наверх
16.04.202410:11
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Бондаренко: "Партия войны" в новом парламенте даст бой Порошенко

Выборы в парламент 2014 (653)

(обновлено: )253940
Политолог Кость Бондаренко рассказал, как складывается предвыборная ситуация в Украине, и спрогнозировал с чем предстоит столкнуться в новой Верховной Раде президенту Петру Порошенко.

О том, как складывается предвыборная ситуация в Украине, какие партии по мнению экспертного сообщества проходят в парламент страны, с чем предстоит столкнуться в новой Верховной Раде президенту Петру Порошенко рассказывает директор Фонда "Украинская политика", один из ведущих политологов страны Кость Бондаренко

Беседовал Захар Виноградов, РИА Новости

Кость, в ближайшее воскресенье в Украине состоятся внеочередные выборы Верховной рады. Каковы перспективы в оставшиеся дни их сорвать, о чем неоднократно и по сей день говорят украинские эксперты? 

— Ну, на самом деле, основные опасения относительно того что выборы могут быть сорваны, они уже, скорее всего, не имеют под собой какой-либо почвы. Дело в том, что даже если будет некая эскалация напряженности на востоке Украины, то у президента уже нет возможности ввести чрезвычайное положение.

Поскольку парламент фактически не работает, ему собрать Верховную Раду для утверждения этого чрезвычайного положения будет весьма сложно, чтобы не сказать невозможно. То есть, "партия войны", которая делала ставку на срыв выборов, в этом отношении потерпела некое тактическое поражение. Да, до последнего момента "партия войны" вынашивала эти планы срыва выборов, чтобы оставить Яценюка премьером на неопределенное количество времени. Кроме того, предполагалось  оставить многих людей при своих должностях, которые сегодня формируют "партию войны" и по понятным причинам не будут представлены в следующем парламенте. 

Давай определимся, "партия войны", это — …

— В первую очередь, в рафинированном виде, это "Народный Фронт", фактически та политическая сила, которая родилась накануне выборов и принадлежит Яценюку и бывшим членам партии "Батькивщина" спикеру парламента Турчинову и министру МВД Авакову. (Об учредительном съезде "Народного фронта" мы писали —ред.)

Именно эти политики сегодня представляют партию войны в рафинированном виде в нашей политической элите. Поскольку они сегодня несут ответственность за действия власти, им крайне выгодно продолжение своего пребывания в ней. 

Почему ты их называешь "партией войны"? 

— Мы видим, как премьер Яценюк всячески противится любым мирным инициативам президента Порошенко. Мы видим, как его группа сегодня, комментируя заявления президента, открыто не критикует президента, но в то же время предлагает своё прочтение, иногда сильно искажающее заложенный в эти заявления смысл.

Например, президентская группа договаривается с российским партнером (Газпромом – ред.) о снижении цены на газ, а Яценюк говорит, что нам эта цена вообще неинтересна. Президент говорит о необходимости нормализации отношений с Россией, Яценюк и Турчинов начинают заявлять, что Украине нужны новые действия в гуманитарной сфере, скажем, в сторону ужесточения отношений с РФ, например, предлагают запрет на украинских телеканалах трансляции российских сериалов и так далее. То есть, мы видим сейчас по этим действиям и заявлениям, что это – рафинированная "партия войны".  

Когда ты говоришь, что это – "партии войны", ты имеешь в виду, что это у них идеология такая или все же предвыборная тактика?

— Это, скорее всего, тактика. Эта партия сделала ставку на политические круги США и последовательно воплощает в Украине в жизнь именно проамериканскую политику. И они понимают, что воплощение проамериканской политики, это в первую очередь – их залог политического самосохранения и их залог политических успехов.

А если делать ставку на США, то приходится жить по принципу: враг моего врага — мой друг. И наоборот. Поэтому для "партии войны" главным врагом сейчас является именно Россия. Как говорят в американских боевиках: "ничего личного, это – просто бизнес".

Каковы шансы у "партии войны" в новом парламенте Украины?

— У неё есть шансы на создание своей фракции. Сам "Народный Фронт" получит 10% голосов избирателей, это соответственно —  14 депутатов, плюс ещё около 20 депутатов они могут привести в парламент по мажоритарным округам. В общей сложности — это около 34-35 депутатов, которые будут входить во фракцию "Народного Фронта".

