наверх
24.04.202401:54
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Приходько: Кино будет намного здоровее, если упразднить Минкульт и Госкино

(обновлено: )111961
Украинский кинорежиссер, продюсер, сценарист, генеральный директор украинской телекомпании PRO TV Виктор Приходько настроен решительно против советских методов регулирования киноиндустрии.

Беседовала Анна Лаба

Приходько считает, что раздача денег на кинопроизводство развращает режиссеров и убивает хорошее кино в зародыше. О своем отношении к запретам российских фильмов и сериалов, о том, какие фильмы украинский зритель будет смотреть с удовольствием, Виктор Приходько рассказал в интервью РИА Новости Украина.

Как вы оцениваете современные кинопроцессы в Украине? Прокатное кино, телесериалы…

— У прокатного кино и сериалов судьба кардинально разная.

Кинопроцесса как такового нет. Есть имитация и воровство.  Есть какие-то жалкие подачки государственные, в очередь за которыми выстраиваются  в основном бездарные люди, которые не могут найти себе другую работу по специальности. "В основном", потому что есть еще откровенные аферисты и неизвестно откуда взявшиеся компании, которые неожиданно легко получают дармовые деньги, зная, что ни за что отвечать не придется.

А в телевидении все иначе — это вполне рыночный, самодостаточный бизнес. Сейчас у ТВ-кино не самые лучшие времена из-за кризиса, но в отличие от прокатного кино, никто не требует от государства денег. ТВ и производители сериалов требуют от государства только одного – не вмешивайтесь, и не вредите!

Давно ли вы были в кинотеатре и что смотрели?

— Я в кино регулярно хожу, но в кинотеатрах показывают только откровенно коммерческое кино.  Кинотеатры теперь стали бастионами поп культуры и поп корна. Намного больше смотрю по Интернету, и на дисках.

Отечественное смотрите? Вы видели фильм Санина "Поводырь" и Слабошпицкого "Племя"?

— Честно говоря, не смотрел и не планирую. Видел трейлеры и отрывки — неинтересно.

Два циничных персонажа сделали два разных, но одинаково циничных фильма. Оба рассчитаны исключительно на призы и фестивали, а не для того, чтобы их смотрели люди.
Есть такой афоризм, что брак по расчету может быть счастливым, если расчет правильный. У Слабошпицкого получилось рассчитать правильно, и это был абсолютно циничный расчет на фестивальные призы. Никто его смотреть не будет, и вы не будете. Режиссеру не нужны были  зрители, ему надо было ездить по фестивалям, получать призы, и получать деньги на следующий фильм.  Я еще подумал – на какую тему будет его следующий фильм — Голодомор, Чернобыль или Бабий Яр?  И конечно – про Чернобыль! Уже вижу очереди в кинотеатрах!..

Я не люблю циников. Я люблю романтиков.

Я вообще не люблю "фестивальное кино".  Это такая узкая тусовка из пятнадцати закомплексованных человек, которые ездят по фестивалям, друг другу показывают свое никому не нужное кино, и друг другу вручают призы. Они живут своей жизнью, и она не пересекается с жизнью остальных, "нормальных" людей.

А когда говорят, что победы на фестивалях "прославляют страну", доказывают что мы "великая кинодержава" — это вранье. Какую страну прославил Кустурица? Сербию, Хорватию или Черногорию? Кто сразу вспомнит? А знаете, что он боится ехать на родину, потому что "благодарные" соотечественники обещали ему вставить вилы в разные места, за то, как он их показал?  Но Кустурица хоть забавный, как минимум не противный!

Или у кого-то есть ощущение, что Дания великая кинодержава? А ведь фон-Триер получил кучу призов! И что? Все печеньки получает лично Триер, а не Дания!

А вот Питер Джексон … Кто знал, что есть Новая Зеландия на глобусе до того, как там появился Питер Джексон и начал снимать своих "Хоббитов"? Никто же не знал, думал, что это какой-то заповедник для кенгуру неизвестно где. Это оказалась прекрасная страна, прекрасные пейзажи, прекрасные люди, чертова туча профессионалов — вдруг, откуда не возьмись. Один человек сделал из страны кинематографическую державу.

Я не поклонник "Хоббитов", но Питер Джексон романтик, и любит кино. А вся эта циничная группа самодеятельности им. Министерства культуры любит себя, деньги и фестивали.

Сейчас в прокат не попадают многие российские киноленты. Нам говорят, что там пропаганда. Правда ли это?

— А как вы можете об этом судить, если вы его не видели? Наверное, пропаганда.  Им   выделяют деньги целенаправленно под это.  Пропаганда мне отвратительна по своей сути, но я не могу не признать, что она сделана профессионально. Точно также как в тридцатые годы, когда были репрессии, миллионы человек в лагерях —  с экрана пели: "Я такой другой страны не знаю, где так вольно дышит человек!"  И все верили, всем нравилось.

И, к сожалению, мы ничего не можем противопоставить. Вместо того чтобы снимать острые и современные картины, мы продолжаем ныть – пожалейте нас, у нас был Чернобыль и голодомор! Дайте медальку на фестивале… Спекулировать на трагедиях – такое же преступление, как воровать деньги, собранные волонтерами на АТО.

У нас по-прежнему раздают деньги просто так. Лишь бы подтвердить "необходимость" существования министерства культуры. Потом министерство бравурно отчитывается – в этом году "прорыв"! В прокате было 20 "министерских" фильмов! А вы пойдите, посмотрите эти "фильмы"…  а потом пойдите и сожгите министерство! К чему я давно призываю. Заодно надо бы распустить все "союзы" — кинематографистов, писателей и пр.

