги по таким вопросам не ходят в украинском парламенте. Сейчас ведутся очень серьезные переговоры с мажоритарщиками. На уровне фракций договариваться нет смысла — как в "Блоке Петра Порошенко", так и в "Народном фронте" много людей, которые не будут действовать по указке сверху.

В исполнительных ветвях власти, как правило, наблюдается некая корпоративная этика — судьи не сдают друг-друга, нередко покрывают "своих" МВД и Генпрокуратура. Существует ли нечто подобное в среде законодателей? 

— Думаю, что такое явление если и имеет место, то по большей части в среде мажоритарщиков, которые уже не первый созыв трудятся в парламенте. Старые схемы "мы не трогаем вас, а вы — нас" здесь все еще сильны.

Читайте также: Расстрел милиционеров в Киеве. Обвиняемые стали жертвами

Какова вероятность того, что, например, Сергей Клюев, упредив свой возможный арест, в экстренном порядке покинет страну и избежит ответственности?

— В свое время, в так называемых "драконовских" законах Януковича было четко прописано, что депутата можно, без каких-то дополнительных разрешений арестовать прямо в Верховной Раде. На сегодняшний день такая норма отменена — процедура более длительна и при этом открыта. Депутат прекрасно видит, когда появляется угроза того, что Рада будет голосовать за снятие его депутатского иммунитета. Кроме того, сразу после принятия такого решения необходимо пройти целый ряд процедур для вынесения меры пресечения. Так что, при желании ничего не помешает Клюеву покинуть страну. Это уже не говоря о том, что у Клюева имеются достаточно неплохие связи в Генеральной прокуратуре.

Намекаете на то, что основные договоренности могут проходить не в Верховной Раде, а в Генпрокуратуре?

— По крайней мере, не исключаю этого. Ведь даже снятие депутатской неприкосновенности еще не гарантирует ареста и доведения дела до суда.

Не секрет, что в нынешней Верховной Раде хватает народных депутатов к кому легко предъявить то или иное подозрение. Почему, на ваш взгляд, на поверхности всплывают только имена конкретных лиц?

— Генпрокуратура Украины порой тормозит расследования не только по своему желанию. Возможно, подозрения имеются, но у силовиков попросту нет материалов — некоторые действующие политики очень качественно "зачистили" всю документацию. Когда ГПУ начинает расследование, выясняется, что подписи ставили совершенно другие люди, фигурировали какие-то "левые" фирмы. Все понимают, что тот же Юрий Бойко украл сотни миллионов, но каким образом ему предъявить обвинения никто не знает… Не менее существенной проблемой можно назвать внутренний саботаж правоохранительных органов и "договорняк" на среднем и высшем уровнях. Следователи, руководители департаментов ГПУ или МВД привыкли договариваться, по-другому здесь попросту не могут. Кроме того, чиновники силовых структур просто недееспособны — привыкнув работать "по произволу", люди не умеют нормально провести дело и доказать реальные обвинения. Если помните, перед Пасхой Виктор Шокин заявил о масштабных разоблачениях, до которых так и не дошло. Возможно, все выглядело очень гладко, но когда дошли до юридической составляющей, выяснилось, что доказательств не так уж и много. Делать политические заявления очень легко, а вот выполнять конкретную работу не каждому под силу.

Самое читаемое
    Темы дня