наверх
27.04.202406:00
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Авто дороже золота. Сколько МВД распиливает на закупке новых машин

Последствия реформы МВД. Дело Шевцова (270)

(обновлено: )309241
Реформа МВД – хороший способ заработать для самих реформаторов. Ведь под эгидой создания полиции можно отправить на свои заморские счета десятки миллионов. Процесс уже пошел.

Дарья Егорова, РИА Новости Украина

Одной из наиболее распространенных схем увода денег была и остается госзакупка. Тендер, как правило, выигрывают "свои" люди, которые выставляют завышенные цены. Разница делится между чиновниками и бизнесменами.

МВД не стало исключением в применении этой практики.

Тысячу двести купленных Украиной за "киотские" (получаемые Украиной по Киотскому протоколу – Ред.) деньги Toyota Prius на всех патрульных полицейских, которые собираются набрать в каждом областном центре, не хватает.

А с учетом того, что несколько десятков их авто уже разбили так, что восстановлению они не подлежат, МВД решило закупить другие автомобили. Выбор пал на Renault Dokker и Renault Duster, во многом уступающим по параметрам Toyota Prius. И покупка эта сделана не случайно.

Тендер для своих

Объявленный министерством внутренних дел Украины тендер выиграла такая себе ООО "Нико Прайм Мегаполис", у которого МВД приобрело 192 автомобили Renault Dokker по 394 тыс гривен и 104 автомобиля Renault Duster по 450 тыс. гривен каждый, на общую сумму 122,52 млн гривен.

Все бы ничего, но учредителями "Нико Прайм Мегаполис" является ООО "Компания по управлению активами "Ковин Капитал" и ООО "Нико Авто Холдинг (Украина)", номинальными бенефициарами значатся киприоты Катя Апостолоу и Иоаннис Элиа. этим же гражданам Кипра, в свою очередь, принадлежит "Нико Авто Холдинг (Украина)", а также еще ряд фирм.

Среди учредителей – "Вивен Менеджмент С.А." и "КУА" Ковин Капитал ", которая зарегистрирована на киевлянина Владимира Гнатишина и британскую "ИФЛ интернешнл файненс энд лизинг лимитед". Гнатишин в начале 2000-х годов вместе с нынешним министром юстиции Павлом Петренко был соучредителем черновицкого ООО "Юридическая консалтинговая группа Justicia Service".

Фирмой "Авто-групп +" руководит Вячеслав Маркушин, а владелицей является жительница Одессы Лариса Соломяк, которой также принадлежат ООО "Авто Групп" и ООО "Автоцентр КИА". С ней по одному адресу зарегистрирован Александр Кауфман, брат одесского бизнесмена Бориса Кауфмана, пишут "Наші гроші".

Можно ли назвать совпадением то, что по условиям конкурса победила фирма друга и коллеги министра юстиции, когда еще один участник тендера предлагал свои услуги с разницей в 1%?!

При этом, как отметили автоспециалисты, цены на закупленные автомобиле – выше рыночных. К примеру, дизельный Duster с мотором 1,5 литров, мощностью 110 литров, в более доступной комплектации Expression, максимально стоит 442 865 гривен, а не 450 тысяч гривен. А пассажирский Dokker с дизельным мотором 1,5 л мощностью в 85 литров на сегодня стоит 387 840.

"Золотые" шины и мигалки

Но разве можно мелочиться, когда речь идет о полиции?! Если даже пять шин для бронированного Mercedes-Benz S600 Guard из гаража МВД обойдется министерству в 350 тысяч гривен – по цене одного нового автомобиля. При том, что цена на шины намного выше рыночной.

И это не говоря о том, что до недавнего времени на балансе МВД не стоял ни один бронированный Mercedes-Benz S600 Guard. Кто на нем разъезжает, нетрудно догадаться. Но откуда он взялся, уж не из гаража ли Виктора Януковича – вопрос без ответа.

И это при том, что раньше министерство внутренних дел закупило для патрульных Toyota Prius проблесковые маячки правильных цветов – красно-синих, а не голубых, установленных японцами, на 3,13 млн. гривен – по цене люстр из богемского стекла.

Первые иномарки МВД

МВД и раньше закупало автомобили, и даже крупными партиями, но старались заключать договора напрямую с производителями, не давая заработать посредникам, и механизм этот уже отработан.

Но, похоже, в нынешнем МВД это никому не нужно.

