наверх
23.04.202417:11
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Нериторический вопрос: зачем Украине генконструкторы?

(обновлено: )11535240
Подзабытый ныне лозунг социальной рекламы "Стране нужны…", в начале октября текущего года получил новый ответ. Стало ясно, кто стране точно не нужен…

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Сказать, что 1 октября произошла сенсация или, по крайне мере, неожиданность, наверное, нельзя. После выходных, 3 октября, на сайте ГП "Антонов" появилась информация, датированная задним числом — 30-09-2016, озаглавленная "ГП "АНТОНОВ" внедряет систему управления по современным международным стандартам".

Далее скромно упоминалось о том, что "В процессе приведения организационной структуры ГП "АНТОНОВ" в соответствие с национальными и международными требованиями к проектным организациям и внедрения современных стандартов управления проектами с 1 октября 2016 г. из штатного расписания предприятия исключена должность Генерального конструктора". (выделение п/ж — Ред.)

Подводилось и кажущееся авторам веским обоснование, так как "ГП "АНТОНОВ" начинал свою историю как опытно−конструкторское бюро, которое занималось преимущественно проектированием самолетов. Его возглавлял ответственный руководитель − Генеральный конструктор. Сегодня "АНТОНОВ" − предприятие, которое реализует полный цикл создания самолета − от предпроектных научных исследований до производства, продажи, обслуживания и сопровождения самолетов в эксплуатации".

Одновременно декларировалось, что "Такое расширение сферы деятельности предприятия требует перераспределения функциональных задач менеджмента. В частности, предусматривается предоставление более широких полномочий руководителям программ по созданию различных типов самолетов. На них возлагается ответственность за сопровождение самолета в течение всего его жизненного цикла с использованием всех видов производственных, человеческих, финансовых и других ресурсов".

Ну и, разумеется, освещалась юридическая сторона вопроса: "Данная реорганизация направлена на обеспечение соблюдения ГП "АНТОНОВ" современных стандартов, общепринятых международным авиационным сообществом. Такие требования изложены, в частности, в Авиационных правилах Украины, часть 21 (АПУ−21), Глава J, которые разработаны с целью внедрения в Украине положений правил Европейского Союза Part 21".

В тот же день сайт ГП "Антонов" сменил страницу с руководством, которая с понедельника предстала в нижеприведенном виде:

Руководство ГП "Антонов"

Этому событию предшествовало появление приказа президента ГП "Антонов" Александра Коцюбы от 28 июля 2016 г. об исключении с 1 октября того же года из штатного расписания предприятия должности Генеральный конструктор, которую Дмитрий Кива занимал после разделения должностей президента и генконструктора, а также еще трех клеток – двух заместителей и советника.

Приказ по ГП "Антнов"

Копия приказа президента ГП "Антонов" Александра Коцюбы от 28 июля 2016 г

Напомним, что сам Коцюба занял должность президента менее чем за два месяца до подписания поистине "исторического" для конструкторского бюро приказа об упразднении генерального конструктора — 8 июня с. г., так как исполнявший с июня 2015 г. обязанности президента Михаил Гвоздев не пришелся ко двору таким же, как он сам, бывшим автодилерам из "Укроборонпрома", так и не смог пройти конкурсный отбор и был пересажен в кресло председателя совета директоров формируемой корпорации "Украинская авиастроительная компания" — "мощного авиационного кластера, в который войдут предприятия авиационной отрасли страны". 

Как известно, ни Коцюба, ни Гвоздев, ни оставшиеся на сайте четверо из пяти нынешних руководителей ГП "Антонов" никогда прежде не имели ни малейшего отношения к авиации или авиационной промышленности. Единственный потомственный представитель, работавший в ОКБ им. О.К.Антонова многие десятилетия — Виктор Семенцов, до 2015 г. был заместителем Генерального директора ГП "Антонова" по хозяйственно-административной части.

Читайте также — Дилемма украинского авиапрома: контрабанда или пустота

О другом, не менее знаменательном событии из жизни института украинских генеральных конструкторов, также стало известно заранее. 

Александр Дегтярев демонстрирует президенту Петру Порошенко перспективы украинского ракетостроения

Так, коллектив ГП КБ "Южное" (г. Днепропетровск) выразил "обеспокоенность судьбой конструкторского бюро" в связи с отстранением от конкурса на должность директора предприятия после первого этапа конкурса наиболее компетентных кандидатур: бывшего генерального директора-генерального конструктора КБЮ Александра Дегтярева и заместителя главного экономиста Александра Камышова.

Как и в случае с ГП "Антонов" была реализована аналогичная схема. Вначале в уставе предприятий были разделены должности генерального директора (президента) и генерального конструктора, а затем согласно постановлению Кабинета министров Украины №777 проводился конкурс на замещение руководящей должности, к которому не допустили профильных специалистов. Разумеется, прежние руководители были уволены и восстанавливались по суду.

По этому поводу первый заместитель генерального директора — генерального конструктора КБ "Южное" Евгений Курячий заявил на пресс-конференции, что "По результатам первого этапа конкурса оба наших кандидата (Дегтярев и Камышов) получили отказ от конкурсной комиссии. Фамилии двух человек, которые прошли, официально неизвестны, могу сказать что к космической, ракетной и оборонной отрасли они не имеют отношения".

Он также отметил, что "Предполагаемые кандидаты, по условиям конкурса, должны иметь определенный стаж работы, а также опыт работы руководителем предприятия численностью свыше 500 человек не менее 5 лет. По предварительной информации, кандидатуры, которые прошли, этого опыта не имеют".

Дмитрий Кива на переднем плане) и Петр Порошенко

Дмитрий Кива рассказывает президенту Петру Порошенко о перспективах украинского самолетостроения

Конечно, можно напомнить, что Кива занял место генерального конструктора ГП "Антонов", начав с должности освобожденного секретаря комитета комсомола ОКБ, а становление Дегтярева как генконструктора КБЮ началось с отдела маркетинга. Обе упомянутые должности были несколько далеки от творчества разработчика аэрокосмической техники и находились гораздо ближе к овладению карьерными высотами и денежными потоками, но, судя по утверждениям того же ветерана КБЮ Курячего, сменяющие их "люди, не имеющие опыта управления научным высокотехнологичным предприятием, что вызывает опаску, не смогут им руководить. Как результат – это приведет к недостаточному притоку капитала в страну, а это очень большие деньги".

Самое читаемое
    Темы дня