наверх
01.05.202409:06
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Риск сокращения транзита газа по ГТС Украины растет - Землянский

Переговоры по газу: Украина - РФ (339)

47630
В 2013 году транзит российского газа через Украину в Европу составлял 85 миллиардов кубометров.

КИЕВ, 9 дек – РИА Новости Украина. Отказ России от строительства газопровода "Южный поток" в пользу сотрудничества с Турцией не снижает риск сокращения транзита газа по газотранспортной системе Украины, заявил директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский на пресс-конференции в РИА Новости Украина во вторник, 9 декабря.

В начале декабря президент РФ Владимир Путин заявил о прекращении реализации проекта строительства газопровода "Южный поток", по которому планировалась транспортировка газа в Южную Европу в обход Украины. Вместо этого "Газпром" планирует строительство газопровода "Голубой поток" в Турцию.

"Россия играет ресурсом. Максимально заявленная мощность "Южного потока" — 63 миллиарда кубометров, но это весьма сомнительно. Я думаю, что как минимум половина будет направлена на Турцию, если проект будет реализован. Соответственно, для украинской ГТС возрастают риски потери 30 миллиардов кубов транзита. С учетом объемов, которые проходят через Украину несколько последних лет, это практически 40% транзита", — подчеркнул Землянский.

Эксперт напомнил, что в 2013 году транзит российского газа через Украину в Европу составлял 85 миллиардов кубометров.  Если сократится объем транзита, для Украины появятся другие серьезные риски.

"Во-первых, это вопрос рентабельности газотранспортной системы. Точка рентабельности составляет 60 миллиардов кубических метров газа в год прокачки", — отметил Землянский.

Если объем транзита снизится, то система в существующем виде становится убыточной, и некоторые направления необходимо будет выводить из работы. При этом, необходимо искать средства для консервации газопроводов. "По затратам консервация не намного дешевле модернизации,  о которой так много говорили, начиная с 2009 года", — добавил эксперт.

"Самое главное – это может поставить крест на перспективах Украины по привлечению инвестиций в модернизацию ГТС, о которой так много говорят представители нынешнего Кабмина.

"Если система работает на понижение (транзита), никто вкладываться не будет. Увеличивается срок возврата инвестиций и снижается коммерческая привлекательность такого проекта", — подчеркнул Землянский.

Самое читаемое
    Темы дня