И министерство и союзы – остатки сталинской системы, созданные чтоб контролировать "творческую интеллигенцию".  Они – одни из главных тормозов развития кино. Пока они есть – кина не будет!

Единственное, что вызывает надежду  – люди, которые снимали на Майдане непрофессиональные документальные фильмы – часто искренние и эмоциональные.  И без министерства, союза, и без денег!

Есть очень симпатичные люди, которые снимают сами короткометражки, выкладывают в интернет. Мы их ищем, знакомимся, предлагаем работу!

А стоит ли вообще запрещать фильмы к просмотру, да еще при нынешнем развитии коммуникационных технологий, когда любое запрещенное кино можно скачать в Интернете?

— Я категорически против любых запретов вообще. Давайте тогда запрещать и карикатуры, неважно, на пророка Мухаммеда или на Порошенко, или Путина. Я уверен, что надо все делать наоборот  —  не запрещать, а поощрять. Например, нельзя запрещать, условно говоря, использование русского языка, надо поощрять развитие украинского. От того, что вы просто запретите русский, украинский не выиграет.

Сейчас в Раде в первом чтении принят законопроект Николая Княжицкого о запрете…

— Всего, что шевелится.

…о запрете публичного использования любой аудиовизуальной продукции, которая вредит национальной безопасности Украины, в частности прославляет вооруженные формирования государства-оккупанта.  Лично вам, о чем говорят эти запреты? О засилье политики в киноведомстве или некомпетентности чиновников?

—  Дело даже не в некомпетентности и  коррумпированности.  Дело в попытках "руководить и направлять" кино совершенно советскими методами.  Кто эти люди, которые считают, что вправе "руководить" кино, ТВ, всей культурой?  Они откуда взялись?

Вот появился пан Кириленко, я не знаю, чем он занимался в прошлой жизни, и сразу взялся "за кино"! И как этот славный парень, который, скорее всего, никогда не был на съемочной площадке, как он может сейчас взять и начать  все "спасать", "реформировать", и "регулировать"?  А он же считает это "своим долгом"!

В минкульте появился какой-то "Пилип з конопель".  Какими такими "сакральными" знаниями и заслугами он обладает, чтоб "возродить" то, чего нет?

Всплыл вдруг Княжицкий. Он какое отношение имеет к кино?  Интриги, аферы, обливание грязью, продажа ворованных телеканалов – тут он специалист. Причем тут  кино?
И вот эта сталинского образца "тройка" взялась "спасать" кино!!!

Сама схема построения государства, которое должно все регулировать — тоталитарная, советская. И это в головах. Кириленко не такой старый человек, но пока его поколение не вымрет, вместе с этими мыслями о том, что надо все регулировать, к сожалению, будет плохо. Нам нужен наш Моисей, который это поколение политиков и примкнувших к ним аферистов отведет в пустыню и там бросит.

Если в Украине запретят показ российских сериалов, в  состоянии ли Украина за короткий срок поставить на поток производство собственных продуктов?

— Она уже производит. В Украине производится огромное количество сериалов. В лучшее время украинские компании производили до 20% российского рынка сериалов. У нас есть, как минимум, три компании – PRO TV, Star Media, Film UA — которые производят по несколько сотен часов сериалов в год каждая. И никаких проблем в том, чтобы сделать вместо 300-400 часов в год 600-800. Проблема в том, что общество, которое закрыто от конкуренции, сразу же загнивает, качество мгновенно падает. Как только вы запретите русские книги, тут же сразу "великими писателями" объявят местных графоманов. И это уже происходит!  Попробуйте почитать победителей "Коронации слова" или как там она называется…

Очень замечательный в этом смысле пример – самые успешные в кинематографическом и телевизионном смысле США. У них никогда не было ни одной государственной киностудии, у них никогда не было ни одной государственной газеты, радио или телекомпании, у них это запрещено законом. И все хорошо, никто не вмешивается, никто никуда не лезет и все просто замечательно.  Это, вспоминая министерство культуры и "сталинскую тройку" Кириленко-Ильенко и примкнувшего к ним Княжицкого.

Теперь о запретах.

В США организация, которая присваивает рейтинги — с какого возраста можно ходить в кино детям, — общественная организация, и у нее государственных методов влияния не существует. Просто там собрались бабушки, дедушки, которым нечего делать и они, чтобы защитить своих детей и внуков, говорят: если вы будете пускать наших детей на плохие фильмы, мы будем блокировать, бойкотировать, ходить с плакатами вокруг кинотеатров и громко кричать.. Они не могут ни запретить прокат фильма, ни снять его с эфира, ничего они не могут сделать. Это общественная организация, просто кинотеатры, учитывая "возможности и пожелания трудящихся", идут им навстречу. Но запрещать в Америке кино – это невозможно. Фильм "Интервью" авторы сняли добровольно, их не заставляли. И уже то, что они даже добровольно занялись самоцензурой, вызвало огромный скандал. И это нормально.

Запрет сериалов в Украине – как и любой другой запрет и политическое давление – тоже не правильно. Государство, в лице  Нацсовета или кого там, принимает решение, которое наносит финансовый вред телеканалам. Телевизионные каналы эти фильмы купили, а теперь им не разрешают их показывать. Если вы – Нацсовет, государство, депутаты — приняли решение, вы должны за него отвечать, а не каналы. О’кей, вы считаете, что так правильно, значит, правильно было бы компенсировать телеканалам их потери! Надо договариваться! Если вы договоритесь с каналами, если это будет мирная договоренность, тогда – может быть.  Запрещать – запрещено!

К сожалению, стало очевидно, как много осталось в стране "советского".   Повсеместно применяются "советские" методы – запреты, запугивания, предупреждения…

Продолжение следует…

Самое читаемое
    Темы дня