Янина Соколовская, политэксперт
Удивительный по своей мощи коллектив депутатов взялся реформировать украинскую церковь и отношения с ней государства. В создании проекта закона "О свободе совести и религиозные организации" участвовал известный религиовед, советник Арсения Яценюка и представитель Народного фронта Виктор Еленский, ближайшая соратница Арсения Яценюка Светлана Войцеховская, внефракционный донецкий олигарх Сергей Тарута, "радикал" Андрей Лозовый, полевой командир и депутат от Самопомичи Павел Кишкар, представитель БПП Артур Герасимов, бывший начальник львовского управления культуры, избранная в Раду от "Самопомичи" Ирина Подоляк.
Буквально за три дня законопроект согласовали пять "профильных комитетов" — от культуры и духовности до бюджетного. И теперь этот документ выносится на рассмотрении Верховной Рады, где, как показало голосование предыдущей недели, поправки умеет читать только один депутат, и тот — Надежда Савченко.
Согласно этому документу, государство больше не отделяется от церкви, впрямую вмешивается в ее дела и разрешает "религиозным общинам" самостоятельно менять "центр своего религиозного подчинения". Как говорится в пояснительной записке, документ создан "для обеспечения религиозным общинам права на сознательный выбор и свободную смену подчинения религиозным центрам".
За красивыми словами о свободе слова стоят вполне материальные вещи. Таким образом, к примеру, ныне оспариваемые разными общинами храмы на западной Украине можно легко, без криков и давней пыли, вывести из юрисдикции каноничной Украинской православной церкви (УПЦ) и передать ее неканоничной УПЦ КП. Или, что судя по законопроекту вполне возможно, отдать греко-католикам. То есть сменить киевскую юрисдикцию, соотносящуюся с церковным миром через Москву, на просто киевскую, не признанную нигде в мире, или, к примеру — Ватиканскую.
Таким образом имущественные споры церквей будут решать исключительно государством, точнее — местными властями, которым общины будут сообщать о своем переходе. Законопроект этот адресно направлен против Украинской православной церкви (УПЦ), так как граждан не затруднят чтением ее устава, где украинским по белому написано, что это - Церковь украинского народа. Гражданам объяснят, что это церковь - московская, что в ней якобы собирают деньги на патроны доя российских солдат, что это церковь агрессора - и тому подобную чушь.
Гражданам помогут понять, что им пора вернуться в украинское лоно — и лучше всего в неканоничную УПЦ КП. И вернуться, естественно, вместе с храмами. И тут надо отметить, что за редчайшим исключением новопостроенных церквей, все остальные, включая Киево-Печерскую и Почаевскую лавры, пребывают не в собственности религиозных организаций, а в аренде. И если арендатор решит, что он решил сменить "центр своего религиозного подчинения", то государство радостно ответит "есть" и заберет, к примеру, Лавры с их сокровищами у УПЦ и передаст, кому надо. Для этого надо лишь общину уговорить.
Путь этих перемен записан в законопроекте — "путем регистрации нового устава общины или внесения поправок в уже существующий". Для этого надо "согласие большинства людей, присутствующих на собрании общины". То есть если община состоит из 500 человек, на собрание пришли трое и за смену "религиозного центра" проголосовали двое, то вопрос практически решен.
Этот документ - не просто подлость по отношению к верующим. Это государственная ловкость рук с большой долей мошенничества. Людям сейчас, во время необъявленный восточной войны, легко вложить в головы штампы об агрессорах. И эти люди не будут вдаваться в детали, что УПЦ давно говорит на украинском, а многие священники не читают здравицу своему патриарху, потому что считают неправильной его позицию относительно войны. Этим священникам, этим общинам сейчас вдвойне тяжело, государство лишь утяжеляет эту ношу, превращая в 21 веке крупнейшую украинскую Церковь в гонимую.
Эти попытки властей вмешаться в церковную жизнь подлы и консолидированы. Ведь представители практически всех течений Рады (за исключением "Батькившины") стали авторами законопроекта.
Читайте также: Бортник об "охоте на ведьм" и трех людях, реально правящих Украиной
В этой ситуации меня тревожит, как справляется со свободой своей совести президент Петр Порошенко, понимающий, как устроена эта Церковь. Как будет он нынче лавировать между своей совестью и потребностями праворадикалов? Сможет ли он ветировать такой закон в случае принятия его Верховной Радой или решит, что в этом случае правой руке лучше не знать, что делает левая? Думаю, вопрос этот вполне риторический.
Понимая это, прихожане Киево-Печерской и Почаевской лавры устраивают крестные ходы, они просят защитить их и сберечь святыни. Они, во многом ментально далекие от государства, понимают всю бессмысленность апелляций к нему.