наверх
04.05.202413:44
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Погребинский: Порошенко, как Ленин, хочет хорошего, но может не успеть

Спецоперация на востоке Украины (2898)

131751
О том, какие люди пришли в украинскую власть и каковы могут быть решения по юго-восточному военно-гражданскому противостоянию, мы говорим с директором Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаилом Погребинским.

Захар Виноградов, МИА "Россия сегодня"

Президент Украины Петр Порошенко, осваиваясь в новой для себя роли главы государства, сделал первые, как их называют, ключевые назначения. О том, какие люди пришли в украинскую власть, чего от них необходимо ждать, и каковы, исходя из этих назначений, могут быть решения по юго-восточному военно-гражданскому противостоянию, мы говорим с директором Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаилом Погребинским.

- Михаил Борисович, после инаугурации президентом Порошенко произведены первые ключевые назначения. Как вы их  оцениваете? Чего, исходя из этих назначений, можно ожидать?

— В окружении нового президента Украины Петра Порошенко немало людей, которые участвовали в его избирательной компании и которые рассчитывали, по-видимому, занять определенные места в государственном аппарате. Большинство из них, это, я бы сказал, — "люди войны", люди, настроенные чрезвычайно агрессивно и против юго-востока, и против России. Но первые назначения в администрации президента, как будто, обошли этих людей стороной. И то, что Порошенко пока не сделал таких назначений, – это хороший знак. На ключевую должность главы администрации президента назначен бизнес-партнер Порошенко, известный в Украине медиа-магнат Борис Ложкин. Важно, на мой взгляд, что он всегда был вне государственных структур и каких-либо партийных организаций. То есть это, если так можно выразиться, — чистый менеджер, не имеющий собственного политического влияния. То есть он, исходя из его предыдущей биографии, выступает в роли чистого менеджера. Более того, он, как известно, очень успешный менеджер. К тому же он работал в такой сфере, которая связана с общественным мнением – медиа. По-моему, это тоже хороший знак. То есть, на месте главы президентской администрации оказался человек, по всей видимости, политически не ангажированный и готовый профессионально работать с общественным мнением. У нас на этой должности иногда оказывались люди, пытавшиеся играть "свою игру", имеющие политический опыт и свои политические предпочтения, что не способствовало слаженной работе администрации, было источником конфликтов, а зачастую и формированию коррупционных схем. Насколько я понимаю, президент Петр Порошенко вообще не склонен в важных вопросах передоверяться кому-либо из членов своей команды. Все ключевые решения он будет принимать сам, а Ложкин будет чистым исполнителем, что, по крайней мере, когда речь идёт о главе администрации президента – скорее хорошо. И на других должностях в администрации президента также появились, прежде всего, чистые управленцы. В сущности, администрация — это штаб президента. И среди первых назначений много дипломатов. Например, первым помощником назначен дипломат, теперь уже экс-посол Украины в Норвегии Юрий Онищенко. По всей видимости, назначение получит и нынешний посол Украины в Германии Павел Климкин. Я его знаю как очень разумного и высокопрофессионального дипломата. И другие назначения показывают, что Порошенко выбирает разумных, выдержанных, имеющих управленческий и дипломатический опыт, политически не ангажированных людей, что уже вызвало ропот в рядах попутчиков Порошенко из украинской "партии войны".

Пока единственное исключение — назначение пресс-секретаря президента, которым стал журналист принадлежащего Порошенко "5-го канала" Святослав Цеголко. Я его знаю как чрезвычайно ангажированного, настроенного антироссийски, скорее, пропагандиста, чем журналиста. Думаю, он с большой вероятностью будет пытаться влиять на содержание документов, исходящих из администрации, и, возможно, на тексты выступлений президента, собственно говоря — на идеологию администрации. Он — очень опытный работник пропагандистского фронта, мне неоднократно приходилось участвовать в его программе на "5-м Канале", он всегда давал мне возможность высказаться и вёл себя корректно, но свою ангажированность ему скрыть никогда не удавалось, впрочем, он, скорее всего, и не пытался это сделать. Зачем нужен в должности пресс-секретаря президента пропагандист – мне не очень понятно. Возможно, он окажется достаточно гибким, чтобы выступить в роли чистого пресс-секретаря, а не руководителя идеологического штаба, потому что пока в этом окружении нет ни одного человека, который может на эту роль претендовать.

- Возвращаясь к главе администрации президента. Мы знаем, что при предыдущих президентах Украины это была ключевая должность. Дмитрий Табачник, Владимир Литвин, Виктор Балога, Сергей Левочкин существенно влияли и на политику, и на президента. Один из них в личной беседе как-то сказал мне, что президент, каким бы он ни был умным, опытным, какие бы у него не были возможности и источники собственной информации, все же многое видит и оценивает глазами руководителя президентской администрации, который, собственно говоря, и преподносит ему ситуацию в стране. И в этом смысле Борис Ложкин, который, как вы совершенно справедливо заметили, не имел никогда никакого государственного опыта, насколько он сможет соответствовать этому статусу – не только руководителя администрации, но и глаз и ушей президента?

