наверх
23.04.201722:44
Курсы валют НБУ
  • EUR28.75+ 0.02
  • USD26.76- 0.03

Войцех Бальчун: без "хвоста", без "головы", без "царя" и очень дорого

(обновлено: )5990136
Если говорить об эффективности деятельности руководителя "Укрзализныци", то длительное время этот показатель не поддавался осязаемому объяснению. Да и сейчас не поддается.

Роман Степняк

Когда поезда ходили с юга на север и с севера на юг, никто и представить себе не мог, что спустя какое-то время главным украинским железнодорожником будут называть польского рокера Войцеха Бальчуна. Чтобы не быть совсем голословным назову-таки цифру: Кабмин установил главе правления публичного акционерного общества "Укрзализныця" в размере 463 тысячи гривен в месяц. Об этом сообщил министр инфраструктуры Владимир Омелян, пояснив такое решение особой формулой выяснения эффективности деятельности высокопоставленного чиновника.

Что касается эффективности деятельности руководителя "Укрзализныци", то длительное время этот показатель не поддавался осязаемому объяснению. Вот, например, появилась утечка из финансового плана "Укрзализныци" на 2017 год, где административные затраты ПАО планируется увеличить на 95 процентов —  с 852 миллионов гривен до 1,74 миллиарда. Львиная доля в этом повышении приходится на рост фонда оплаты труда членов правления. Если обычным железнодорожникам обещают увеличить оклады на 25 процентов, то зарплаты руководства будут повышены в разы. На содержание ближайшего окружения Бальчуна украинский налогоплательщик дополнительно выделит 677 миллионов гривен.

В публичном доступе появились документы, обнародованные сайтом informator.news, содержащие конкретные суммы бонусов, которые уже сегодня выплачиваются польским менеджерам. За шесть месяцев работы кроме зарплат они в качестве бонусов получили дополнительно более 3 миллионов гривен. Средства были выделены в качестве компенсации или оплаты деятельности, фактически не связанной с осуществлением управленческой или реформаторской деятельности в структуре.

В опубликованных документах значится, что 26 сентября глава правления "Укрзализныци" Войцех Бальчун подписал приказ о выдаче трех кредитных карт для членов правления – самого Бальчуна, а также Марека Залесного и Ремигиуша Пашкевича. Ежедневный лимит карточек составляет 20 тысяч гривен. Такую сумму чиновники могли использовать ежедневно на бронирование гостиниц, приобретение билетов на культурные мероприятия, услуги переводчиков и питание. 

Ранее, 12 сентября 2016 года пятеро членов правления ПАО "Укрзализныця" приняли решение о выплате себе компенсаций за фактически отработанное время до подписания контрактов с компанией. Среди членов правления от финансовой компенсации отказался только украинец Сергей Михальчук. Остальные — Ремигиуш Пашкевич, Желько Марчек, Иренеуш Василевский, Александр Бужор и Марек Залесний – поддержали это решение. В частности, Залесный получил 830 000 гривен, Бужор – 622 500 гривен, Марчек – 622 500 гривен, Василевский – 415 000 гривен, Пашкевич – 622 500 гривен.

Подписи Войцеха Бальчуна и члена правления "Укрзализныци" Иренеуша Василевского также стоят под протоколом, утверждающим выплату 150 тысяч гривен за 2 часа работы приглашенного эксперта Анджея Копеца. Польский эксперт получил такой гонорар за написанный им от руки отчет, позже дополненный англоязычной презентацией, которая дублирует работу Войцеха Бальчуна "Украинская железная дорога, европейский чемпион".

Как намерены в компании компенсировать потраченные средства? Есть, конечно, традиционный путь – повышение тарифов на пассажирские и железнодорожные перевозки. Здесь у руководства "Укрзализныци" проблем никаких. В финансовый план компании на 2017 год заложено повышение тарифов на грузоперевозки на 25, на пассажирские перевозки — на 35 процентов. Тем не менее, надо полагать, что такой традиционный путь пройти вполне по силам и автохтонным чиновникам без привлечения иностранного кризисного менеджмента. Ведь были времена, когда в не менее критических обстоятельствах нашелся свой менеджер Георгий Кирпа, который вывел в течение нескольких лет отрасль из глубокого кризиса. Это было совсем недавно, каких-то 15 лет назад!

Кирпа строил вокзалы, которые стоят и сейчас, запускал скоростные поезда и дружил с украинскими артистами. Но у него был недостаток: он не был рокером и ему никогда в голову не пришла бы идея терминологической революции на железных дорогах. А вот Войцеху Бальчуну эта идея оказалась по плечу. 

Как сообщил заместитель начальник департамента пассажирских перевозок дальнего сообщения Александр Красноштан, монополист принял решение сменить формат объявлений о нумерации вагонов. Он конкретизировал, что из системы объявлений на столичном вокзале теперь исчезли терминологические сочетания "голова поезда" и "хвост поезда". И доходчиво пояснил, что если ранее, объявляя о прибытии поездов на вокзале информацию о нумерации вагонов подавали в формате "начинается с головы поезда" или "с хвоста поезда", а многим пассажирам сложно было сориентироваться, в какой стороне у состава "голова", в какой — "хвост", то теперь формат объявлений будет звучать так: "нумерация вагонов начинается с востока" или "с запада".

Более того, при выходе на платформы нанесены соответствующие обозначения, что потребовало, надо полагать, определенных затрат. Красноштан также отметил, что это лишь первый шаг в системе мер, призванных помочь пассажирам ориентироваться на вокзале.

Читайте также: Национализация "ПриватБанка": подробности шокирующего процесса

Надо полагать, что подобных новаторских изменений будет немало. Но даже этой реформы вполне достаточно, чтобы оправдать заоблачные зарплаты польского менеджмента в "Укрзалицныци". Ведь никому из украинцев и в голову не могла бы прийти идея оспорить мысль, что поезда могут ходить не только из востока на запад, но и с юга на север…

Темы дня