Диана Михайлова, независимый военный эксперт
18 ноября 2016 г. Арбитражный суд города Москвы принял решение взыскать с украинского государственного предприятия (Киев) в пользу Минобороны России 180 260 137 руб. (2,8 млн. долл. США) неустойки. Во взыскании остальной части неустойки отказано. Иск был заявлен о взыскании 357,5 млн. рублей (5,5 млн. долл.), которые, судя по материалам дела, должны были компенсировать проценты за пользование авансом как коммерческим кредитом в ходе выполнения опытно-конструкторской работы № 91078 по теме "Создание самолета Ан-70".
Кроме того, в федеральный бюджет с ГП "Антонов" должно быть взыскано еще 200 тыс. руб. госпошлины.
Впрочем, на этом авиационно-судебная война не заканчивается. Данное решение суда первой инстанции может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.
Юристы украинского государственного предприятия "Антонов" уже изучают возможность обжалования решения Арбитражного суда Москвы о взыскании неустойки в пользу Минобороны РФ за неисполнение договорных обязательств, о чем сообщила пресс-служба "Антонова".
"В настоящий момент вопрос обжалования указанного решения прорабатывается специалистами юридического управления ГП "Антонов". Дополнительные комментарии могут быть предоставлены лишь после получения ГП "Антонов" полного текста решения суда", - заявили в пресс-службе.
На сайте Арбитражного суда Москвы в настоящее время доступна лишь резолютивная часть судебного решения. Известно, однако, что Министерство обороны РФ подало иск в июле 2015 года. В материалах дела говорится, что в мае 1989 года между министерством и госпредприятием "Авиационный научно-технический комплекс им. О. К. Антонова" (прежнее название ГП "Антонов") был заключен договор на выполнение и сдачу заказчику опытно-конструкторских работ по созданию самолета Ан-70.
Однако в мае 2015 года экс-премьер-министр Украины Арсений Яценюк объявил о прекращении военно-технического сотрудничества с Россией, государственный концерн "Антонов" был выведен из состава российско-украинского совместного предприятия "ОАК-Антонов", которое занималось разработкой новых самолетов, а вскоре после этого ликвидирован. Все остальные украинско-российские проекты также были заморожены. В частности, было фактически приостановлено сотрудничество по созданию военно-транспортного самолета Ан-70, а также работы по самолетам Ан-124, Ан-148 и Ан-140.
Это не первое судебное разбирательство между российскими военными и украинским конструкторским бюро. Так, в 18 февраля 2014 года Арбитражный суд Москвы взыскал с ГП "Антонов" неустойку в размере 34,392 млн. руб. и процентов за пользование коммерческим кредитом в размере 41,271 млн. руб., а всего 103,803 млн. руб. При этом указанное решение лишь частично удовлетворяло иск минобороны РФ, которое требовало с ГП "Антонов" неустойку в размере 62,532 млн. руб. и процентов за пользование коммерческим кредитом в размере 41,271 млн. руб., а всего 75,663 млн. руб. за нарушение сроков выполнения работ по этапу № 5.3.2.6 ОКР.
Аванс на его выполнение был выдан исполнителю 28 февраля 2011 г. в размере 129,6 млн. руб. 29 ноября 2011 г. ему же была направлена претензия в связи с неисполнением обязательств по контракту, которая была оставлена без удовлетворения.
С учетом компенсационного характера неустойки суд счел возможным применить по ходатайству ответчика ГП "Антонов" статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации со снижением размера неустойки до 34,392 млн. руб. (двойная ставка рефинансирования в 16,5% при 386 днях просрочки). В удовлетворении ходатайства ГП "Авиационный научно-технический комплекс им. О.К. Антонова" о приостановлении производства по делу и о прекращении производства по делу было отказано.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Министерством обороны РФ (заказчик) и ГП "Авиационный научно-технический комплекс им. О.К. Антонова" (исполнитель) был заключен договор на выполнение опытно-конструкторской работы № 91078 от 16 мая 1989 г., согласно условиям которого исполнитель обязуется выполнить и сдать заказчику, а последний обязуется принять и оплатить опытно-конструкторскую работу по теме: "Создание самолета АН-70 (1-ый летный экземпляр, экземпляр для статических прочностных испытаний, экземпляр для усталостных испытаний) – шифр "Адепт".
Согласно ведомости исполнения (приложение № 1 к Дополнительному соглашению № 9 от 29 ноября 2010 года) исполнитель должен завершить выполнение работ по этапу № 5.3.6.2 ОКР, стоимостью 162 млн. руб., в срок до 31 октября 2011 г.
До настоящего времени работы по этапу ОКР № 5.3.6.2 не выполнены, заказчику не сданы.
В соответствии с п. 6 Дополнительного соглашения № 7 от 04 марта 2010 г. к контракту, в случае нарушения исполнителем срока выполнения этапа ОКР, он уплачивает заказчику штраф в размере 5% от стоимости этапа ОКР единовременно и неустойку в размере 0,1% от стоимости этапа ОКР за каждый день просрочки исполнения обязательств.
Реализация программы создания оперативно-тактического военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70 велась РФ и Украиной на основании межправительственных соглашений от 1993 года и 1999 года. Государственными заказчиками самолета выступили министерства обороны РФ и Украины.
РФ на заключительном этапе государственных испытаний самолета (проходил после проведения модернизации, сентябрь 2012 г. — март 2014 г.) участия не принимала, хотя Ан-70 и входил ранее в государственную программу развития вооружений РФ до 2020 года, а государственный оборонный заказ на Ан-70 должен был составить 60 машин. Минобороны РФ в 2006 году впервые официально заявило о выходе из программы Ан-70, мотивируя это тем, что основным российским самолетом военно-транспортной авиации является Ил-76. В апреле 2014 года руководство РФ озвучило планы по внесению корректив в ГОЗ и планы по развитию ОПК в рамках реализации задач по импортозамещению в ряде отраслей промышленного комплекса страны.
Читайте также: Гиганты тоже плачут. ГП "Антонов" и реструктуризация
В январе 2015 года Ан-70 принят на вооружение Вооруженных сил Украины. В настоящее время не летает в связи с истечением ресурсов и сроков службы комплектующих производства РФ и находится на отвественном хранении в ГП "Антонов".
Украина в 2014 году прекратила экспорт в РФ товаров военного и двойного назначения в связи с российской агрессией и аннексией Крыма. Запрет на ВТС с Россией, включая поставки продукции двойного назначения, введен в июне 2014 года. Правительство Украины в мае 2015 года расторгло межправительственное соглашение с РФ в сфере ВТС от 1993 года.