наверх
20.04.202410:48
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Производство новых "Ан" в Индии: много пафоса, мало результатов

(обновлено: )4393192
На этот раз, вместо обещанного в прошлом году выпуска 60-ти, украинские чиновники мечтают о совместной разработке и производстве с Индией более 200 самолетов.

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Завершившаяся на прошлой неделе в пригороде Квитол (Южный Гоа, Индия) IX Международная оборонная выставка DEFEXPO India-2016 ознаменовалась для Украины не только демонстрацией макета бронированной санитарно-эвакуационной машины БММ-4С с крупнокалиберным пулеметом, маркированной при этом эмблемой Красного Креста, но и проведением представителями украинской делегации восьми переговоров с министром обороны Индии, высшим командованием вооруженных сил страны и руководителями частных структур. Их итогом стало подписание 15 меморандумов о сотрудничестве с крупными индийскими компаниями Tata Power Company Limited, Punj Lloyd, совместном производстве пушек ЗТМ и других изделий ГП "НТК "Завод точной механики" с компанией Mechvac India Ltd. и их модернизации под водяное охлаждение и НАТО-вский снаряд с компаниями Elbit Systems Land (Израиль) and C4L и Larsen And Toubro Limited (Индия), а также двух контрактов на поставку газотурбинных установок и оборудования морского применения производства Николаевского "Зоря-Машпроект" для ВМС Индии.

Главным достижением среди них, с точки зрения украинской делегации, стало подписание меморандума о совместной разработке нового многофункционального транспортного самолета для военно-транспортной авиации и внутренних гражданских перевозок средней грузоподъемности с частной индийской компанией Reliance Defence Ltd. Соглашение было подписано ее председателем правления Анилом Амбани и первым заместителем секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Олегом Гладковским, курирующим вопросы военно-технического сотрудничества. Цена вопроса определена в 350 млрд. индийских рупий (5,3 млрд. долл. США) и сборке в течение 15 лет более 200 самолетов на базе первого индийского интегрированного Аэрокосмического технопарка в аэропортовом центре Михан, г. Нагпур.

Пресс-релиз Reliance Group о меморандуме

Детали соглашения и сотрудничества не разглашаются, но из пресс-релиза Reliance Group, которой владеет известный в Индии магнат, следует, что предполагается разработка военного самолета с двумя экономичными турбовентиляторными реактивными двигателями и неподвижным крылом в конфигурациях для тактических и стратегических задач, который способен взлетать с коротких взлетно-посадочных полос и удаленных необорудованных аэродромов, в том числе с грунтовой поверхностью. Сотрудничество также обеспечит "качественное и недорогое решение для самолетов на 50-80 мест пассажирских самолетов на 50-80 человек в их базовой комплектации и всех его вариантах, включая транспортный, морской патрульный и другие военные варианты". Самолеты смогут эксплуатировать более 350 ныне заброшенных посадочных площадок по всей стране, в круглосуточном и всепогодном использовании которых поможет установленное на них новое навигационное оборудование и авионика, а также электродистанционная система управления. Совместное предприятие будет создано с ГП "Антонов" и предусматривает передачу "нишевых технологий разработки и производства", основанных на опыте и компетентности украинского предприятия. Утверждается также о необходимости "скорой замены индийского парка из 100 Ан-32, завершающих жизненный цикл в индийских ВВС" и трудоустройстве 7 тыс. человек. По сути, индусы заказывают разработку нового самолета с передачей им технологий и рассчитывают на солидную скидку по причине использования обкатанных украинцами решений. Сама индийская компания ни разработкой, ни производством авиационной техники до сих пор серьезно не занималась.

Ситуацию "подогрело" интервью посла Индии в Украине Маноджа Кумара Бхарти (Manoj Kumar Bharti), который без обиняков заявил, что "Индия может дать Украине очень много денег, чтобы украинские эксперты нашли себя в большом проекте, который развернула Индия "Make In India" – "Производи в Индии".

К сожалению, некоторые средства массовой информации уже поспешили сообщить о том, что "агрессивный маркетинг украинской делегации дал свои результаты" и даже, что "Индия создаст военно-транспортный самолет с Украиной вместо России", намекая на то, что совместный российско-индийский проект военно-транспортного самолета Multi-role Transport Aircraft (MTA) фактически заморожен из-за резкого увеличения стоимости разработки со стороны РФ и недовольстве индийских ВВС его техническими характеристиками. Из всего этого делается еще более однозначный вывод: "Украина отвоевала у России Индию", так как "РФ неспособна создать что-либо новое в военно-транспортной авиации".

