наверх
24.04.202407:43
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Хорошо забытое старое. Новый ударный украинский вертолет Ми-8МСБ-В

(обновлено: )4522101
Рекламная компания в прессе "раскручивает" проект 10-летней давности, начинавшийся как предложение по ремоторизации гражданской техники, не нашедший поддержки разработчика и не получивший одобрения Межгосударственного Авиакомитета.

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

В канун 100-летия со дня выпуска ПАО "Мотор Сич" первого авиационного двигателя "ДЕКА М-100" украинские СМИ дружно распространили информацию о том, что предприятие совместно с КБ "Луч" разработало ударный вариант вертолета на базе Ми-8.

В качестве подтверждения был приведен рисунок модернизированного вертолета Ми-8МСБ-В, оснащенного комплексом противотанковых ракет.

Рисунок модернизированного вертолета Ми-8МСБ-В, оснащенного комплексом противотанковых ракет

Далее следовал незамысловатый текст, повествующий о том, что "специалисты ПАО "Мотор Сич" совместно с ГосККБ "Луч" разработали ударный вариант вертолета Ми-8МСБ-В с противотанковыми ракетами РК-2В "Барьер-В".

Во время проведения международной военной выставки "Оружие и Безопасность-2016" в Киеве был показан проект создания специальной версии вертолета Ми-8 с установленными противотанковыми ракетами "Барьер-В" производства ГосККБ "Луч".

Новый ударный комплекс на базе вертолета Ми-8МСБ-В предназначен для поражения неподвижных и подвижных современных бронированных целей, которые имеют комбинированную, разнесенную или монолитную броню, в том числе с динамической защитой, а также малоразмерных целей типа долговременных огневых точек, танков в окопе, легкобронированных объектов и вертолетов противника.

В состав ударного комплекса на базе вертолета Ми-8МСБ-В входят ракеты РК-2В "Барьер-В" в транспортных пусковых контейнерах, которые закреплены на специальных пусковых устройствах. Также в состав комплекса входит поворотный оптико-электронный модуль ПМ-ЛКТ "Спектр", установленный спереди кабины пилотов вертолета. В самой кабине появился блок индикации (дисплей), блок управления ракетным вооружением, устройство наведения.

Максимальная дальность действия нового ракетного комплекса составит порядка 7000 м, при этом масса ракеты составляет 43 кг. Бронепробиваемость за динамической защитой составляет около 800мм, вероятность поражения цели одной ракетой 0,7…0,85.

Система наведения нового ракетного комплекса предусматривает автоматическое сопровождение цели по лазерному лучу с телевизионным автосопровождением цели".

Посетители упомянутой по тексту выставки отметили многие ее экспонаты, однако фотографий ударного варианта вертолета Ми-8МСБ-В с противотанковыми ракетами РК-2В "Барьер-В" не привел никто.

Впрочем, этот вариант уже фигурировал на той же выставке годом раньше, но уже тогда его трудно было назвать "новым".

В частности, на фотографии, сделанной в ноябре 2015 г. нетрудно опознать оптоэлектронную головку ПМ-ЛКТ производства НПК "Фотоприбор", которая была представлена ​​в составе ударного вертолета Mи-8MСБ-В.

Оптоэлектронная головка ПМ-ЛКТ НПК "Фотоприбор" на вертолете Mи-8MСБ-В. Выставка "Оружие и безопасность-2015"

На другой фотографии, сделанной осенью 2015 г. на той же выставке, почетный президент и владелец ПАО "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев показывает секретарю СНБО Александру Турчинову пусковые контейнеры ракет "Барьер-В", наводимых комплексом управления ракетным вооружением 524-Р, подвешенных на том же вертолете.

Вячеслав Богуслаев показывает Александру Турчинову пусковые контейнеры ракет "Барьер-В"

Таким образом, становится ясно, что "новинка" демонстрировалась на выставке уже год назад.

История же ее создания еще более давняя. В сентябре 2007 г. ПАО "Мотор Сич" завершило работы по созданию двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В с увеличенными показателями ресурса и мощности. В июне 2013 г. были проведены государственные стендовые испытания ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4 (4Е) в интересах Министерства обороны Украины.

В мае 2012 г. вертолет Ми-24ПУ1 с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В был принят на вооружение ВС Украины. В апреле 2014 г. аналогичный приказ был подписан и о десантно-транспортном вертолете Ми-8МСБ-В.