— В отличие от всех предыдущих президентов Украины (может быть, отчасти исключая Кравчука, но это было начало новой украинской истории) — Кучмы, Ющенко и Януковича – это все люди, которые стали главами нашего государства, пришли к этому не из политики или, по крайней мере, не имели собственного значимого политического опыта. Я хорошо помню, как относился Янукович к партии, которую он как бы возглавлял. Очень пренебрежительно. То есть, это были не политические по своей сущности люди.

Несмотря на то, что Порошенко пришёл из крупного бизнеса, он уже пятнадцать лет – политик. И в этом смысле он не будет смотреть на происходящее глазами руководителя своей администрации, он является гораздо более опытным и искушенным политиком, чем Борис Ложкин. И Ложкин не сможет ему перекрыть, как это делал при Кучме, а потом при Януковиче Сергей Лёвочкин, каналы собственной информации. Пройти к президенту мимо Лёвочкина было чрезвычайно сложно, даже когда он работал первым помощником у Кучмы. При Януковиче Сергей Лёвочкин по сути контролировал все, что происходило вокруг президента, был его главным советником по всем вопросам. Я думаю, с Ложкиным такого не будет. Мне кажется, что он будет работать в том коридоре, который укажет ему Порошенко, и не будет даже пытаться играть такую роль политического забора, которую раньше выполняли очень многие или почти все главы администрации и их первые помощники.

А дальше, как водится, есть разные слухи о будущих назначениях, в том числе такие, которые меня скорее пугают. Это касается, в частности, силовых структур, назначения, на которые влияют, опять же по слухам, не столько политические соратники новоизбранного президента, сколько дипломаты дружественных государств. Важно понимать, что пока при формировании своей команды в исполнительной власти у нового главы государства ограничены возможности. Но Пётр Порошенко не ограничится тем набором полномочий, который предоставляет ему действующая сегодня конституция. А она, напомню (кроме силовых министров да и то – не всех!), предоставляет ему право назначать генпрокурора (право представить Верховной Раде на утверждение), секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) и ещё ряда менее значимых назначений. Все прочие назначения в правительстве – прерогатива парламентского большинства, и Петру Порошенко ещё предстоит много работы по формированию того базового большинства в Верховной Раде, на которое он сможет опираться. Пока это тоже не очень ясно. Но сегодня уже есть такой сигнал, что президент не намерен раздавать важные кадровые назначения по коалиционному принципу (коалиция в Верховной Раде состоит из фракций Батькивщины, УДАРа, "Свободы", поделивших в результате февральской смены власти почти все государственные посты в стране – ред.). По-моему, Порошенко выбирает для назначений тех, кто, по его мнению, будет действительно эффективен на своих должностях. Пока так.

- Президентом Украины стал весьма состоятельный человек, олигарх. Президент Порошенко не может ли войти в конфликт с бизнесменом Порошенко?

— Теоретически может быть. А как это будет на практике, посмотрим по его конкретным решениям или лоббированию каких-то кабминовских решений. Это ещё зависит от того, как он настроен – надолго остаться в этой должности или нет.

- Исходя из первых шагов и заявлений нового президента относительно ситуации на юго-востоке Украины, как вы думаете, у него есть план мирного урегулирования этого конфликта, который сейчас превратился в гуманитарную катастрофу?

— Он говорит, что есть. Но пока, складывается впечатление, что у него есть желание разрешить конфликт мирно. Вспоминается в этой связи цитата из романа Фазиля Искандера «Сандро из Чегема». Герой, говоря о В.И.Ленине, обронил гениальную фразу: "Ленин хотел хорошего, но …не успел!". Вот и Пётр Алексеевич может не успеть. Каждый день продолжения так называемой "антитеррористической операции" катастрофически увеличивает число жителей Донбасса, не связывающих своё будущее с Украиной и, соответственно, уменьшает шансы мирного разрешения конфликта и сохранения единства страны. Многие упрекают Порошенко в том, что он только говорит о мире, но стрелять продолжают, гибнут мирные жители. Возможно, Порошенко пока не обрёл всех необходимых для принятия решений полномочий, не произвел еще необходимых назначений. В сущности, он в значительной мере пока "висит в воздухе" — у него нет своей партии, своей значимой, большой команды, на которую он мог бы опереться при решении такой сложной задачи. В силовых структурах ситуация – мне лично – не очень понятна, в какой мере Порошенко контролирует силовую составляющую власти. Там есть разные партии в этих силовых структурах, надо получить над ними контроль. Не говоря уже о том, что есть вице-король Коломойский, со своим отдельным мнением, с которым просто придётся считаться, потому что ничего с ним сделать нельзя – он одна из опор сегодняшней власти, очень мощная. Я его называю вице-королём Юго-Востока.

Короче, у меня по-прежнему сохраняется надежда, что по мере овладения президентом властными ресурсами начнётся реальная работа по мирному разрешению кризиса, но в любом случае понятно, что быстрого решения не существует, и предстоит большая и невероятно сложная работа – слишком много времени упущено зря.

