Денис Гаевский, обозреватель
Каждая из реформ, проводимая "командой европейских профессионалов", приводит к дезорганизации своей сферы и поглощает немалые бюджеты. Наглядный пример — реформа полиции, в ходе которой уровень преступности вырос в несколько раз.
Впрочем, уровень преступности не сильно беспокоит правящий класс, перемещающийся между "зелеными зонами". С другой стороны, власть имущие заинтересованы в дееспособных правоохранительных структурах из соображений купирования возможных массовых волнений на социально-экономической почве.
Нечто подобное было в Грузии, по лекалам которой скроена полиция в Украине. Статистика говорит, что количество преступлений в Грузии при Саакашвили по сравнению с временами Шеварднадзе увеличилось в 2-3 раза. Однако с задачей разгона демонстраций в Тбилиси полиция справлялась на отлично. Во многом это связано с тем, что полиция в Грузии — один из немногих социальных лифтов, способный обеспечить достаточно неплохой уровень жизни по местным меркам. И за этот социальный статус полицейские держатся, выполняя порой явно незаконные указания руководства.
Командированная из Грузии глава Нацполиции Украины Деканоидзе покамест не справилась ни с задачей снижения уровня преступности, ни с формированием "преторианской гвардии" действующей власти. Протекция власти от собственного народа — тема отдельного разговора, рассмотрим пока более простые материи — волну преступности и способы ее снижения.
Простых рецептов разрешения системных проблем не существует априори. Однако предельно понятно, что ключевым кризисом в Украине остается управленческий — верхушка МВД, в т.ч. одиозные советники Геращенко и Шкиряк, не соответствует вызовам, стоящим перед страной. Как и личный состав полиции в целом, куда инсталлированы представители ультраправых группировок (в частности, замглавы Нацполиции Троян — выходец из "Азова"), лица с несколькими судимостями и просто случайные люди. Все это привело к катастрофическому падению уровня профессионализма полицейских и высокой текучке кадров. А не прошедшие переаттестацию милиционеры, в силу отсутствия финансовых средств либо непринятия "идеалов Майдана" (переаттестационные комиссии состояли из представителей "Автомайдана" и прочих околомайданных организаций), оказались за бортом системы МВД и частично пополнили ряды криминалитета. Уровень раскрываемости в 10-15% при нагрузке на одного следователя в 400-500 уголовных дел в производстве — реалии сегодняшнего дня.
Если говорить о кандидатурах, которые могли бы расчистить "авгиевые конюшни" в нынешней структуре МВД, то приходит на ум разве что имя Геннадия Москаля, нынешнего посла Украины в Румынии. Напомним, что Москаль — генерал-лейтенант милиции в отставке, прошел карьерный путь с низов, поднявшись во времена Кучмы до должности заместителя главы МВД.
Требует серьезного пересмотра система борьбы с незаконным оборотом оружия, львиная доля которого привозится из зоны боевых действий. И хотя силовые структуры чуть ли не ежедневно рапортуют об успехах в этом деле, реальность обстоит куда менее оптимистично. Об этом рассказал Владимир Замана, возглавлявший при Януковиче Генштаб ВСУ: "Вон СБУ, глава которой тоже подчинен президенту, чуть ли не каждый день выдает: мол, там арсенал с незаконным оружием нашли, здесь на взятке с поличным взяли. СБУшники сами закапывают оружие, а через пару дней откапывают перед телекамерами. Надо прекращать пиариться".
С зоной АТО связан еще одни момент — необходимость ресоциализации участников боевых действий, вносящих свою лепту в увеличение количества уголовных правонарушений. Хотя учитывая общеэкономическую ситуацию, особенно положение дел на рынке труда, реализовать программу реинтеграции бывших комбатантов в мирную жизнь будет сложно.
Есть определенные надежды на пересмотр пресловутого "закона Савченко" — несколько ранее премьер Гройсман выступил за его отмену либо внесение изменений в него. Вопрос действительно серьезный, поскольку, по словам Авакова, в 2016 по данному закону из мест не столь отдаленных выпущено 8,5 тысяч человек, а каждый десятый уже успел совершить тяжкое или особо тяжкое преступление. При продолжении действия "закона Савченко" в текущей редакции еще порядка 40 тысяч заключенных выйдут на свободу досрочно — c легко прогнозируемыми последствиями.
Читайте также: Годовщина создания Нацполиции: грустный праздник, и даже стыдно немного
В целом же, преступность — проблема социальная, уровень которой непосредственно коррелируется с качеством жизни граждан и работой социальных лифтов. Потому без модернизации экономического базиса страны, действуя исключительно административными рычагами, невозможно переломить тренд криминализации общественных отношений. И сколько не увеличивай бюджет МВД, а работа экономического блока правительства в данном случае не менее важна, чем непосредственно силовых ведомств.
Следующий деструктивный аспект, характерный для сегодняшней Украины — появление целой когорты неприкосновенных "активистов", которым сходят с рук преступления различной степени тяжести. Проблема в том, что "активисты" являются социальной опорой нынешней власти, чьими руками нередко осуществляются противозаконные действия в интересах отдельных представителей власти и влиятельных финансово-политических групп, о которые не хотят "мараться" чиновники и буржуазия. Увы, но право силы подменило собой силу права.
На сегодняшний день разорвать сей порочный круг не представляется возможным. Однако есть небеспочвенные надежды на то, что в следующих политических циклах правящий класс, эксплуатирующий ультраправую этику и эстетику, будет отстранен от принятия государственных решений.
А пока что, главными бенефициарами экспоненциально выросшего уровня преступности являются игроки рынка охранных систем и услуг. Это единственный вид бизнеса, наряду с похоронным, показавший взрывной рост за период "европейских реформ". Маємо те, що маємо.