Правительство вводит режим чрезвычайной ситуации в отдельных областях Украины – Донецкой и Луганской. Но чтобы взять ситуацию под полный контроль, нужен указ президента, который рассматривает и утверждает парламент.
Кабинет министров принял решение о введении режима чрезвычайной ситуации в Луганской и Донецкой областях. Об этом заявил премьер-министр Арсений Яценюк. Он сообщил, что правительство также ввело режим повышенной готовности на всей территории Украины.
"Правительством Украины принято решение о введении режима чрезвычайной ситуации на территориях Донецкой и Луганской областей. Правительством Украины принято решение о введении режима повышенной готовности на всей территории государства. Цель принятия этих решений − это полная координация деятельности всех органов власти для обеспечения безопасности граждан и гражданской защиты населения. Правительством Украины принято решение о создании региональных координационных центров по чрезвычайной ситуации", − заявил Арсений Яценюк.
Подробнее о режиме чрезвычайной ситуации на востоке страны радиостанция Голос Столицы поговорила с экс-министром по евроинтеграции Романом Безсмертным.
Что означает введение этого режима?
− С правовой точки зрения это абсолютно ничего не значит. Я объясню, в чем дело. Если изучить законодательство Украины, то аргументов для введения военного положения давно было достаточно. А что такое чрезвычайное положение в этой ситуации? Это опоздание примерно на год. То есть мы уже прошли период, когда правительство могло вводить чрезвычайное положение.
На сегодняшний день все правовые механизмы для регулирования вопроса чрезвычайного положения − в связи с экологической ситуацией, какими-то катастрофами − находятся в руках президента. Механизм понятен и прост: издается указ, в течение трех дней его должен рассмотреть парламент и утвердить. Если парламент его утверждает, вводится такое состояние.
Что будет, если правительство принимает такое решение? Абсолютно ничего, кроме того, что правительство обязывает кого-то координировать какие-то действия и так далее. Но я сам себе задаю вопрос: какое отношение сегодня в системе органов исполнительной власти к местным исполнительным органам имеет Кабинет Министров?
Это только координирующая и направляющая функция, так как эта система органов власти находится в руках президента Украины.
Итак, делаю вывод, что в нынешней ситуации для того, чтобы взять ее под полный контроль, нужен указ президента, который рассматривает и утверждает парламент.
Причем не о введении чрезвычайного положения, а о введении военного положения в каких-то отдельно взятых регионах, или на территории в целом. Такой документ должен рассмотреть парламент и либо утвердить его, либо отклонить. Анализируя ситуацию, делаю вывод, почему этого не происходит. Очевидно, что между правительством и президентом идет дискуссия − кто возьмет на себя полное управление ситуацией.
И полноту ответственности за нее.
− Совершенно верно, и ответственность за ситуацию. То есть такая ситуация может быть из-за неготовности одних и вторых брать на себя такую ответственность. Или из-за того, что идет конкуренция: кто возьмет на себя весь груз управления процессом регулирования военного положения, а это значит взять на себя ответственность и за боевые действия, которые там ведутся, и за управление экономикой, хозяйством, социальными вопросами и так далее. Под словами "комиссия" и "региональные центры" скрывается попытка переложить ответственность.
На места?
− На кого-то. Если за год деятельности только неделю назад собрали руководителей регионов. Причем собрали их, указав, что это и вот это нужно сделать. Но они сегодня сидят без экономических ресурсов, без каких-либо финансовых ресурсов, они не могут закрыть дыры, они просто молчат. Если бы они правду сказали, какая ситуация на сегодняшний день… но у них прервано даже физическое общение с центром.