Беседовала Анна Лаба
Приходько считает, что раздача денег на кинопроизводство развращает режиссеров и убивает хорошее кино в зародыше. О своем отношении к запретам российских фильмов и сериалов, о том, какие фильмы украинский зритель будет смотреть с удовольствием, Виктор Приходько рассказал в интервью РИА Новости Украина.
Как вы оцениваете современные кинопроцессы в Украине? Прокатное кино, телесериалы…
— У прокатного кино и сериалов судьба кардинально разная.
Кинопроцесса как такового нет. Есть имитация и воровство. Есть какие-то жалкие подачки государственные, в очередь за которыми выстраиваются в основном бездарные люди, которые не могут найти себе другую работу по специальности. "В основном", потому что есть еще откровенные аферисты и неизвестно откуда взявшиеся компании, которые неожиданно легко получают дармовые деньги, зная, что ни за что отвечать не придется.
А в телевидении все иначе — это вполне рыночный, самодостаточный бизнес. Сейчас у ТВ-кино не самые лучшие времена из-за кризиса, но в отличие от прокатного кино, никто не требует от государства денег. ТВ и производители сериалов требуют от государства только одного – не вмешивайтесь, и не вредите!
Давно ли вы были в кинотеатре и что смотрели?
— Я в кино регулярно хожу, но в кинотеатрах показывают только откровенно коммерческое кино. Кинотеатры теперь стали бастионами поп культуры и поп корна. Намного больше смотрю по Интернету, и на дисках.
Отечественное смотрите? Вы видели фильм Санина "Поводырь" и Слабошпицкого "Племя"?
— Честно говоря, не смотрел и не планирую. Видел трейлеры и отрывки — неинтересно.
Два циничных персонажа сделали два разных, но одинаково циничных фильма. Оба рассчитаны исключительно на призы и фестивали, а не для того, чтобы их смотрели люди.
Есть такой афоризм, что брак по расчету может быть счастливым, если расчет правильный. У Слабошпицкого получилось рассчитать правильно, и это был абсолютно циничный расчет на фестивальные призы. Никто его смотреть не будет, и вы не будете. Режиссеру не нужны были зрители, ему надо было ездить по фестивалям, получать призы, и получать деньги на следующий фильм. Я еще подумал – на какую тему будет его следующий фильм — Голодомор, Чернобыль или Бабий Яр? И конечно – про Чернобыль! Уже вижу очереди в кинотеатрах!..
Я не люблю циников. Я люблю романтиков.
Я вообще не люблю "фестивальное кино". Это такая узкая тусовка из пятнадцати закомплексованных человек, которые ездят по фестивалям, друг другу показывают свое никому не нужное кино, и друг другу вручают призы. Они живут своей жизнью, и она не пересекается с жизнью остальных, "нормальных" людей.
А когда говорят, что победы на фестивалях "прославляют страну", доказывают что мы "великая кинодержава" — это вранье. Какую страну прославил Кустурица? Сербию, Хорватию или Черногорию? Кто сразу вспомнит? А знаете, что он боится ехать на родину, потому что "благодарные" соотечественники обещали ему вставить вилы в разные места, за то, как он их показал? Но Кустурица хоть забавный, как минимум не противный!
Или у кого-то есть ощущение, что Дания великая кинодержава? А ведь фон-Триер получил кучу призов! И что? Все печеньки получает лично Триер, а не Дания!
А вот Питер Джексон … Кто знал, что есть Новая Зеландия на глобусе до того, как там появился Питер Джексон и начал снимать своих "Хоббитов"? Никто же не знал, думал, что это какой-то заповедник для кенгуру неизвестно где. Это оказалась прекрасная страна, прекрасные пейзажи, прекрасные люди, чертова туча профессионалов — вдруг, откуда не возьмись. Один человек сделал из страны кинематографическую державу.
Я не поклонник "Хоббитов", но Питер Джексон романтик, и любит кино. А вся эта циничная группа самодеятельности им. Министерства культуры любит себя, деньги и фестивали.
Сейчас в прокат не попадают многие российские киноленты. Нам говорят, что там пропаганда. Правда ли это?
— А как вы можете об этом судить, если вы его не видели? Наверное, пропаганда. Им выделяют деньги целенаправленно под это. Пропаганда мне отвратительна по своей сути, но я не могу не признать, что она сделана профессионально. Точно также как в тридцатые годы, когда были репрессии, миллионы человек в лагерях — с экрана пели: "Я такой другой страны не знаю, где так вольно дышит человек!" И все верили, всем нравилось.
И, к сожалению, мы ничего не можем противопоставить. Вместо того чтобы снимать острые и современные картины, мы продолжаем ныть – пожалейте нас, у нас был Чернобыль и голодомор! Дайте медальку на фестивале… Спекулировать на трагедиях – такое же преступление, как воровать деньги, собранные волонтерами на АТО.
У нас по-прежнему раздают деньги просто так. Лишь бы подтвердить "необходимость" существования министерства культуры. Потом министерство бравурно отчитывается – в этом году "прорыв"! В прокате было 20 "министерских" фильмов! А вы пойдите, посмотрите эти "фильмы"… а потом пойдите и сожгите министерство! К чему я давно призываю. Заодно надо бы распустить все "союзы" — кинематографистов, писателей и пр.
И министерство и союзы – остатки сталинской системы, созданные чтоб контролировать "творческую интеллигенцию". Они – одни из главных тормозов развития кино. Пока они есть – кина не будет!
