наверх
20.04.202403:34
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Думы мои, думы. О шансах Порошенко на второй срок

(обновлено: )5096231
Переговорная площадка по урегулированию украинского кризиса в потенциальном формате Путин-Трамп-Саркози (Ле Пен -Штайнмайер оставит чрезвычайно мало шансов Порошенко для внешне- и внутриполитических маневров.
Петр Порошенко

Денис Гаевский, аналитик

Совсем скоро Петр Порошенко пересечет экватор предусмотренного Конституцией президентского срока. Как правило, к этому моменту украинские президенты выстраивают пресловутую вертикаль власти, берут под контроль ключевые финансовые потоки и постепенно задумываются о втором сроке. Исключением не стал и действующий глава государства, на днях отметивший свое 51-летие.

Вопреки сложнейшей внутриполитической и стремительно ухудшающейся для киевского правительства внешнеполитической ситуации, Петр Алексеевич чувствует себя на вершине украинского политического Олимпа вполне уверенно. Куда увереннее, чем в 2014 году, когда новоизбранный президент не обладал институциональным весом внутри страны, больше опираясь на поддержку внешних сил. Если США и ЕС рассматривали Порошенко как проводника своих интересов на Украине (Штаты еще и уравновесили фигуру Порошенко премьером Яценюком), то для Москвы Петр Алексеевич считался более договороспособным и менее радикальным политиком по сравнению с "партией войны" Турчинова-Яценюка.

Отметим, что за последние полтора года, несмотря на продолжающееся ослабление институтов власти и неспособность государства выполнять свои функции (кроме фискальной и репрессивной), система личной власти Петра Алексеевича заметно укрепилась.

Помехой этому не стали ни возврат после "майдана" к "парламентской" Конституции-2004, ни обвальное падение рейтинга доверия со стороны украинских граждан. На руку Порошенко играет и вялотекущий конфликт на Донбассе, на который списываются социально-экономические провалы "команды реформаторов". Отсутствие же политического ресурса у украинского истеблишмента делает окончание донбасского конфликта в кратко- и среднесрочной перспективе невозможным.

К слову, социально-экономическое положение страны – Украина, напомним, побила мировой рекорд по скорости обнищания за последние два с половиной года – не представляет особой опасности для правящего класса: как показывает исторический опыт, социальный организм способен функционировать даже в условиях декомпозиции государства и развала экономики, максимально упрощая себя до примитивных форм, позволяющих адаптироваться к крайне неблагоприятным условиям.

Для завершения выстраивания режима личной власти Петру Алексеевичу, взявшему под контроль судебную систему, не хватает нескольких вещей – контроля над местным самоуправлением, зачистки высоких киевских кабинетов от людей Яценюка и монополизации украинского информационного пространства. Работа командой президента по этим направлениям ведется.

По вопросу местного самоуправления – с помощью инструментария децентрализации и административно-территориальной "реформы".

Не менее активно "копают" под людей Яценюка – ГПУ и НАБУ расследуют целый ряд дел в отношении самого Яценюка, а также Авакова, Коломойского, Коболева (глава правления НАК "Нафтогаз Украины"), Мартыненко (экс-депутат от "Народного фронта").

Что потребует команда Порошенко за отказ от уголовного преследования вышеуказанных лиц – сказать однозначно сложно. Однако можно предположить, что президент заинтересован в отведении угрозы со стороны "добровольческих" батальонов (курируемых Аваковым и Коломойским) и голосовании фракцией "Народного фронта" за законопроекты авторства депутатов "БПП".

Наконец, есть основания утверждать, что Порошенко стремится сконцентрировать в своих руках крупные медийные ресурсы. Так, беглый депутат Онищенко заявил, что Порошенко планировал приобрести телеканал "112 Украина". Кроме того, продолжают циркулировать слухи о сделке с Коломойским относительно телеканала "1+1". Наконец, ситуация вокруг "Интера" и "NewsOne" укладывается в логику монополизации информационного поля действующим президентом.

Определенного оптимизма команде президента добавляют рейтинги основных политических конкурентов. Как показывают социологические опросы, ряд крупных игроков на отечественной политической авансцене (Яценюк, Саакашвили, Садовой, Лещенко, Савченко) серьезно утратили электоральные позиции. Кроме того, на дискредитацию данных претендентов на президентское кресло активно работают ретрансляторы, принадлежащие Порошенко. Показательные примеры – раскрутка "мусорного скандала", уничтожившего рейтинг Садового, и история с квартирой Лещенко.

Социология утверждает, что наиболее серьезными конкурентами Порошенко являются Юрий Бойко и Юлия Тимошенко. Впрочем, Бойко никогда не был сильным публичным политиком, а также находится в поле зрения Генпрокуратуры, которая может в любой момент возобновить расследование по небезызвестным "вышкам Бойко".

Куда сложнее обстоит дело с купированием угрозы со стороны непотопляемой Юлии Владимировны. Если рейтинг "Батькивщины" (и "Оппозиционного блока") можно размыть с помощью "спойлеров" в лице политических проектов "Наш край" и "Аграрной партии Украины", конструируемых в канцелярии Порошенко, то совладать с президентскими амбициями опытнейшей Тимошенко, умело использующей малейшие просчеты власти, будет сложно, даже обладая широким набором полномочий и доступом к ключевым информационным ретрансляторам. К тому же объективно время будет работать на Тимошенко – есть высокая вероятность, что в середине отопительного сезона, на волне новых тарифов ЖКХ, Юлия Владимировна выбьется в лидеры следующего электорального цикла, на которого будут ориентироваться ведущие финансово-промышленные группы и местные элиты.

Можно возразить, что президент не отвечает за экономическую политику государства, в отличие от Кабмина, однако фигура "технического" премьера Гройсмана лишила возможности Порошенко концентрировать негатив на представителе конкурирующей финансово-политической группы, как это было в случае с Яценюком.

Читайте также: Дружба закончилась? История визитов Порошенко в США

Фактором неопределенности для Порошенко в плане переизбрания на второй срок является международная обстановка. Речь идет о вероятности прихода "изоляциониста" Дональда Трампа в Белый дом, а также о том, что в 2017 году в ключевых европейских столицах произойдет смена власти. Переговорная площадка по урегулированию украинского кризиса в потенциальном формате Путин-Трамп-Саркози (Ле Пен)-Штайнмайер оставит чрезвычайно мало шансов Порошенко для внешне- и внутриполитических маневров.

Поскольку на сегодняшний день Украина потеряла статус суверенного государства, будущее ее лидеров будет зависеть далеко не только от умения последних плести интриги внутри страны. Однако не политикой единой – Петр Алексеевич активно расширяет бизнес за границей, "стеля соломку" на случай непредвиденных обстоятельств.

Самое читаемое
    Темы дня