наверх
27.04.202411:39
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Околоцерковные маневры

Письмо Филарета: покаяния не получилось (53)

(обновлено: )122836
Письмо Филарета вызвало возбуждение не только в церковных, но и в политических кругах. Сторонники православия увидели в этом шаге капитуляцию.

Василий Стоякин, обозреватель

УПЦ является очень важной частью РПЦ. Достаточно сказать, что на территории Украины находится примерно треть приходов РПЦ. С 1990 года УПЦ является "самоуправляемой с правами широкой автономии". Насколько я могу понять, наиболее существенным отличием является то, что предстоятель автономной церкви выбирается Поместным собором, а митрополитов Киевских выбирает Собор епископов (архиерейский). Формальный статус автономии не предоставлялся из-за отсутствия единства священства и паствы в этом вопросе.

Собор РПЦ

30 ноября состоялся Архиерейский Собор РПЦ, на котором был принят ряд важных решений, касающихся украинской тематики.

Патриарх Кирилл выразил озабоченность по поводу подготовки направленных против Православной Церкви законов и заверил, что "любые попытки подорвать единство канонической Церкви на Украине политическими методами обречены на неудачу до тех пор, пока ее верующие остаются со своей Церковью". Более того, "Украинская Православная Церковь остается единственной силой, способной объединять украинское общество".

Последнее представляется преувеличением – УПЦ, к сожалению, не в состоянии восстановить единство украинского православия. Что уж тут говорить о восстановлении единства страны…

По просьбе Блаженнейшего Митрополита Онуфрия Собор внес в Устав РПЦ изменения, направленные на оформление автономии Украинской православной церкви (принятые еще в 1990 году):

— в Уставе выделяется отдельная глава, посвященная описанию положения Украинской православной церкви;

— центр управления УПЦ находится в Киеве;

— УПЦ остается частью ПЦ;

— общецерковный суд РПЦ  не распространяет свою юрисдикцию на территорию Украины.

Цель этих изменений очевидна – вывести УПЦ из-под действия законопроекта о религиозных организациях, чьи центры находятся на территории страны-агрессора. 

Смотрите также: Новинский о расколе в УПЦ

Однако тут надо понимать, что это – чисто юридическая хитрость. Целью противников православия является не перевод административных органов УПЦ в Киев (кстати, церковные общины и организации у нас вообще зарегистрированы по отдельности – с этой точки зрения УПЦ как целостности для государства вроде как даже и не существует), а разрушение духовной общности между украинскими и российскими православными. 

Поэтому, понятно, что противники православия на этом не остановятся и будут искать другие пути разрушение УПЦ. И не факт, что формализации автономии УПЦ усилит ее положение во внутриукраинском конфликте.

Письмо Филарета

В связи с Собором было опубликовано письмо Киевского патриарха Филарета, в котором он, во имя восстановления единства церкви, просил прощения у руководства РПЦ и предлагал снять "все решения, в том числе о прещениях и отлучениях" (имеются в виду решения о запрете Филарету служить и об отлучении его от церкви).

Письмо Патриарха Филарета

Письмо вызвало возбуждение не только в церковных, но и в политических кругах. Сторонники православия увидели в этом шаге капитуляцию Филарета, которая открывает дорогу к восстановлению единства УПЦ. Националисты же заподозрили в этом, соответственно, "зраду".

Между тем, даже если это и так, тут, скорее, стоит заподозрить наличие некоего "хитрого плана". Известный публицист Мирослава Бердник пишет по этому поводу так в своем Facebook: "Объединение УПЦ с капешниками, даже на условиях покаяния Филарета, стало бы катастрофой для УПЦ. Ведь большинство верных КП – на самом деле – захожане, для которых в церкви главное – театральный ритуал, а не церковные таинства. Но они бы могли свою болезнь распространить на здоровое тело, требуя того, что заложено в программах раскольников. Единственный, имхо, путь уврачевания раскола – через личное покаяние и приход в единственную каноническую Церковь". 

Собственно, с этой точки зрения даже и личное покаяние выглядит ненадежным инструментом – мало ли, что на самом деле будут думать кающиеся? Как минимум, в УПЦ после этого резко увеличится количество сторонников автокефалии.

Впрочем, в письме Филарета присутствуют только следы покаяния. Это, скорее, форма, без соблюдения которой письмо вообще не могло быть принято. По сути же предлагается простить его "просто так" и восстановить статус-кво, существовавшее на момент раскола. В том числе, очевидно, и положение Филарета в церковной иерархии, что, разумеется, для УПЦ неприемлемо. В принципе, с тем же успехом можно было написать "русские – сдавайтесь".

Такого мнения придерживается, например, протоиерей Николай Данилевич: "анафема на Филарета была наложена по конкретным причинам, а именно за учинение раскола. Так вот, когда раскол будет преодолен, соответственно, исчезнет причина, по которой была наложена анафема. Тогда ее и снимут. Иными словами следует думать, что позиция Собора РПЦ состоит в том, что снятие анафемы с Филарета должно быть следствием преодоления раскола, и вряд ли условием или началом на этом пути".

В таком же духе комментирует письмо пресс-секретарь УПЦ КП архиепископ Евстратий Зоря: единственный диалог, который Филарет готов вести с РПЦ, — о признании Москвой автокефалии Украинской церкви; ни о каком покаянии или возвращении в состав РПЦ не может быть и речи.

Читайте также: Москва-Киев-Нью-Йорк. Филарет дал пояснения по письму и автокефалии 

Так что тут, скорее, другой маневр – Филарет подал сигнал, что готов к миру, но он не был воспринят. Кто виноват? Понятно – "московские попы".

В общем, борьба за уничтожение в Украине православия продолжается… 

Самое читаемое
    Темы дня