Реальность, как всегда, внесла ряд существенных корректировок в бравурные доклады. Прежде всего, можно напомнить, что еще в конце прошлого года подчиненный Гладковского генеральный директор "Укроборонпром" Роман Романов, оптимистично характеризуя ситуацию на входящем в состав госконцерна ГП "Антонов", рассказал, что "сегодня количество контрактов приближается к шестидесяти. По моей информации, предприятие уже начало получать деньги для их выполнения".

Спустя четыре месяца никакой информации о производстве, а тем более поставках новых самолетов Ан, не появилось. Более того, последний из обязательных к размещению финансовый отчет ГП "Антонов" датирован первым кварталом 2015 г., тогда как до окончания официального срока раскрытия регулярной годовой информации эмитентами ценных бумаг остается менее трех недель.

Что касается вывода о замене российско-индийского проекта MTA на украинско-индийский, то следует напомнить, что взаимодействие с Россией и Украиной со стороны Индии реализуется разными структурами, и считать его преждевременным. Если же вспомнить, как индийские военные предпочли российским МиГ-35 французским истребителям Rafale, история с подписанием контракта на которые безрезультатно длится уже несколько лет, то становится ясно, что быстро и легко на индийском рынке ничего сделать не удается даже признанным грандам мировой авиаиндустрии, и даже победа в официальном тендере не является гарантией положительного итогового результата.

Определенные сомнения вызывает и степень вовлеченности в подготовку проекта единственного украинского разработчика ГП "Антонов", ни одного из нынешних руководителей которого, при подписании авиационного меморандума не было замечено. При этом, если отсутствие Михаила Гвоздева, приведшего к управлению предприятием команду специалистов по продаже автомобилей, который до сих пор остается в ранге исполняющего обязанности президента, хотя на сайте предприятия уже давно пишется без приставки "и.о.", легко объяснялось наличием еще более важного подписанта, Гладковского, то генерального конструктора Дмитрия Киву заменить должен был кто-то из технических специалистов высокого уровня.

Данные из единого государственного реестра юридических особ, физических лиц-предпринимателей и гражданских образований Минюста
Руководство компании "Антонов"

Понятно также, что меморандум – не более чем соглашение о намерениях, инициатива подписания которого якобы "принадлежит индийской стороне, и стала полной, хотя и приятной неожиданностью для украинской делегации". Сама же разработка требует гораздо более продолжительной и кропотливой работы инженеров среднего звена, а не экс-бизнесменов, попавших в СНБО.

Технические специалисты, наверняка указали бы на принципиально противоречивые требования для рамповой и пассажирской версий одного и того же самолета. Прописанные индийской стороной современные турбореактивные двигатели с высокой топливной эффективностью (high fuelefficiency jet engines) также не производятся украинскими предприятиями, что неизбежно требует привлечения еще одного участника. То же самое касается и ЭДСУ, которые для самолетов Ан традиционно разрабатывались в Москве.

Можно также напомнить о том, что после подъема в начале 1990-х гг. новейшего военно-транспортного самолета Ан-70, киевское конструкторское бюро сумело разработать лишь турбовинтовой пассажирский самолет Ан-140 и турбореактивный Ан-148, на базе которого в настоящее время не слишком быстро проходят испытания его глубокой модификации в рамповый транспортный Ан-178. Судьба этих самолетов с момента начала разработки была связана с Российской Федерацией, поэтому после разрыва связей становится весьма печальной. Трудно спрогнозировать, в состоянии ли ГП "Антонов" в отсутствие финансовой, научной и кооперационной поддержки РФ успешно реализовать индийский заказ, однако настораживает полное отсутствие информации о нем на сайте самого предприятия, которое в отличие от сверхсложной работы Гладковского, подписавшего меморандум, должно будет "всего лишь" спроектировать новый самолет по современным, но недоступным Украине технологиям.

Можно напомнить и о том, как буквально обреченный на выполнение антоновцами проект модернизации парка индийских Ан-32 готовился почти 7 лет, а дата его окончания в настоящий момент вообще не предсказуема!

Читайте также: Скандалов прибыло. Космическое агентство меняет руководство КБ "Южное"

Таким образом, выглядевшее в представлении украинских средств массовой информации как "новый этап украино-индийского военно-технического сотрудничества" на поверку оказывается всего лишь "новой надеждой". У украинцев – на огромные индийские деньги, у индусов – на дешевые украинские разработки. Чья из "мрий" окажется более жизнеспособной, покажет ближайшее время. Впрочем, перефразируя другой распространившийся в Украине лозунг, "В Индию съездили без результатов, но с пафосом!"

Самое читаемое
    Темы дня