Начало продвижения на рынок программы ремоторизации уже эксплуатирующихся вертолетов Ми-8Т новыми двигателями производства "Мотор Сич" ТВ3-117ВМА-СБМ1В было положено еще в 2008 г. киевской авиационной компанией "Синком-Авиа". Для опытной отработки и сертификации в Запорожье был передан один из вертолетов этой авиакомпании, получивший название Mи-8T-MСБ1. Одновременно начался маркетинг и рядом белорусских коммерсантов. Затем проект по ремоторизации вертолетов Ми-8 в профиль Ми-8МСБ полностью перешел под контроль "Мотор Сич". Были проведены сертификационные и государственные испытания модернизированного вертолета Ми-8МСБ в рамках ОКР "Джміль" министерства обороны Украины, установлен целый ряд рекордов, и в результате 28 октября 2011 г. Госавиаслужбой Украины был выдан Дополнительный сертификат типа № ДТВ-0003 на вертолет Ми-8МСБ с двигателем ТВ3-117ВМА-СБМ1В сер. 4Е.

В разное время предполагалось начать выпуск ремоторизованных Ми-8МСБ на целом ряде различных предприятий в Украине и за рубежом. Сначала в качестве головного исполнителя работ назывался Конотопский авиаремонтный завод "Авиакон". ПАО "Мотор Сич" осенью 2011 г. планировала наладить к 2014 — 2015 гг. на мощностях этого завода модернизацию до 40 многоцелевых вертолетов. Однако уже осенью 2012 г. сообщалось, что "Авиакон" не совсем подходит и ремоторизация будет делаться в Запорожье, причем уже потрачено 6,5 млн долл. на подготовительные работы и получение дополнительных сертификатов. В результате в Запорожье было учреждено ООО "Вертолеты Мотор Сич", получившее сертификат одобрения производства авиационной техники, которое возглавил бывший директор авиаремонтного завода "Авиакон" Алексей Енин. Туда же из Конотопа перешла и немалая часть его сотрудников.

Затем к работам подключился ГП "Завод 410 ГА", на котором в 2014 г. президенту Петру Порошенко были продемонстрированы два отремонтированных и модернизированных предприятием Ми-8МСБ.

В начале 2012 г. к программе подключилось белорусское ОАО "Оршанский авиаремонтный завод", на котором согласно озвученному в сентябре 2013 г. бизнес-плану предполагался ремонт 20 — 60 вертолетов в год. Однако к началу 2014 г. удалось переделать лишь два Ми-8МСБ, которые были переданы авиакомпании "Орша Эйр", зарегистрированной в августе 2013 г. акционерами-собственниками "Оршанского авиаремонтного завода", то есть фактически ПАО "Мотор Сич", владеющей контрольным пакетом предприятия.

В декабре 2013 г. дополнительный сертификат типа № ДТВ-0003 был признан действительным в Республике Перу и Республике Беларусь, куда планировалось поставлять ремоторизированные вертолеты. Однако уже к 2016 г. стало ясно, что обе эти страны предпочли приобрести новые российские Ми-171.

В итоге единственным реальным заказчиком, которому потребовалось 13 вертолетов Ми-8МСБ-В, оказалось министерство обороны Украины. Правда, цена, которую ПАО "Мотор Сич" желает получить за свою модернизацию, едва ли понравилась украинским силовикам. Так, стоимость работ по ремоторизации Ми-8Т в 2012 г. оценивалась в 2-3 млн долл. (цена двух новых двигателей ТВ3-117ВМА-СБМ1В сер.4Е плюс работы), а цена базовой модификации вертолета в рамках модернизации может составить 5-6 млн долл.

С учетом установки комплекса управляемого вооружения конечная цена Ми-8МСБ-В, вооруженного ракетами "Барьер-В", выходит на уровень, сопоставимый с российскими аналогами после капремонта.

Таким образом, становится ясно, что и на этот раз рекламная компания в прессе "раскручивает" проект как минимум 10-летней давности, начинавшийся как предложение по ремоторизации гражданской техники, не нашедшее поддержки разработчика ОКБ им. М.Л.Миля и не получившее одобрение сертификационного органа – Межгосударственного Авиационного Комитета. По этой причине дальнейшее развитие пошло по пути модернизации военной версии этого же вертолета, которая позволяет обойти сертификацию и зачастую согласование с конструкторским бюро, спроектировавшим исходный образец. Однако даже этот вариант до сих пор не нашел инозаказчиков, поэтому "Мотор Сич" по-прежнему вынужден ориентироваться на украинских силовиков. Вот потому-то пришлось запорожскому предприятию и его владельцу вступить в осеннюю гонку за бюджетом-2017 и дополнительными вливаниями на военные нужды, выделенными недавним указом президента на 2016 г.

Самое читаемое
    Темы дня