наверх
24.04.202403:43
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Хочешь украинский бомбардировщик Ту-95МС? Отправляйся на eBay

(обновлено: )435970
На фоне сообщений о поимке очередного взяточника, раскрытии фактов хищения госсредств, незаметно прошла новость о расследовании Главной военной прокуратурой Генпрокуратуры Украины "пропажи" двух стратегических бомбардировщиков Ту-95МС.
Ту-95МС

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Официальное сообщение гласило: "Военной прокуратурой 6 июля 2015 г. зарегистрировано производство и начато досудебное расследование по факту реализации в 2013 году должностными лицами Министерства обороны Украины двух экологических самолетов-разведчиков (на базе бывших стратегических бомбардировщиков Ту-95МС) по цене металлолома, в результате фальсифицированного отчета об оценке самолетов коммерческой структурой (ч. 2 ст. 364 УК Украины (злоупотребление служебным положением)".

24 июля получившая широкую известность судья Печерского районного суда г. Киева Оксана Царевич своим определением разрешила временный доступ следователям ГВП ГПУ к оригиналам следующих документов: договорам комиссии об отчуждении и реализации военного имущества на внутреннем рынке от 10 июня 2013 г., договору купли-продажи от 12 июня 2013 г., акту приема-передачи ГП ГХВП "Спецтехноэкспорт" к ООО "Авто-Трейд Украина" ТУ-95МС от 12 июля 2013 г., акту приема-передачи ГП ГХВП "Спецтехноэкспорт" в ГП "НАРП" самолета ТУ-95МС, и авиадвигателей от 21 января 2014 г., доверенностям ГП ГХВП "Спецтехноэкспорт" на физлицо от 5 июля 2013 г. на получение от ГП "НАРП" ценностей от 10 июня 2013 г., техдокументации к самолетам, служебной переписке Центра учета избыточного военного имущества ВСУ по поводу отчуждения самолетов и документам, подтверждающим зачисление средств от реализации.

Другим определением, сделанным в тот же день, правоохранительным органам было дано разрешение суда на обыски всех помещений и площадок концерна "Укроборонпром", госпредприятия "Николаевский авиаремонтный завод "НАРП", а также доступ к документации, находящейся в Центре учета избыточного военного имущества Вооруженных Сил Украины, включая переписку с ГП ГХВП "Спецтехноэкспорт", ООО "Авто-Трейд Украина", ООО "Оптима" и "Товарная биржа "Земельно-Универсальная биржа".

Санкция предоставлена в рамках расследования уголовного преступления, связанного с незаконным отчуждением имущества Минобороны – самолетов Ту-95МС 1987 года выпуска (заводские номера 100211732386 и 1000212733144). Прокуратура вместе с самолетами ищет их комплектующие, техдокументацию и другие документы, связанных с реализацией, осмотром, оценкой, ремонтом, разукомплектованием, хранением, оплатой услуг и транспортировкой указанных самолетов. 

Как известно, в рамках выполнения договора об ограничении стратегических наступательных вооружений СНВ-1 Украина в период 1999-2002 гг. ликвидировала 25 доставшихся ей от СССР тяжелых бомбардировщиков Ту-95МС с крылатыми ракетами воздушного базирования Х-55 (СМ), оснащенными ядерными боеголовками из состава 1006-го тяжелого бомбардировочного авиаполка авиабазы Узин. Ввиду отсутствия средств правительство Украины в 1997 г. обратилось к США с просьбой финансировать их ликвидацию в рамках Программы совместного сокращения угрозы. В результате утилизацию стратегических бомбардировщиков оплатили американцы из расчета по 167 тысяч долларов за один Ту-95МС. Три самолета этого типа были проданы в Российскую Федерацию в соответствии с межправительственным соглашением в уплату украинского долга за поставленный природный газ, при этом цена за единицу составила 25 миллионов долларов. Один Ту-95МС был передан музею Дальней авиации в Полтаве, а  еще два (с бортовыми номерами 31 и 95) были переоборудованы в самолёты-разведчики экологической обстановки и сохранены на аэродроме Кульбакино, на территории "Николаевского авиационного ремонтного предприятия".

Именно эти два оставшихся бомбардировщика и оказались неоднократными возмутителями спокойствия, так и не взлетев ни разу на экологический мониторинг. В конце сентября 2010 г. на электронной торговой площадке в Великобритании был выставлен лот с первоначальной ценой в 10 млн. фунтов стерлингов, включающий "самолет Ту-95МС, находящийся в графстве Cambridgeshire (Великобритания)".

