Председатель Верховной Рады Владимир Гройсман на этой неделе намерен подписать распоряжение о том, чтобы парламент приступил к "пакетному законотворчеству". По его словам, в ближайшей перспективе необходимо провести от 15 до 20 реформ.
Не превратит ли это парламент в "типографию законов", радиостанция Голос Столицы узнала у руководителя департамента избирательных технологий Агентства моделирования ситуаций Валерия Гончарука.
Голосование за "пакет" постоянно подвергалось критике со всех сторон. И сейчас мы слышим официальное заявление о том, что такие действия станут, по сути, нормальной практикой для парламента. Но нормально ли это?
− Нет, такая практика не является нормальной, пакетное голосование действительно используется в редких случаях, когда в парламенте нет компромисса по ряду законопроектов.
Тогда в качестве такого соглашения проводят пакетное голосование. Я могу привести два примера пакетного голосования − это конституционная реформа 2004 года, она голосовалась вместе с законом о третьем туре президентских выборов Виктора Ющенко. И было пакетное голосование за последнее правительство Яценюка. В обоих случаях было достаточно критики, и критиковали не только процедуру пакетного голосования, а фактически содержательность решений, которые принимались. Потому что в последнем случае, с правительством Яценюка, парламентарии вообще не были знакомы с теми кандидатами. Сейчас ситуация может повториться, когда парламентом будут массово приниматься решения, и никто не будет их читать.
То есть мы столкнемся с проблемой нивелирования точности и соответствия этих документов. Чем это обернется для государства?
− Быстрое принятие законопроектов не всегда полезно и не добавляет качества этим законам. Фактически у нас уже есть проблема выполнения решений, которые принимаются. И не только на уровне парламента, а и на уровне президента, на уровне Кабмина. Поэтому парламентариям стоило бы задуматься, как брать не количеством, а качеством тех законов, которые принимаются. Возможно, в Украине следует принимать не по 100-200 законов, а по 30, но таких, которые действительно будут восприниматься в обществе и действительно будут выполняться.
Читайте также: В бюджете-2015 нет денег на проведение реформ – Бортник
Какие мотивы могут быть скрыты за этой инициативой?
− Здесь надо вернуться к вопросу большинства. Очевидно, что большинство на сегодня не такое однородное, и то, что сегодня есть 300 депутатов, не значит, что они готовы единодушно поддерживать предложения президента и правительства. Де-факто есть пять фракций, каждая из которых имеет свою позицию. Мы имели прецедент, когда за госбюджет не голосовала "Батькивщина", мы имели прецеденты, когда "Самопомич" и "Радикальная партия Ляшко" голосовали отдельно. А пакетное голосование – это возможность "протащить" желаемые для президента или премьера решения. И, мне кажется, что если бы действительно было единство в видении реформирования Украины, то вопрос пакетного голосования не возникал бы.