наверх
29.03.202400:57
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Торг уместен. Почем Украина продаст "Украину"?

(обновлено: )525471
Командующий ВМФ Сергей Гайдук объявил о продаже ракетного крейсера "Украина". Какой стране и в каком виде, как металлолом или для достройки и перевооружения, достанется корабль – адмирал не сказал.

Александр Матюшенко

Такого корабля нам "нэ трэба"

Ракетный крейсер "Адмирал флота Лобов" достался Украине "по случаю" — вследствие распада СССР и как результат раздела Черноморского флота между Москвой и Киевом в 1993 году. Впрочем, уже тогда украинские моряки понимали, что корабль, спроектированный в СССР, можно было достроить, довооружить и дооснастить только совместными усилиями. И применять только совместно — "убийце авианосцев" требовались корабли поддержки и сопровождения, которых у Украины не было тогда, как нет и сегодня…

- Как крейсер не называй, — вспоминал события тех лет контр-адмирал Сергей Рыбак, экс-начальник политуправления Черноморского флота, — лучше он служить не будет. Был он "Адмиралом Лобовым", потом стал "Украиной", а толку-то? Флоту Украины он был не нужен изначально! Однако независимые коллеги тогда пожадничали и добровольно взвалили на себя бремя содержания корабля… В надежде достроить — крейсер в 1993-ем был готов на 75% — и потом выгодно продать! Наивные…

Так "Адмирал флота Лобов", переименованный позднее в "Украину", стал заложником украинско-российских отношений и предметом постоянного торга между Москвой и Киевом.

В 1998-ом стороны договорились корабль достроить. В 2000-ном — отказались. В 2002-ом Украина рассматривала возможность продать крейсер Индии. В 2004-ом чуть было не превратила его в плавучий музей… А что делать? Пользы от "Украины" не было никакой, а расходы ее на содержание составляли несколько миллионов гривен в месяц!

Черноморский флот Украины — чемодан без ручки

Еще во времена СССР военные моряки рассказывали следующий анекдот: Что такое Балтийский флот? Это бывший флот. Северный флот? Современный флот. Тихоокеанский? Тоже флот. А Черноморский? "Чы флот, чы не флот"!

Как ни странно, это была довольно верная характеристика ВМФ СССР того времени. В конце 80-х — начале 90-х мировая гонка вооружений превратила Черное море в "лужу", где любой корабль мог в любой момент стать мишенью и жертвой ракетного удара, нанесенного из акватории, например, Средиземного моря…

Понятно, что на таком театре военных действий ценность, например, авианосца "Варяг" (б. тяжелый авианесущий крейсер "Рига") была относительно невелика. А с учетом конструктивных недостатков "Варяг" для Черноморского флота был абсолютно бесполезен. Поэтому-то он после распада СССР также достался Украине — "на тебе, Боже, что нам не гоже"!

Техническая готовность "Варяга" в 1993-ем составляла 67%, на достройку и вооружение корабля денег у Киева не было, палубной авиации — не было…

Что делать? Продать? Но международная политическая обстановка делала продажу корабля такого класса практически невозможной! Россия не желала увеличивать военно-морскую мощь Китая. Индия также этого не хотела. Пекин по тем же причинам интриговал против Дели, а за всей этой возней пристально наблюдали США, чьи авианосцы полностью контролировали Тихий океан и его моря.

Авианосное казино морского базирования

Сюй Цзенпин служил в Народной армии Китая в "спортивной роте". В военном округе Гуанчжоу он в звании капитана возглавлял баскетбольную сборную команду. А в отставке занялся бизнесом — его компания Chinluck Holdings торговала, устраивала выставки, концерты, проводила различные шоу и др. И, наверное, по случайному совпадению, во всех этих культурных мероприятиях участвовали спортсмены, каскадеры и артисты, служившие в армии КНР по призыву или по контракту.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно Сюй Цзенпину руководство ВМФ Китая сделало предложение открыть в Гонконге плавучее казино! И даже деньги нашлись — заем в 230 млн гонконгских долларов Цзенпину предоставил "друг", пожелавший остаться неизвестным. Заем без гарантий, без залога, под честное слово!