Единственное, что вызывает надежду – люди, которые снимали на Майдане непрофессиональные документальные фильмы – часто искренние и эмоциональные. И без министерства, союза, и без денег!
Есть очень симпатичные люди, которые снимают сами короткометражки, выкладывают в интернет. Мы их ищем, знакомимся, предлагаем работу!
А стоит ли вообще запрещать фильмы к просмотру, да еще при нынешнем развитии коммуникационных технологий, когда любое запрещенное кино можно скачать в Интернете?
— Я категорически против любых запретов вообще. Давайте тогда запрещать и карикатуры, неважно, на пророка Мухаммеда или на Порошенко, или Путина. Я уверен, что надо все делать наоборот — не запрещать, а поощрять. Например, нельзя запрещать, условно говоря, использование русского языка, надо поощрять развитие украинского. От того, что вы просто запретите русский, украинский не выиграет.
Сейчас в Раде в первом чтении принят законопроект Николая Княжицкого о запрете…
— Всего, что шевелится.
…о запрете публичного использования любой аудиовизуальной продукции, которая вредит национальной безопасности Украины, в частности прославляет вооруженные формирования государства-оккупанта. Лично вам, о чем говорят эти запреты? О засилье политики в киноведомстве или некомпетентности чиновников?
— Дело даже не в некомпетентности и коррумпированности. Дело в попытках "руководить и направлять" кино совершенно советскими методами. Кто эти люди, которые считают, что вправе "руководить" кино, ТВ, всей культурой? Они откуда взялись?
Вот появился пан Кириленко, я не знаю, чем он занимался в прошлой жизни, и сразу взялся "за кино"! И как этот славный парень, который, скорее всего, никогда не был на съемочной площадке, как он может сейчас взять и начать все "спасать", "реформировать", и "регулировать"? А он же считает это "своим долгом"!
В минкульте появился какой-то "Пилип з конопель". Какими такими "сакральными" знаниями и заслугами он обладает, чтоб "возродить" то, чего нет?
Всплыл вдруг Княжицкий. Он какое отношение имеет к кино? Интриги, аферы, обливание грязью, продажа ворованных телеканалов – тут он специалист. Причем тут кино?
И вот эта сталинского образца "тройка" взялась "спасать" кино!!!
Сама схема построения государства, которое должно все регулировать — тоталитарная, советская. И это в головах. Кириленко не такой старый человек, но пока его поколение не вымрет, вместе с этими мыслями о том, что надо все регулировать, к сожалению, будет плохо. Нам нужен наш Моисей, который это поколение политиков и примкнувших к ним аферистов отведет в пустыню и там бросит.
Если в Украине запретят показ российских сериалов, в состоянии ли Украина за короткий срок поставить на поток производство собственных продуктов?
— Она уже производит. В Украине производится огромное количество сериалов. В лучшее время украинские компании производили до 20% российского рынка сериалов. У нас есть, как минимум, три компании – PRO TV, Star Media, Film UA — которые производят по несколько сотен часов сериалов в год каждая. И никаких проблем в том, чтобы сделать вместо 300-400 часов в год 600-800. Проблема в том, что общество, которое закрыто от конкуренции, сразу же загнивает, качество мгновенно падает. Как только вы запретите русские книги, тут же сразу "великими писателями" объявят местных графоманов. И это уже происходит! Попробуйте почитать победителей "Коронации слова" или как там она называется…
Очень замечательный в этом смысле пример – самые успешные в кинематографическом и телевизионном смысле США. У них никогда не было ни одной государственной киностудии, у них никогда не было ни одной государственной газеты, радио или телекомпании, у них это запрещено законом. И все хорошо, никто не вмешивается, никто никуда не лезет и все просто замечательно. Это, вспоминая министерство культуры и "сталинскую тройку" Кириленко-Ильенко и примкнувшего к ним Княжицкого.
Теперь о запретах.
В США организация, которая присваивает рейтинги — с какого возраста можно ходить в кино детям, — общественная организация, и у нее государственных методов влияния не существует. Просто там собрались бабушки, дедушки, которым нечего делать и они, чтобы защитить своих детей и внуков, говорят: если вы будете пускать наших детей на плохие фильмы, мы будем блокировать, бойкотировать, ходить с плакатами вокруг кинотеатров и громко кричать.. Они не могут ни запретить прокат фильма, ни снять его с эфира, ничего они не могут сделать. Это общественная организация, просто кинотеатры, учитывая "возможности и пожелания трудящихся", идут им навстречу. Но запрещать в Америке кино – это невозможно. Фильм "Интервью" авторы сняли добровольно, их не заставляли. И уже то, что они даже добровольно занялись самоцензурой, вызвало огромный скандал. И это нормально.
Запрет сериалов в Украине – как и любой другой запрет и политическое давление – тоже не правильно. Государство, в лице Нацсовета или кого там, принимает решение, которое наносит финансовый вред телеканалам. Телевизионные каналы эти фильмы купили, а теперь им не разрешают их показывать. Если вы – Нацсовет, государство, депутаты — приняли решение, вы должны за него отвечать, а не каналы. О’кей, вы считаете, что так правильно, значит, правильно было бы компенсировать телеканалам их потери! Надо договариваться! Если вы договоритесь с каналами, если это будет мирная договоренность, тогда – может быть. Запрещать – запрещено!
К сожалению, стало очевидно, как много осталось в стране "советского". Повсеместно применяются "советские" методы – запреты, запугивания, предупреждения…
Продолжение следует…