наверх
25.04.202408:02
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Нескучное завтра. Пристегнитесь, самолет прибывает в аэропорт "Мазепа"

На металлолом. Украина против советских памятников. (688)

(обновлено: )4613197
История, окончательную развязку которой мы увидим в сентябре, к настоящему моменту завершилось голосованием за переименование международного аэропорта Борисполь - его назовут именем Ивана Мазепы, которому проиграли Сикорский, Малевич, Чубинский и Антонов.

Янина Соколовская, политэксперт

Мазепа перелетный

Как говорится в массе сообщений, народ Украины выбрал Мазепу. При этом важно знать численность голосовавших. За Мазепу проголосовали 12 768 человек. И если Верховная Рада в сентябре утвердит их выбор, то он станет решением всего украинского народа.

Таким образом власти смогут зафиксировать очередное переименование, не только вносящее рознь в украинские ряды, но и раздражающее тех, кого мы хотим считаем нашими партнерами в ЕС.

Украинцы, выступающие против переименования аэропорта действуют неактивно, и в этом их проблема. Они ярко выступают разве что в соцсетях с рассказами о том, что называть аэропорт именем человека, преданного анафеме – дело неблагодарное. За снятие с Мазепы анафемы, помнится, боролся еще президент Виктор Ющенко, понимания не нашел и заявил, что анафема документально не зафиксирована, а значит, ее нет.

Анафематом Мазепа стал после того, как, предав своего друга царя Петра Первого, перешел на сторону шведов, был с ними бит под Полтавой, бежал и умер на чужой земле, на территории Османской империи. Противники возвеличивания Мазепы напоминают, что предал он единоверцев дважды, пойдя на смычку то с католиками, то с мусульманами.

Сторонники Мазепы напоминают об его яркой образованности, харизме и даре дипломата, сумевшего сдружиться с Петром Первым и стать для него авторитетом, большим, чем ангелы — по воспоминаниям современников. Эти люди единственной ошибкой Мазепы называют следование «хмельницкой» стратеги, включавшей подписание на Переяславкой раде союза с Россией, а его измену этому договору считают мудрой стратегией.

В ЕС к Мазепе отношение неоднозначное. Почти такое же, как к Степану Бандере, именем которого назвали теперь уже бывший Московский проспект в Киеве. Кстати, это решение Киеврады мэр Кличко не стал подписывать, поручив это заместителю – на всякий случай?

Те, кто голосовал за переименование Борисполя в Мазепу, явно делали это в пику России, но с надеждой на восстановление
авиасообщения Украина – РФ. Представляете, как москвичи будут прилетать в аэропорт имени Мазепы?! — смеются они. И с этим смехом очередной неоднозначный персонаж выносится на титульную страницу украинской карты.

При этом проигрывают личности, действительно много сделавшие для страны и своими именами ее объединяющие, а не раздирающие. Это авиаконструктор Игорь Сикорский, авиаконструктор Олег Антонов, автор слов гимна Украины Павел Чубинский

Не прошло и предложение назвать аэропорт именем Малевича. Вроде приличные украинские деятели заявили, что не может главный аэропорт страны носить фамилию, которая  звучит не по-украински. Эти слова, по сути близкие к нацизму, были, к примеру, услышаны в Германии, с нацизмом до сих борющейся, за него кающейся и судами реагирующей на высказывания о национальной нетитульности.

Прецеденты

В мире есть прецеденты названия аэропортов именами тех, кто объединяет нацию. В Варшаве аэропорт назван именем Шопена, сердце которого похоронено в этом городе.

Аэропорт Стамбула носит имя Ататюрка — первого президента Турецкой республики, давшему толчок развитию страны. Кстати, этот аэропорт – четвертый в Европе и 13-й в мире по пассажиропотоку.

В Баку аэропорт предсказуемо назвали именем Гейдара Алиева.

Нью-Йоркский международный аэропорт носит имя Джона Кеннеди, президента США, погибшего во время покушения.

А в Будапеште аэропорт поименован в честь композитора Ференца Листа. Он небольшой, обслуживает всего 8,2 млн. пассажиров.

Ни один из этих аэропортов не назван именем человека, вызывающим вопросы у значительной части граждан. Но у Борисполя,  обслужившего за  2016 год всего 2,82 млн. пассажиров, должно быть, собственная гордость.

Жаль, что этой гордостью не стало само древнее имя города Борисполь, возле которого построен аэропорт. Хотя самими летописями, видимо, было предсказано его летное будущее. В  давних источниках Борисполь называют именами Летч и Льто, а первое упоминание о нем относится к началу ХI века.

Тут в княжеской междоусобице погиб сын князя Бориса. В ХVII веке во временя польского господства Борисполь получил Магдебурское право… Именем города с такой историей аэропорт назвать было логично и незазорно. Но это имя должно в сентябре исчезнуть с карт – по народной воле и депутатскому соизволению.

Коммунист-Кутузов

В деле переименований украинские политики и активисты наворотили так много, что дурь каждого стала видна. Ковпак, Малиновский, Ватутин, Тимошенко, боровшиеся за страну, должны быть стерты с ее карты. А Кутузов и Суворов – декоммунизированы.

Согласно решению Киеврады, улица Кутузова теперь — Генерала Алмазова (то ли петлюровского, то ли белогвардейского, не уточняется, так как оба они Алексеи). Переулок Кутузова декоммунизирован в Евгения Гуцало (советского, кстати, писателя). Улица Суворова теперь — Михаила Омеляновича-Павленко (то ли офицера Российской императорской армии, то ли генерал-поручика армии Украинской народной республики).

При этом в Киеве остаются никем не переименованные улицы с милозвучными названиями Регенераторная, Газопроводная и Коллекторная. Они активистов, видно, не тревожат.

Зато город Кировоград без согласится его жителей переименован Верховной Радой в Кропивницкий. На удивление, депутатов не смутило, что этот великий человек свою деятельность развернул на территории нынешней страны-агрессора.

А перспективные молодые политики потребовали появления в Киеве бульвара Гавела (вместо Ивана Лепсе). На это историк Кость Бондаренко отвечает, что Киеву очень не хватает проспекта Муссолини – он последовательно, с  1919 года, поддерживал Украину и в отличие от Гитлера считал, что Украина имеет право на государственность.

Параллельно в Киеве хотят снести памятник Щорсу, слепленный якобы с первого украинского президента Леонида Кравчука, тогда работавшего натурщиком. Также категорически необходимо спилить пятиконечные звезды с моста Патона – проект реконструкции уже утвержден. От этого мост, видимо станет шире и лишиться пробок.

Читайте также: Декоммунизация погон украинской армии: здравствуй, армия русская?

Правда, за два с половиной года так и не выяснилось, какую скульптуру можно поставить в самом центре Киева, внизу бульвара Шевченко. Там раньше Ленин стоял, рукой на Бессарабский рынок показывал. Теперь там, в порядке инсталляции, установили лестницу, на которую может влезть каждый и, удобно разместившись на постаменте, вскинуть руку и прокричать: Валите уже, хлопцы, тот клятый Днепрогэс.

Самое читаемое
    Темы дня