Ту-95МС

На приложенных фотографиях специалисты немедленно опознали родные пейзажи украинского аэродрома Кульбакино, где находится Николаевское авиационное ремонтное предприятие, а по полустертым опознавательным знакам его принадлежность к ВВС Украины.

Ту-95МС

Впрочем, лот вскоре был снят с продажи, но 6 марта 2014 г. история повторилась. На этот раз за выставленный на аукционе eBay подержанный стратегический бомбардировщик Ту-95МС просили всего 3 миллиона долларов. Заявленная в качестве продавца компания со штаб-квартирой в швейцарском г. Люцерна и представительствами в Германии, Швейцарии и Украине обязывалась доставить самолет в порт Одессы или Николаева для последующего самовывоза. При этом отмечалось, что лот может быть продан в любую страну мира за исключением 47 государств, перечисленных в отдельном списке, в том числе ряд стран СНГ, Прибалтики, Африки, Центральной Америки, Океании, Израиля, Мексики, Белоруссии, Хорватии, Венгрии, Латвии, Македонии, Черногории, Словакии, Венгрии и России. 

На странице eBay сообщалось, что самолет построен в 1987 г. и имеет большой остаток ресурса (454 часа 24 минуты из общего в пять тысяч часов), однако без предварительной подготовки взлететь он не сможет. Помимо краткого описания выставленного на продажу Ту-95МС продавец опубликовал полную англоязычную версию статьи о бомбардировщиках такого типа. Следует отметить, что на фотографиях лота был показан законсервированный самолет Ту-95МС ВВС Украины, а также этапы его утилизации, включая демонтаж двигателей, оборудования и разделку крыла.

Ту-95МС

Было ясно, что лот, как и в предыдущем случае, вскоре снимут с продажи, а eBay просто использован для поиска покупателя. Как только таковой найдется, сделка окончательно уйдет в тень, что вскоре и произошло. 

Последней достоверной информацией об этой операции стало сообщение, датированное 11 июня 2013 г., когда "Товарная биржа "Земельно-Универсальная биржа" по поручению ГП "Спецтехноэкспорт" провела конкурс с открытостью предложения цены по принципу аукциона по продаже военного имущества: двух Ту-95МС 1987 г. выпуска, 4 категории с общей стартовой ценой лота в 4,103 миллиона гривен, находящихся на ГП «Николаевский авиаремонтный завод "НАРП".

По мнению украинских специалистов после реализации самолеты были порезаны на металлолом, готовые и покупные комплектующие изделия проданы в качестве запчастей в Россию и Индию, которые имеют на вооружении аналогичные самолеты типа Ту-95 и Ту-142, что уже принесло гораздо большую сумму, чем гривневый эквивалент полумиллиона долларов. Однако наиболее привлекательными были восемь двигателей НК-12МП, которые могли быть использованы в качестве приводов для газоперекачивающих установок НК-14СТ-8 и НК-14СТ-10. Цена подобных изделий составляла не менее 1-1,5 миллиона долларов за штуку.

По предварительной информации Генпрокуратуры, самолеты были реализованы во второй половине 2013 – январе 2014 года, при этом не обошлось без участия спецэкспортера и военного ведомства. Согласно ее же оценкам, предварительный ущерб государству оценивается в размере около 7 миллионов гривен (в ценах 2013 г.). В каждом из таких самолетов в деталях и электрооборудовании содержалось примерно 28 кг драгоценных металлов, включая золото. Если же принять  во внимание возможную перепродажу агрегатов и запчастей, размер ущерба возрастет в десятки раз. 

Трудно предположить, чем на этот раз закончится очередной украинский оружейный скандал. Скорее всего, дело будет спущено "на тормозах"или пострадает какой-либо назначенный "стрелочник". Государство привычно спишет в убытки недополученную прибыль, скомпенсировав их повышением тарифов и налогов. Гораздо хуже, если самолеты все-таки не разделаны, а оказались в распоряжении некой заинтересованной стороны. Можно лишь напомнить, что в 2000 г. из Украины уже были проданы составные части боевого авиационного комплекса Ту-95МС. 12 крылатых ракет Х-55 по поддельному сертификату конечного пользователя нелегально ушли в Китай и Иран. Вместе с "пропавшим" самолетами они составляют полный комплект для одного боевого вылета. Осталось только снарядить их боевыми частями и отправить к целям… 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня