наверх
19.04.202418:40
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Почему Надежда Савченко против Сергея Пашинского из-за БТР-4

(обновлено: )4116132
Надежда Савченко вступила в противостояние с Сергеем Пашинским на заседании комитета Верховной Рады по обороне и безопасности в связи с низкой надежностью БТР-4Е и предполагаемом заказе 64-х таких машин на сумму 1,56 млрд грн.
Депутат Верховной Рады Надежда Савченко на заседании Верховного суда РФ, где рассматривается жалоба на приговор по делу граждан Украины Николая Карпюка и Станислава Клыха - участников организации УНА-УНСО.

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Копия депутатского запроса
Копия депутатского запроса

Народный депутат от партии "Батькивщина" Надежда Савченко, которая недавно сорвала заседание комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной Рады, пояснила инцидент своим возмущением бездействием властей в вопросе некачественных поставок в ВСУ.

Пост Надежды Савченко

Так, она рассказала о 16 БТР-4Е, которые ГК "Укроборонпром" передал украинским военным и которые "просто легли на полигоне".

У данного типа БТР:

— поток отказов превышает установленную норму в 100 раз, то есть на 2000 км испытаний зафиксировали 43 поломки, в то время как на 5000 км должно быть не более одной;

— конструкция БТР-4Е не предусматривает защиту экипажа от любых газов, отравляющих веществ и даже простого дыма, из-за чего при попадании техники в задымленную местность экипаж выходит из строя и погибает в случае применения к ним ядовитых газов;

— рабочая конструкторская документация данных БТР не имеет литеры О (для серийного производства), которая необходима для серийного производства;

— БТР изготовили на ГП "Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А. А. Морозова", задачей которого является исключительно разработка и изготовление экспериментальной партии;

— после испытаний техники 92-я бригада отправилась в зону АТО на Донбассе на старой технике.

"Сейчас военные представители, принимавшие эту технику, внезапно все заболели, но самое интересное, что сейчас в рамках государственного оборонного заказа планируется закупить за кредитные средства под государственные гарантии у этого предприятия (оно будет выполнять этот заказ не один год, учтите, сколько процентов заплатит наше государство) 64 машины на 1,5 млрд грн.", — написала Савченко. 

"То есть снова эти БТР лягут? Почему ГПУ бездействует? Почему только Харьковский военный прокурор что-то делает? Это проблема государственного масштаба! И у меня еще спрашивают, почему я Пашинскому что-то сказала?!" — добавила народный депутат.

Кроме того, по факту подделки Акта государственных испытаний опытного образца БТР-4Е № 157 от 19 июня 2016 г. возбуждено уголовное дело, а БТР-4К до сих пор не принят на вооружение Вооруженных Сил Украины.

Петр Порошенко

Можно также напомнить, что в конце марта 2016 г. украинские средства массовой информации распространили новость  о тест-драйве  бронетранспортеров этого типа, который провел лично президент Украины Петр Порошенко.

Опытный образец бронетранспортера БТР-3Е1ДА.

"Лично опробовал БТР-4, изготовленный специалистами Харьковского КБ машиностроения имени академика Морозова. Сегодня эти красавцы БТРы очень ждут в войсках. Вскоре они поступят в 92-ю бригаду на передовую", — цитировали в СМИ высказывания президента.

Одновременно пресс-служба президента сообщила, что "накануне, 23 марта, государственный концерн "Укроборонпром" передал партию модернизированных по стандартам НАТО новейших БТР-4 подразделениям Вооруженных Сил Украины, участвующим в операции в Донбассе".

Порошенко уверен в исполнении украинской промышленностью гособоронзаказа на 2016 год. "Если в 2015 году основные усилия концентрировались на восстановлении техники, то сегодня мы делаем все, чтобы вооруженным силам поставляли технику, полностью укомплектованную", — приводила заявление президента его пресс-служба.

Еще одна характерная деталь. 15 октября 2016 г. в ходе церемонии  передачи президентом Украины Петром Порошенко вооружения и военной техники для украинских силовиков в Чугуеве среди около 150 единиц не оказалось ни одного БТР-4!

История создания, пожалуй, первого и единственного на сегодня чисто украинского бронетранспортера БТР-4, получившего название "Буцефал", началась в 2002 году в Харьковском конструкторском бюро машиностроения имени Морозова вначале в инициативном порядке,  а затем — в рамках опытно-конструкторской работы "Ладья". Прототип машины впервые был продемонстрирован широкой общественности в 2006 году на выставке "Аэросвит-XXI".

Обещавшие стать крупнейшими в истории Украины оружейные контракты с Ираком уже четыре года сопровождаются скандалами, проблемами и взаимными обвинениями, обеспечивающими регулярные поводы для СМИ и экспертной среды для их комментариев.

В декабре 2009 года на пресс-конференции в Секретариате Президента Украины первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Степан Гавриш и первый заместитель генерального директора государственной компании "Укрспецэкспорт" Александр Коваленко официально сообщили о грандиозном успехе украинского ОПК — заключении контракта на поставку 420 колесных бронетранспортеров БТР-4 формулы 8x8 с боевыми модулями "Парус", комплектом запчастей, тренажеров и сервисных услуг для Министерства обороны Республики Ирак на общую сумму 457,5 млн долл. в период с сентября 2010 г. по март 2012 г. на условиях СІР — порт Умм Каср, Ирак.

Как отметил Гавриш, работа над заключением сделки началась еще в 2006 году и стала "логическим продолжением" участия Украины в миротворческой миссии в Ираке.

Многообещающая машина пошла в серию, однако в дальнейшем ее ждала череда неприятностей, хотя БТР удалось продать еще и в Нигерию, Казахстан, США и Индонезию.

В начале февраля 2013 г. антикоррупционная комиссия иракского парламента распространила внутренний доклад о нарушениях, вскрытых при проверке реализации контракта, заключенного с Украиной, выявленной коррупции,  срыве сроков поставок и низком качестве продукции. В итоге Ирак разорвал контракт после получения 88 БТР-4 и потребовал выплаты неустойки. Отказался от дальнейшего сотрудничества, которое предполагало лицензионное производство 100 БТР-4 на своей территории и Казахстан. США и Нигерия ограничились покупкой нескольких единиц, а в Индонезии до сих пор не принято окончательное решение по итогам проводимого тендера.

"БТР, который вроде бы считался завершенной моделью, за полгода получил более 900 дополнительных улучшений. Потому что люди, которые непосредственно работают с техникой в зоне АТО, говорят: это правильнее сделать так, а вот это вот так. И понимаем, что такая ситуация дает возможность сделать нашу технику еще более удобной для выполнения военных задач", — заявил первый заместитель генерального директора  "Укроборонпрома" Сергей Пинькас, подтвердив тем самым критику со стороны предыдущих заказчиков.

Самое читаемое
    Темы дня