Идея приобретения иномарок для нужд МВД принадлежала министру внутренних дел Юрию Смирнову. Она зародилась в 2002 году, когда МВД – по тендеру – закупило около 30 автомобилей марки Volkswagen и 30 Skoda.

Вместе с автомобилями в Украину прибыли представители концерна Volkswagen (Skoda, как известно, входила в этот автогигант). Глава делегации доктор Кершбаумер встретился с замминистра Владимиром Поважнюком.

Читайте также: Политолог: МВД работает по принципу алфавита: "К" — Корбан, "Л" — Лукаш…

Г-н Кершбаумер тогда предложил МВД, после детального анализа качества и пригодности автомобилей, приобрести более крупную партию напрямую со значительной скидкой 15-20%.

Смирнов, выслушав отчет о встрече, поручил провести переговоры с представителями концерна. Кроме того, дал указание тщательно проверить весь имеющийся на балансе автотранспорт.

Иномарки обходятся дешевле

Выводы проверки и анализа были таковы: автомобили "Жигули", из которых, в основном, состоял автопарк МВД, через три года эксплуатации по своей стоимости становятся дороже нового Volkswagen.

Подсчитали, что "девятка", приобретенная за 5 тысяч долларов, через год "съедает" на ремонте не менее 2 тысяч "баксов". Спустя еще год 3 тысячи долларов уходят на приобретение необходимых деталей. А еще через три года машина становится вообще непригодной к эксплуатации. И, как результат, списывается, даже не пройдя свой моторесурс.

А за такие деньги – 10 тысяч долларов – можно спокойно купить новенькую Skoda Fabia, и без проблем "пользовать" ее лет десять лишь с "косметическим" ремонтом. А по состоянию на 2003 год в фактическом наличии в подразделениях МВД находился всего 18771 автомобиль.

Укомплектованность составляла 71,1%. Некомплект, с учетом подлежащего списанию транспорта – 13020 единиц (49,3%).

Вопрос о приобретении автомобилей выносился на коллегию МВД. Каждый из начальников облуправлений высказывал свое мнение письменно. Почти три четверти поддержали идею. Их оппоненты свою точку зрения обосновывали тем, что в областях малочисленные и слабые сервисные центры по обслуживанию Volkswagen и Skoda.

Комиссия еще раз взвесила все "за" и "против", и приняла решение автомобили таки закупить.

Что дойдет до полицейских?

Юрий Смирнов обратился к Премьеру с просьбой инициировать принятие соответствующего постановления Кабмина. В Кабинете министров возражений по этому вопросу не было. Тем паче, что Леонид Кучма поддержал идею и лично дал распоряжения минфину и минэкономики отработать этот вопрос, изыскать средства.

К примеру, Volkswagen Passat (объем двигателя 2,8 л) стоил 18 162 евро, тогда как дилеры брали его за 23 тысячи. Микроавтобус Sharan обходился в 22 870 евро, дилерам – в 30 тысяч. Volkswagen Bora — 11319 евро, против 16 тысяч – дилерам. Touareg приобрели всего за 25 725 евро, вместо "дилерских" 40 тысяч.

Что касается наиболее дорогих, то Phaeton (объем двигателя 3,2 л) обошелся МВД в 39 тысяч евро – это чуть ли не вдвое дешевле, чем "отпуск" дилерам. А Phaeton с объемом двигателя 6 л министерство закупило по 61610 евро за штуку.

Автомобили Skoda также отличались дешевизной. В частности, стоимость Octavia (2 л) составляла всего 15 569, Fabia – 10187 долларов. В общей сложности МВД должно было приобрести 3650 автомобилей. Из них: 2150 Volkswagen (31 253 590 евро по курсу 1:7,2) и 1500 Skoda (22 миллиона долларов по курсу 1:5,35).

Но Смирнову так и не удалось воплотить задумку в жизнь. Он покинул пост. Начатое пришлось завершать уже новому министру – Николаю Белоконю. Но, как только МВД возглавил гражданский министр Юрий Луценко, он передал более ста специально укомплектованный милицейских Touareg и Phaeton Кабмину Юлии Тимошенко, на них разъезжали губернаторы и столичные чиновники, а милиционеры пересели на "Жигули" и УАЗы.

На чем же будут разъезжать полицейские – непонятно. Похоже, на том, что осталось от предыдущих министров, ведь не факт, что им достанется что-то от закупаемых Renault.

Самое читаемое
    Темы дня