Но в этом следующем парламенте эта фракция может солидаризироваться с "Батькивщиной" Юлии Тимошенко. Кроме того, она может попытаться солидаризироваться с "Радикальной партией Украины" Олега Ляшко и, наконец, может попытаться объединиться с фракцией "Гражданская позиция" Анатолия Гриценко. Я говорю о тех партиях, которые проходят в Раду с большой степенью вероятности. То есть, после объединения усилий "партия войны" в будущем парламенте будет достаточно солидной и влиятельной политической силой. И вот в этом отношении, "Народный Фронт" как раз попытается дать бой президенту внутри парламента.

Президент Украины Петр Порошенко рассчитывает, по видимому, сформировать в парламенте однопартийное большинство или же большинство с участием, например, еще одной силы, которая может попасть в Раду – партии "Самопомощь" мэра Львова Садового. Но если это ему не удастся (а скорее всего не удастся), тогда он столкнётся с достаточно сильным представительством этой "партии войны" в парламенте. И это будет серьезный политический конфликт…

Хотя пока предвыборная социология показывает, что у президентского "Блока Петра Порошенко" будет 30-35% голосов избирателей, это около 80 депутатов по спискам, ещё столько же по мажоритарке, плюс самоопределяющиеся депутаты, которые придут по мажоритарным округам. То есть всего около 200 человек у президента в будущем парламенте будет гарантированно. 

Вопрос мира станет объединяющим

- Но для того, чтобы проводить через парламент законопроекты надо иметь минимум 225 голосов депутатов… А ведь часть округов, по всей вероятности, гарантировано не примут участия в выборах – Крым, значительная часть Луганского и Донецкого регионов…

— Всё равно есть конституционный состав, определенный Конституцией Украины, и соответственно даже если часть округов не будет участвовать в выборах, прежде всего по мажоритарным округам, а, следовательно, реальное число депутатов уменьшится, конституционное большинство будет формироваться от конституционного состава, то есть не от реального числа избранных депутатов, а от конституционного количества —  от 450. 

То есть, для того, чтобы получить 225 депутатских голосов в Верховной Раде президенту Порошенко придётся заручаться поддержкой "Самопомощи" львовского мэра. "Самопомощь" по прогнозам экспертов и социологов может претендовать на 5% голосов избирателей. Да, это будет небольшая по численности политическая фракция, даже с учётом мажоритарщиков, это к 200 депутатам "Блока Петра Порошенко" ещё плюс 15 человек. Где взять остальных 10?

Ну, тогда придётся либо идти на переговоры с теми политическими силами, которые сегодня декларируют оппозиционность и, если они пройдут в парламент, договариваться с ними. Фундаментом переговоров оппозиционных партий с пропрезидентской партией является их поддержка мирной концепции развития, которую проводит Порошенко. Это то, что их, пропрезидентские и оппозиционные силы, сегодня ситуативно объединяет. Именно вопрос мира может стать объединяющим для создания конституционного большинства в Верховной Раде.

Таким образом, предполагаю следующий расклад. Те политические силы, которые готовы поддержать идею мира, могут войти в большинство. Те политические силы, которые стоят на позиции войны, окажутся в оппозиции к власти. Именно вопрос войны и мира и будет решаться в стенах парламента. 

И все же, давай, подводя черту, четко проартикулируем, какие партии, с твоей точки зрения, проходят на этих выборах в Раду и с какими результатами?

— Блок Петра Порошенка, это 32-35% голосов. 

Далее следующее – Радикальная партия Олега Ляшко, это от 11% до 14%.Эта партия абсолютно новая, да. Но она проходит в Раду на фоне спроса на радикалов в обществе. 

На третьей позиции сегодня "Народный Фронт" — около 10% голосов. 

Потом около 8% голосов получает "Батькивщина" Юлии Тимошенко.

Кроме того, сегодня можно говорить о том, что в следующую Верховную Раду попадают такие политические проекты, как "Самопомощь" — около 6%. Это партия мэр Львова Андрея Садового и командира батальона "Донбасс" Семена Семенченко. По видимому заходит в Верховную Раду "Гражданская позиция" Анатолия Гриценко, у них тоже приблизительно такой же результат, где-то 5,5-6%. 

Последние социологические данные показывают, что в Верховную Раду попадает "Оппозиционный блок" бывшего вице-премьера по энергетике Юрия Бойко. Обнародованные социологической группой "Рейтинг" данные говорят про 5,1%.

Данные Социального мониторинга говорят про 6,2%, а данные центра "София" говорят про 7,4%. Но динамика достаточно серьёзная, если учесть что ещё в сентябре у этого политического движения рейтинг был около 2%. Но тут им помогли не собственная позиция, а  действия власти. Оппозиционный блок поднялся за счет ошибок власти.