В январе 1998-го в Киев прилетел уже не бывший армейский спортсмен, но владелец компании Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot. Он имел в своем багаже лицензию на открытие казино в Гонконге, несколько ящиков крепкого, 62%, ликера Baijiu и $20 млн.

- Когда я вел переговоры, - о своих приключениях в Украине Цзенпин рассказал изданию South China Morning Post только 15 лет спустя, — я чувствовал, что пропитался ликером насквозь! За критические четыре дня мы выпили больше 50-ти бутылок…

Но ущерб, причиненный здоровью, того стоил. За $20 с небольшим миллионов Цзенпин купил 40 тонн проектной документации и уже был готов заплатить за сам корабль все ранее оговоренные наличные и безналичные суммы, но в Киеве его попытались "кинуть"!

Как сообщили Цзенпину киевские чиновники, идеей создания "казино морского базирования" вдруг заинтересовались компании из США, Японии, Южной Кореи и даже из Австралии. Поэтому украинские власти решили выставить "Варяг" на аукцион, а сообщить об этом самому Цзенпину они смогли только за три дня до проведения торгов!

Понятно, что подготовка заявки стоила денег. А срочная подготовка документов и их перевод на украинский язык тоже стоили денег. И, конечно, подача именно такой заявки, которая — единственная (!) из всех — удовлетворяла всем требованиям украинских властей, стоила еще больше…

Но, так или иначе, 19-го марта 1998-го Agencia Turistica аукцион выиграла!

А в сентябре 2012-го авианосец "Ляонин" вошел в состав ВМФ Китая после успешного прохождения всех испытаний.

Испытание жадностью

Понятно, что успешная миссия Цзенпина в Киеве полностью зависела от взаимного согласия всех сторон по сделке — Украины, Китая и… Российской федерации. А иначе Agencia Turistica просто не смогла бы вывезти документацию! Это, напомню 40 тонн, которые без всяких приключений проехали в Пекин на грузовиках через всю Россию…

Однако повторить ту же схему с крейсером "Украина" не удалось. Во-первых, изменилась международная обстановка. Во-вторых, в те годы Китай не мог себе позволить одновременно финансировать два таких проекта. В-третьих, Киев и Москва оказались в сложном состоянии — в Украине пришел к власти президент Виктор Ющенко

Поэтому крейсер стал предметом политических и не только торгов лишь в 2010-ом, при президенте Украины Викторе Януковиче. Сначала командование ВМФ России заявило о своей "заинтересованности" в покупке корабля. В 2011-ом, правильно оценив полную несостоятельность Украины достроить корабль, министр обороны РФ Анатолий Сердюков согласился "взять его только даром". В 2013-ом Москва была готова заплатить за крейсер "символический" 1 млрд рублей. А в 2014-ом, по понятным причинам, и это предложение было снято с повестки дня…

Сегодня, когда командующий ВМФ Украины вице-адмирал Сергей Гайдук сообщил о планах правительства продать крейсер "Украина", ситуация напоминает 1998-й год.

Опять экономический кризис. Опять государство не может позволить себе содержать небоеспособный корабль. И перевооружить крейсер оно также не в состоянии — нет технологий, нет денег…

Остается только два варианта — порезать броневую сталь на вульгарный металлолом или продать "Украину" в состоянии "как есть".

Предполагается, что на средства, вырученные от этой сделки, ВМФ Украины профинансирует строительство 18-ти катеров береговой охраны "Гюрза" (проект 58155).

А остальные деньги?

В условиях тотальной коррупции, с которой Украина борется последние 20 лет, разница, надо полагать, вновь будет потрачена на закупку ликера Baijiu. Иначе продать тяжелый ракетный крейсер по цене металлолома не получится.

Самое читаемое
    Темы дня