наверх
23.04.202416:27
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Порошенко, "Минск", его альтернативы и ее санкции

Итоги "нормандии" и интервью Порошенко (368)

(обновлено: )1254110
Порошенко дал большое интервью украинским каналам. Сайт администрации президента выделил три основные мысли этого интервью: альтернативы Минским соглашениям, санкции против России и безвизовый режим. Попробуем их разобрать поподробнее.

Геворг Мирзаян — политолог, для РИА Новости Украина

Про альтернативы

Главная мысль интервью – судьба Минских договоренностей. Президент обрушился на противников документа (то есть на украинскую парламентскую оппозицию, призывающую денонсировать невыгодные для Украины соглашения). "Все способны критиковать "Минск", но никто не предлагает никакой альтернативы, кроме навсегда оставить эти территории агрессору: признать их оккупированными, отдать и не заниматься этим", - заявил Порошенко. Но при этом он сам признал, что у соглашения альтернативы все-таки есть. Это "военное решение конфликта и открытое наступление на Россию". Тут президент явно погорячился – альтернативы совершенно другие, и они гораздо опаснее как для Украины, так и для всего мира.

Читайте также: Харьков: два громких самоубийства. Случайное совпадение?

Сам разговор об альтернативах ведется потому, что Минские соглашения находятся в глубокой коме по причине невозможности их выполнения нынешней властью в Киеве. Не нежелания (хотя оно тоже присутствует), а невозможности. 

Нынешняя Верховная Рада не примет согласованные с ополченцами поправки в Конституцию, подразумевающие федерализацию страны. Не пойдут они и на выполнение гуманитарных статей "Минска" – деблокаду ЛНР и ДНР (на блокаде зарабатываются не только политические очки, но и большие деньги за транзит грузов через линию соприкосновения). 

Наконец, официальный Киев попросту не готов признать власти ЛНР и ДНР как легитимных партнеров по переговорному процессу, поскольку это будет означать признание гражданского характера украинского конфликта. 

Саботаж Киевом Минских соглашений, помноженный на политически мотивированное желание ЕС не признавать этот саботаж, начинает все больше и больше раздражать российскую сторону. Не случайно Владимир Путин после берлинских переговоров демонстративно назвал непризнанные республики "ЛНР и ДНР", без приставки "самопровозглашенные". Западным партнерам дан намек о том, что терпение России имеет свои пределы, и что в случае дальнейшего невыполнения "Минска" Россия может пойти на официальное признание республик Донбасса. Это, согласно заявлениям Парижа и Берлина, будут рассматриваться как срыв Минских соглашений.

На кону судьба не только Украины

Вот только кому нужен этот срыв? Без сомнения, он нужен Украине. Но не для реализации указанных Петром Порошенко альтернатив – военного решения вопроса или наступления на Россию. Очевидно, что ни для первого, ни, тем более, для второго у Украины нет соответствующих сил. Более того, любой из этих вариантов автоматически развяжет Москве руки, предоставляя целый спектр возможных ответных действий. 

Срыв нужен для того, чтобы ликвидировать план по федерализации Украины, которым, по сути, и является Минское соглашение, и который Петр Порошенко собственноручно подписал в белорусской столице. Именно поэтому украинская сторона и инициирует постоянные обстрелы территорий ДНР и ЛНР, фактически провоцируя республики на контрнаступление по образцу января-февраля 2015 года (которое поставило точку под "Минском-1"). 

К тому же, если наступление начнут республики, а не Киев, то военные и даже территориальные потери будут нивелированы усилением санкций в адрес РФ, а также дополнительной политико-финансовой поддержкой украинского режима со стороны Запада.

Москва, понятно, читает украинскую игру и пытается ей противодействовать. Пока что Кремль надеется на европейское благоразумие и рассчитывает, что Брюссель все-таки повлияет на Киев (взять то же соглашение о "дорожной карте"). На кону ведь не только Минские соглашения с их федеративными пунктами, являющимися залогом долгосрочной стабилизации ситуации на Украине. Речь идет о стабильности и безопасности всей Европы. 

Учитывая накал российско-западной риторики, помноженный на общую нестабильность и неуверенность всех участников информационной войны в своих силах, возобновление украинской гражданской войны может привести к вводу американо-европейских войск в Незалежную, ответный ввод российской контингента и самые, самые печальные последствия. Поэтому просьба украинского президента к саботажникам Минского процесса "взять на себя ответственность за будущие жертвы" должна делаться перед зеркалом. 

Дайте санкций!