Честно говоря, многое из того, что сегодня говорит Порошенко, мне непонятно. Например, о том, что "надо провести выборы на юго-востоке". Нет, мне очень нравится эта идея. Да, надо бы провести выборы, получить реально легитимных представителей, с которыми можно было бы вести переговоры. Но ведь очевидно, что выборы сейчас невозможно провести. Их либо проводят те ребята, которые воюют за независимость, и тогда понятно, что это будет. Либо после их "зачистки" будут проводить другие, те, кто их "зачистят". И тоже понятно, что это будут за выборы. Честные выборы сейчас провести невозможно. Поэтому зачем говорить, что надо провести выборы, если их невозможно провести честно? Сейчас надо говорить с теми, с кем говорить можно, с теми, кто, так или иначе, влияет на это противостояние. И Порошенко сказал, что надо ехать в Донецк и разговаривать, это обнадёживает своим реализмом. Но стоило Порошенко произнести эту фразу, и на него немедленно "спустили всех собак". Как разговаривать с сепаратистами, это ведь значит признать, что в Украине имеет место внутриукраинский конфликт, иными словами, признать самоочевидную, но чрезвычайно неудобную реальность для пропагандистов из "партии войны". Они ведь уже почти всех с помощью безальтернативного украинского ТВ-вещания убедили, что никакого внутриукраинского конфликта нет и никогда не было, что сторонники федерализации – это сепаратисты, а сепаратисты – это террористы, которые сами себя сжигают, стреляют ракетами по жилым домам, вот по кондиционеру Луганской обладминистрации попали и т.п.

Конечно начинать нужно с объявления перемирия и начала переговоров. Но не менее важно, наконец, чтобы новое украинское руководство внятно сформулировало, что будет после перемирия, что будет после переговоров. Будет ли какая-то минимальная программа вместо слов "вы сможете говорить по-русски и у вас тут памятников Бандере не будет, а будет какая-то "децентрализация". Сейчас этих слов уже недостаточно. Должна быть предложена внятная политическая и экономическая программа первых шагов. Люди на Юго-Востоке должны понимать, к примеру, что никто из Киева не даст команды предприятиям региона – у этих заказы берите, а у тех – ни-ни, что они смогут избирать себе исполнительную власть, что в их городе будет муниципальная милиция, а местная власть сможет влиять на учебные программы в школах, а ВУЗы получат полноценную автономию (как в США) и пр.

- Сейчас, уже и при новом президенте Украины, между Россией и Украиной идет информационная война. И это опасно, потому что информационная война мешает переговорному процессу, в результате чего, несмотря ни на какие "мирные знаки", продолжается эскалация напряжения и на Юго-Востоке, и между Россией и Украиной. Как это остановить?

— Это остановить нельзя. Это можно остановить только вместе с остановкой войны. Большая часть населения Украины настроена ужасно непримиримо и даже — агрессивно, причём – "по обе стороны баррикад". Это, конечно, в значительной мере "заслуга" мастеров пропаганды. На российских ток-шоу некоторые политики, эксперты тоже требуют от Путина более радикальных действий, введения войск. Вообще — главная беда того, что происходит, это то, что значительная часть граждан Украины, которые, в общем, вполне хорошо относились к России или нейтрально, они настроены сейчас антироссийски. Вот я несколько дней назад был в Одессе, жил у родственников. Уже тот факт, что я не осуждаю Путина и Россию так энергично, как они, даже не просто не осуждаю, а именно – столь же энергично, как они, я становлюсь для них врагом. Хотя в Одессе таких людей, по-видимому, меньшинство (я видел одесские опросы, которые подтверждают эту мысль), всё же их немало, и я не сомневаюсь, что это надолго внесёт напряжение в жизнь города. Большинство же одесситов, условно говоря, настроены скорее пророссийски, но они не активны, возможно – запуганы событиями 2 мая и тем, что происходит на Донбассе, и вообще — они за то, "чтобы не было войны". А другая часть одесситов рассматривает историю с Крымом, который стал частью России, как чрезвычайную, невероятную несправедливость. Они говорят: "Это наш Крым отобрали".  Там есть люди, которых ну уж ни в коей мере нельзя назвать ни украинскими националистами, ни особыми государственниками. Некоторые из тех, с кем я разговаривал, живут на две страны — кто-то большую часть года живет в Америке, кто-то в Германии. Тем не менее они тоже считают, что у них забрали Крым. Я говорю: "Какой же ты патриот, у тебя постоянное место жительства – Берлин?". А мне отвечают: "Это — украинская земля, у нас забрали Крым". И это очень тяжело, и это происходит внутри Одессы, может быть, в одной семье, где есть пророссийски настроенные люди и те, кто считает себя врагом России. Вот это разделение, когда они перестают здороваться друг с другом, общаться, считают друг друга не согражданами, а врагами, очень тяжелое наследие противостояния. Оно будет, как инфекция, еще долго находиться в сознании людей.

Тем ответственнее миссия новоизбранного президента – остановить это противостояние, вернуть мир и уйти от нарастающего гражданского неприятия друг друга.

Самое читаемое
    Темы дня