наверх
06.05.202417:32
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Как украинской армии воевать, если вертолеты отданы… в аренду

Война на Юго-Востоке (528)

(обновлено: )309651
Неприятным открытием для патриотических настроений граждан Украины стало заявление Татьяны Чорновол о том, что на всю украинскую армию осталось всего 10 вертолетов, пишет Диана Михайлова.

Диана Михайлова

Неприятным открытием для патриотических настроений граждан Украины стало заявление Правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики Татьяны Чорновол о том, что на всю украинскую армию осталось всего 10 вертолетов, тогда как еще в начала конфликта на востоке было 19 машин. По данным издания МОУ "Белая книга-2013: Вооруженные Силы Украины" в конце прошлого года Сухопутные войска ВСУ располаагали 72 боевыми вертолетами.

Одной из причин столь серьезного расхождения в оценках жизненно важной для проведения антитеррористической операции военной техники явилось, по утверждению Чорновол, сдача в аренду еще в 2003 г. ЧАО "Авиакомпания "Украинские вертолеты" 16 десантно-транспортных вертолетов типа Ми-8МТ (МТВ) 1988-1989 гг. выпуска. К ним потом добавились еще 8 вертолетов того же типа, принадлежащих МВД Украины.

Журналистка Татьяна Чорновол

Украинская армия попыталась восполнить потери в технике, забрав вертолеты из аренды, но ЧАО проигнорировало поручение премьер-министра Украины от 7 марта 2014 г. №150/2т о возвращении ВСУ арендованной техники. По информации Чорновол, согласно Договора об аренде воздушных суден армейской авиации Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины от 18 июня 2003 г. №01/2003-06 стороны освобождаются от выполнения обязательств по договору, если это вызвано обстоятельствами, под которыми понимается особый период в государстве, введенный согласно действующему законодательству с началом боевых действий с участием Вооруженных Сил Украины. В этом случае арендатор по требованию арендодателя обеспечивает возврат вертолетов в исправном состоянии с остатком ресурса в сроки, предусмотренные "Графиком возвращения арендованных вертолетов и установки спецоборудования с наступлением особого периода". Более того, согласно дополнительного соглашения №8 к договору, подписанному 30 апреля 2011 г. авиакомпания обязана вернуть вертолеты Министерству обороны в течение 15 дней.

То есть, при надлежащем выполнении сторонами условий договора 16 вертолетов Минобороны должны были бы принимать участие в военном конфликте уже с конца марта, но так и не приняла. Спустя три месяца на этот факт обратила внимание правительственный уполномоченный, а еще через три недели, 30 июня арендодатель, действующий от имени украинского государства, — Командование Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины (войсковая часть А0105) направил арендатору претензию о невыполнении требования по возврату арендованного имущества. Если техника не будет возвращена, ожидается судебное разбирательство.

4 июля 2014 г. к процессу подключилась Прокуратура Центрального региона Украины по надзору за соблюдением законов в военной сфере, которая начала досудебное расследование в отношении работников "Украинские вертолеты" по подозрению в невозвращении Министерству обороны 16 вертолетов Ми-8. Прокуратура видит в этом признаки уголовного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 114-1 Уголовного Кодекса Украины (воспрепятствование законной деятельности Вооруженных Сил). По словам прокурора Юрия Вийтева, потребность ВСУ в указанных вертолетах возникла в связи с проведением на территории Донецкой и Луганской областей антитеррористической операции, в которой задействована украинская армия.

Со своей стороны коммерсанты, поначалу подтвердившие готовность своевременного вернуть авиатехнику, в связи с особым периодом в государстве, фактически объявленным Указом Президента от 17 марта т.г №303/2014 "О частичной мобилизации", затем стали предлагать "более детально изучить вопрос досрочного возвращения, созвать совещание" и т.д.

Реакция же на критическое выступление правительственного уполномоченного была уже совершенно иной. Пресс-секретарь "Украинских вертолетов" Анна Гончаренко сообщила, что "Озвученная госпожой Чорновол информация далека от истины", а ее авиакомпании готовит опровержение. Однако ни на сайте компании, ни в СМИ текста обнаружить так и не удалось. 

Зато у предприятия нашелся совершенно неожиданный союзник в лице… того же Командования Сухопутных войск, которое посчитало, что немедленный возврат арендованных вертолетов потребует выполнение капитального ремонта всех 16 вертолетов на сумму около 307,2 млн. грн. Уже сейчас есть проблемы с ремонтом части оборудования и аппаратуры производства российских заводов, которые с учетом экономических и политических отношений в настоящий момент, непредсказуемы. К тому же, спецоборудование вертолетов для боевого применения было и демонтировано на период аренды, и хранится на территории ГП "Севастопольское авиационное предприятие". Вывезти его невозможно, можно только заново приобрести и, опять-таки, на российских предприятиях.

Почему в условиях фактически военного времени, когда сознательные граждане Украины оказывают финансовую помощь армии из своих небольших средств, само государство не в состоянии реализовать не только властные полномочия при чрезвычайной ситуации на своей территории, но даже должным образом воспользоваться принадлежащим ему военным имуществом?

Ответ весьма тривиален и он уже прозвучал в том же выступлении Чорновол: "Вертолеты отданы в аренду за смешные средства. Эта аренда была настолько смешной, что по цене было возбуждено уголовное дело, но потом было закрыто". Действительно, хотя в 2006 г. арендная плата за все 16 бортов составляла 3,2 млн. грн., а в 2014 г. она достигла 42 млн. грн. в год, доходы авиакомпании, полученные от их эксплуатации по контрактам, предусматривающим предоставление услуг авиаперевозки миротворческим миссиям ООН, существенно превышают эти цифры. По информации, приведенной на сайте ООН, общая сумма выигранных "Украинскими вертолетами" тендеров в период 2012-2014 гг. по программам MONUSCO, UNMISS, UNAMID равняется 125 млн. долл.

При этом шесть вертолетов по контракту UNAMID высвобождались уже 23 марта т.г., еще шесть по программе UNMISS – 28 февраля, что, казалось бы, позволяло, не нарушая обязательств перед ООН, исполнить не только обязательства перед родным государством, вернув вертолеты законному владельцу, но и свой гражданский долг. Похоже, что победило все-таки не чувство долга, а уровень рентабельности. Три последних контракта между "Украинскими вертолетами" и Департаментом по закупкам ООН были заключены в конце февраля – начале марта 2014 г. В апреле т.г. ООН проводила тендеры на предоставление вертолетов на текущий год: в пяти программах требовалось … 16 вертолетов. Именно столько, сколько нужно вернуть украинским военным. Результаты официально не оглашены, поэтому, сколько их потребуется от украинской авиакомпании пока неизвестно. Вероятно, именно поэтому затягивается вопрос с возвратом имущества МОУ, ведь украинские вертолеты уже десять лет не совсем украинские, так как фактически до 31 декабря 2021 г. будут принадлежать предприятию, формально созданному скромной семейной парой из Днепропетровска, и вряд ли вернутся на Родину.

Самое читаемое
    Темы дня