Второй момент касался санкций. Петр Порошенко фактически привязал продолжение санкционной войны ЕС против России к выработке "дорожной карты". Которая, по словам главы государства, должна быть подготовлена к концу ноября. "Если этого не произойдет, то на Совете ЕС, который состоится в декабре, руководство стран-членов ЕС будет иметь все основания, чтобы продолжить и усилить санкции. И мы, как украинская сторона, внесли четкое предложение — давайте рассмотрим позицию, чтобы продлить санкции не на полгода, а на год — на весь 2017 год", — отметил украинский президент.

С одной стороны, это заявление уже прогресс, ведь предыдущий аргумент относительно продления санкций – "Россия срывает выполнение Минских соглашений" — вызывал серьезные вопросы. Даже если признать Кремль стороной "Минска", то в тексте соглашения можно найти пункты, не выполнявшиеся ни одной стороной (пп. 1, 6, при определенной трактовке 10) либо не выполнявшиеся только Киевом (пп. 5, 8, 11, 12). 

Но нет ни одного пункта, который выполнялся бы Украиной, но при этом не выполнялся Россией. Ни одного. Поэтому постоянные оправдания о срывах Россией "Минска" со временем перестали убеждать даже отдельных членов ЕС, которые все громче высказывались относительно необходимости завершать санкционную войну. 

Для продолжения санкций нужен новый стимул, новый предлог. И, казалось бы, Порошенко его предоставил. Киев саботирует переговоры о "дорожной карте", до конца ноября она не принимается, а наказывают за это Россию. Странная, на первый взгляд, формулировка, но ЕС к таким не привыкать – примерно так Брюссель повел себя во время кипрского референдума (Северный Кипр честно исполнил "дорожную карту", проголосовал за воссоединение и получил в благодарность сохранение санкций, а южные киприоты отвергли продвигаемую ЕС идею воссоединения и были включены в Европейский союз).

Вот только согласятся ли сами европейские государства принять формулу Порошенко и создать тем самым еще одно препятствие на пути нормализации отношений с Москвой? Даже мейнстримные политики в главных странах-членах ЕС соглашаются с необходимостью, наоборот, искать точки соприкосновения с Кремлем, особенно на фоне крайне взвешенной российской политики на украинском направлении. 

Судя по всему, в 2017 году стоит ожидать серьезного российско-европейского диалога и торга за завершение или же смягчение санкционной войны. Именно поэтому другое предложение Порошенко – о продлении санкций на год – уже отвергнуто. Страны-члены ЕС решили сохранить "крымские санкции" на полгода, а там уже смотреть по ситуации. 

Едем свободно?

Третьей темой был безвизовый режим – чуть ли не основная цель украинской дипломатии на европейском направлении со времен Майдана. И Порошенко заявил, что цель практически достигнута — Украина получит соответствующее соглашение через месяц. "24 ноября состоится саммит Украина-ЕС, и мы договорились, что на этот саммит документы будут готовы", — заявил украинский президент. 

Эксперты не отрицают такой возможности. Безвизовый режим имеет не столько практическое значение (он не дает украинцам возможности жить и работать в Европе, а лишь позволяет туристам и бизнесменам не тратить несколько часов времени и определенное количество гривен на получение визы), сколько символическое. Его введение может стать важным показателем европейской поддержки, как Украины, так и нынешней украинской власти. 

Но тут есть два момента. Во-первых, Брюссель пытается продать этот символ Киеву – то есть взамен на нужную Порошенко поддержку и внешнеполитическую "перемогу" получить ответные уступки в сфере проведения реформ и (возможно) реализации "Минска". Во-вторых, ЕС нужно как-то определиться с позицией собственных граждан. Нельзя просто так игнорировать результат голландского референдума – все прекрасно помнят, что именно отказ учитывать точку зрения электората по наиболее сложным вопросам привел к резкому росту популярности правых партий. В том числе и в Голландии – стране, где определенные силы давно хотят провести свой аналог референдума по "Брекситу". И отказ ЕС учитывать мнение жителей Нидерландов в украинском вопросе даст сецессионистам лишний аргумент против власти Брюсселя. 

Читайте также: Альтернативы минским соглашениям нет! Есть, и целых три

У ЕС есть почти месяц на решение этих проблем, а также для снятия официальной причины задержки введения режима (объявлено, что Брюсселю нужно разработать ясную, четкую и эффективную процедуру прекращения безвизового режима). А значит, весь месяц этот вопрос будет являться предметом торга между украинскими властями и Еврокомиссией.

Самое читаемое
    Темы дня