В зоне риска (на грани вхождения в парламент) находится политическая сила Сергея Тигипко "Сильная Украина". Эта политическая сила, по данным социологов, ещё недавно имела 7,5%, сейчас ее рейтинги просели до 5-5,5%, по данным центра "София" — 4,6%.

Но в принципе, это движение пока находится в зоне прохождения в парламент. Под вопросом прохождение "Свободы", она балансирует между 4% и 5%. И под вопросом прохождение в парламент Коммунистической партии — между 3,5% и 5%. Напомню, проходной балл в Раду – 5 процентов. 

Ну, это ты охарактеризовал ситуацию прохождения в парламент по партийным спискам. А ведь половина парламента – это депутаты, которые будут избраны по мажоритарным округам…

— Конечно. Партии выставили кандидатов практически по всем округам, но будем говорить откровенно – административный ресурс будет сегодня работать в основном в пользу представителей власти. И именно  представители власти в мажоритарных округах будут находиться на выборах в достаточно комфортных условиях. 

По мажоритарным округам в южных и восточных регионах регионах будут иметь возможность получить голоса избирателей мажоритарщики Партии Регионов, которая официально не пошла на выборы, "Оппозиционного блока" и других сил, в том числе "Сильной Украины". Хотя "Сильная Украина" — в меньшей степени, потому что на самом деле от "Сильной Украины" слишком мало идёт раскрученных брендов. 

Так что, я думаю, что выборы будут достаточно интересными. При этом хочу предупредить, что интрига этих выборов будет сохраняться до последнего. Я ведь строил прогнозы на основе рейтингов социологов.

А результат во многом будет ещё зависеть от явки избирателей на участки. Здесь сегодня существует несколько моментов. Первый – то, что на западе Украины прогнозируется явка чуть ли не под 80%, а на востоке Украины менее 50%. Во время социологических опросов граждане говорят о своём желании-нежелании принимать участие в выборах.

Так вот, если говорить о востоке Украины, там прогнозируется достаточно низкая активность и если оппозиционным партиям удастся повысить эту активность хотя бы до 60%, то они получают бОльшее количество голосов. 

Второй момент – во время социологических опросов более 70% респондентов отказывались отвечать на вопросы социологов, особенно это касалось юга и востока Украины. 

То есть мы не знаем даже приблизительного прогноза по предпочтениям избирателей юга и востока Украины? 

— Именно. И в данной ситуации понятно, что это в основном протестно-настроенные граждане, которые боятся говорить о своих политических симпатиях и, вполне возможно, что их голоса могут сильно поменять общую картину и, в тоже время, стать ресурсом для роста индекса оппозиционных сил (не "партии войны", а Оппозиционного блока, КПУ, "Сильной Украины" — ред.)…

То есть прирост в 2-3 процента у каждой из этих сил в целом может скорректировать состав будущей Рады… Мы видели, как на выборах нынешней Верховной Рады в 2012-ом году в период предвыборной компании  уровень отказа от общения с социологами составлял 50-55%… Так, тогда это привело к серьёзной деформации общей картины.

Оказалось, что "Свобода" и коммунисты увеличили свои результаты ровно в два раза, Партия Регионов, наоборот, просела на 5%, УДАР просел на 7%, а БЮТ увеличил на 4% своё присутствие в Раде по сравнению с прогнозами социологов. То есть, когда значительная часть респондентов скрывают от социологов свои политические взгляды на предстоящие выборы, интрига сохраняется, и мы можем говорить только о тенденциях, а не о конкретных результатах. 

Теперь о так называемых проблемных избирательных округах, где выборы по всей вероятности не состоятся или состоятся частично  – Крым, Луганская и Донецкая…  Как их теперь назвать по эту сторону границы – области? Республики? Регионы?

— Обозначим нейтрально – как регионы. Крым участвовать в избирательной компании не будет.

Даже по открепительным талонам? 

— Дело в том, что, как показали результаты президентских выборов, открепительные талоны не дают возможности нормально обеспечить волеизъявление граждан.  Это, как на зарубежных участках – придут, не придут, проголосуют, не проголосуют, то есть главное — создадим возможность, условно говоря, проголосовать каждому. И в этом смысл открепительных талонов. Реально на результат они не влияют.

Хотя технологически, я думаю, что Крым мог бы стать таким себе моментом для влияния, для игры на стороне оппозиционных нынешней власти сил – Оппозиционного блока, коммунистов, Сильной Украины.

Что касается так называемых оккупированных территорий, или же территорий, которые контролируются сепаратистами, то есть Донецкого и Луганского регионов – здесь провести выборы будет проблематично. В целом таких округов на сегодняшний день, где не могут пройти выборы в полном объёме, 16. Плюс 10 крымских и 2 севастопольских. Таким образом, у нас в 28 округах не будет избрано депутатов-мажоритарщиков, то есть 28 избирательных округов не будут представлены в парламенте. 

Но это не даёт возможности снизить конституционное большинство или простое большинство, как я уже говорил, потому что в Конституции чётко прописано – большинство определяется не от реального количества депутатов, а от  конституционно определенного состава.

И каким же в сухом остатке будет этот новый парламент, исходя из списочного состава будущих депутатов? 

— Крайне непрофессиональный. Я недавно общался с одним из украинских парламентариев со стажем, который сказал: "В нынешнем парламенте есть десять человек, которые могут сами написать закон и около тридцати, которые знают кому можно заказать тот или иной законопроект, и умеют эти законопроекты провести через все коридоры, знают, как пролоббировать принятие этого закона, то есть являются профессиональными парламентариями.

В следующем парламенте, дай Бог чтобы было десять парламентариев, которые знают кому можно заказать закон, уже не говоря о том, что, наверное, не будет ни одного, способного написать самостоятельно полноценный законопроект". 

Так что, я думаю, что будет крайне непрофессиональный парламент, парламент который будет состоять из трёх не фракций, а частей. Первая часть – это олигархи и их клиентела, вторая – это комбаты и люди в камуфляже. И третья – это журналисты, писатели, люди умственного труда, неглупые, но далёкие от реальной политической жизни, от реального лоббизма и так далее. Поэтому парламент будет митинговым, напоминающим Майдан, с охотой на ведьм и поиском виноватых, постоянно конфликтующий с правительством, с президентом. То есть, это будет парламент такого себе революционного периода, напоминающий, наверное, конвент времён якобинской диктатуры. 

Какова продолжительность жизни этого парламента?

— Крайне недолгая, я думаю – год. Но если президент будет инициировать принятие новой конституции, что вполне вероятно и логично, то возможно что, вынеся эту конституцию на всенародный референдум, он может получить вотум доверия от народа и после этого объявить о роспуске парламента. 

Читайте также: Обзор соцсетей: парни в зоне АТО будут голосовать автоматами…

Исключительной прерогативой украинского парламента являются назначение премьер-министра и спикера парламента. У одного по нынешней Конституции в руках финансовые рычаги, у другого в рамках существующей парламентско-президентской республики, мощные властные – в том числе и утверждение через парламент правительства, прохождение законопроектов. 

— Именно поэтому президент, во-первых, крайне заинтересован в том, чтобы создать собственное большинство, во-вторых – провести через парламент собственного премьера, с которым ему будет комфортно работать, например Владимира Гройсмана, нынешнего вице-премьера, а ранее – мэра Винницы, так называемой вотчины Порошенко.

И не только потому, что он человек Порошенко, а потому, что он — более компромиссный по отношению к президенту человек, чем Яценюк, который сегодня вместе со своей группой поддержки в правительстве откровенно фрондирует президента. Так что, то, что касается будущего парламента, здесь президент как раз постарается заручиться поддержкой собственного большинства, чтобы сформировать правительство под себя. Сможет ли он поставить собственного спикера? – это вопрос.

Вполне возможно, что он может пойти на некий размен – то есть отдать место спикера той политической силе, которая вольется в его пропрезидентскую фракцию. Как в свое время спикер украинского парламента Владимир Литвин, имевший со своей политической силой "золотую акцию", дававшую ему возможность быть главой парламент.

Читайте также: Сверхзадача для Украины – вернуться на дорогу гуманизма

Я думаю, что президент будет искать некую комбинацию, при которой он попытается поставить на пост спикера человека подготовленного, грамотного, который знает регламент, знает все возможности для нажимания кнопок и организации процесса, но кто это будет, пока что трудно сказать.

Многих и в Украине, и в России интересует политическая судьба Тимошенко? Ее "звезда" закатилась?

Я думаю, после этих выборов она серьёзно задумается над необходимостью изменения своей программы, или своего стиля деятельности. И я думаю, что мы увидим абсолютно другую Тимошенко. Она никуда не уйдёт из политики, она будет влиятельным человеком в политике и я думаю, что её время ещё не ушло.

Да, социология показывает, что рейтинг политической силы  Тимошенко резко упал. Со стороны ее технологов и ей самой было сделано несколько технологических ошибок, плюс Тимошенко ещё не ощутила себя в новой ипостаси. Она не поняла, что вернулась из заключения в совершенно  иную страну. И она старые приёмы, старые методы, тактику пыталась применить в новой действительности. Сейчас она осознает это и она себя еще покажет именно в новом парламенте.

Самое читаемое
    Темы дня